Детская тревожность
Детская тревожность
Тревожность детей- одна из важных проблем современной педагогики и детской психологии. Ребенку становится тяжело учиться, общаться со сверстниками и взрослыми. Тревожность проявляется у детей по-разному: от полной покорности до неуправляемости.
Задача , которая стоит перед родителями и педагогами – найти такой подход к ребенку, чтобы избавить его от состояния страха и тревоги ,чтобы он смог самостоятельно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Проблему тревожности ввел З.Фрейд.
Тревожность понимается как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности. Наряду со страхом и надеждой, тревога — особая, предвосхищающая эмоция.
Тревожность может быть ситуативная и как устойчивая черта характера. На психологическом уровне тревожность-напряжение, беспокойство, нервозность. Ребенок может переживать беспомощность, бессилие.страх неудачи. На физиологическом уровне появляется частое сердцебиение, учащается дыхание, может возрастать общая возбудимость.
Необходимо уделить внимание школьной тревожности и тревожности в межличностном общении. Есть нормальный уровень тревожности (адаптивный). Он необходим для мобилизации сил и адаптации. Чрезмерно высокий уровень – это дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения. Полное отсутствие тревоги говорит о том, что ребенок не может нормально приспособиться к ситуации. Многократное повторение ситуаций, в которых актуализируются факторы, продуцирующие состояние тревоги, ведет к закреплению тревожности как устойчивого образования (тревожности как свойства, черты).
Тревожность часто порождается внутренними конфликтами. Например, если к ребенку предъявляются непосильные требования. Длительное сохранение личностного конфликта способствует сохранению и усилению тревожности.
Тревожность сигнализирует о том, что возможны искажения в развитии личности.
Тревожность может появиться, когда происходит неблагоприятное соотношение между самооценкой школьника и его уровнем приятязаний.
Причины возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста:
1. внутриличностные конфликты, которые проявляются в оценке собственной деятельности.
2. нарушение семейного взаимождействия.
3. соматические нарушения.
Часто тревожность развивается в ситуации униженного или зависимого положения ребенка, завышенными требованиями взрослых, несогласованными требованиями,а так же ,если ребенок постоянно чувствует свою незащищенность.
В младшем школьном возрасте, тревожность оказывает только деструктивное влияние на ребенка,то есть негативно влияет на развитие личности ребенка, дезорганизует его поведение. У ребенка понижается самооценка, он становится неуверенным в себе.
Тревожность как устройчивая черта формируется только к подростковому возрасту, до этого носит ситуативный характер. Тревога (тревожность) может выполнять мобилизующую роль, начиная с подросткового возраста.
Неадекватные ожидания со стороны родителей являются типичной причиной, порождающей у ребенка внутриличностный конфликт.
Школьная тревожность начинает формироваться в младшем школьном возрасте. Она возникает в результате столкновения ребенка с требованиями школы. Шести - семилетний ребенок становится особенно эмоционально возбудимым, раздражительным, капризным, что происходит на фоне процесса адаптации к новой роли — школьника. Происходит так называемый «школьный шок». Следует отметить, что у тревожного ребенка ухудшается соматическое здоровье. Тревожные дети часто болеют, и вынуждены по этой причине оставаться дома. Признаком тревожность может быть отказ от сложного задания. Ребенок может проявлять излишнюю обидчивость, иногда агрессивность. Рассеянность, или снижение концентрации внимания во время занятий, - также является признаком тревожности. Тревожному ребенку сложно распланировать выполнение заданий, определить цель. В итоге они либо постоянно вытесняют тревожащие элементы из поля сознания, либо пребывают в мире собственных мыслей и идей, которые не вызывают тревоги, благодаря чему это состояние является для них наиболее комфортным.