Как найти общий язык учителям и родителям?
В семье праздник. Ребенок пошел в первый класс, стал учеником. А сколько надежд у родителей на успехи ребенка! Но проходит время и оказывается, что не у всех малышей удачно началась школьная жизнь. Есть проблемы в поведении, конфликты с товарищами по классу, да и успехи в обучении не радуют. Первый помощник родителям в решении всех проблем – учитель.
Общение родителей и учителя необходимо для взаимопонимания, усвоения педагогического опыта, знаний, которые они передают друг другу. Это поможет выработать единую линию воспитания, разрешить противоречия. А они нередко случаются. Ведь учитель и родители воспитывают и видят ребенка в разных условиях. Учитель – в школе, родители – дома.
Достижение взаимопонимания между школьными и домашними воспитателями – процесс сложный и многогранный. Такое общение выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей надежных помощников, а отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами воспитания школьников. Но для того, чтобы учителя и родители понимали друг друга, необходимо взаимное желание и умение общаться.
Из-за чего возникают конфликты между учителями и родителями
К ним можно отнести столкновения в областях:
♦ взаимодействия учителя и родителя в области организации домашней работы ученика;
♦ несогласия родителей с отношением к школьнику со стороны учителя;
♦ неадекватно заниженных, по мнению родителей, оценок, выставляемых учителем ученику;
♦ непринятия ученика сверстниками, одноклассниками;
♦ завышенных, на взгляд родителей, требований школы к подготовленности ребенка и пр.
В основе возникающих конфликтов лежит неудовлетворенность родителей в области обучения и воспитания детей, организации учебно-воспитательного процесса, положением ребенка в системе внутри классных связей или отношением учителя к ребенку или родителям.
Как разрешить конфликт между родителями и преподавателями?
Входя в родительское сообщество, каждый родитель подвергается потенциальной опасности быть втянутым в конфликтную ситуацию. Поэтому некоторые знания по предупреждению и разрешению конфликтов, на мой взгляд, не помешают.
Говоря о предупреждении конфликтов, необходимо знать, какие действия могут к ним привести.
Приведем примерный перечень действий, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации:
♦ проявления агрессии или антипатии родителей к учителю, родителей к другим родителям класса;
♦ проявление недовольства руководством, построением образовательного процесса в классе;
♦ постоянные придирки к деятельности учителя;
♦ отрицательная оценка профессиональной деятельности учителя или общественной деятельности других родителей;
♦ истерическое состояние родителей, чаще всего мам и бабушек;
♦ активное навязывание своей точки зрения;
♦ отказ от компромиссов, предлагаемых учителем или директором;
♦ создание групп и коалиций, противоборствующих целям школы;
♦ втягивание учеников и родителей в назревающий конфликт;
♦ навязывание своей преувеличенной роли в жизнедеятельности школы.
Справедливости ради надо сказать, что конфликтную ситуацию иногда создает и учитель. В этом случае его действия, ведущие к конфликту, могут быть следующими:
♦ использование стиля руководства, неадекватного требованиям времени; игнорирование мнения родителей при решении насущных задач класса;
♦ отсутствие интереса к личностям учеников и родителей;
♦ использование внутришкольной информации во вред отдельным ученикам и родителям;
♦ игнорирование интересов учеников и родителей;
♦ неумелое решение вопросов индивидуального характера, касающихся взаимодействия родителей и учителя;
♦ создание «свиты» в виде любимчиков из числа родителей, приближенных к учителю.
Если ситуация складывается зримо и появление конфликта не за горами, можно воспользоваться примерной программой предупреждения конфликта в школе, которая может иметь следующий вид:
1. Рационально, с учетом индивидуальных особенностей школьников и их родителей, психологической совместимости отдельных родителей, особенно активистов, необходимо равномерно распределять участие родителей в делах класса.
2. Своевременно информировать родительскую общественность обо всех изменениях, касающихся жизни класса в целом и отдельных учеников.
3. Относиться к родителям необходимо неизменно вежливо и терпимо.
4. Нельзя ставить в неловкое положение отдельного родителя перед другими родителями или учениками.
5. Учитель должен уметь выслушать собеседника, не перебивая, и вникнуть искренне в его проблемы.
6. Учитель должен подавать образец толерантности к родителям, мыслящим не так, как он.
7. Содействовать созданию творческой, теплой атмосферы в классе.
8. Четко и логично строить образовательный процесс в классе.
Но если все-таки время предупреждения конфликта пропущено, то встает необходимость его разрешить. В противном случае динамичный, развивающийся по спирали конфликт может затормозить процесс творческой работы не только одного класса, но и всей школы и навредить главному ее предназначению — образованию подрастающего поколения.
- Мне нравится (2)
Комментарии
Хорошая статья. Надо говорить
Хорошая статья. Надо говорить об этом с родителями и учителями. Ведь у некоторых уже на лице написано: Я всегда прав!