Экологическое воспитание младших школьников в процессе развития эмоциональной сферы

Шевелева Екатерина Анатольевна

Важнейшая задача учителя – обеспечить появление у обучающихся положительных эмоций. Они формируют у детей ответственное отношение к окружающему миру, развивают отзывчивость, умение  и желание активно защищать, улучшать, облагораживать экологическую среду. В своей работе я стремлюсь учить детей жить в гармонии с собой и с окружающим миром. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_izm_1.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание

младших школьников в процессе развития эмоциональной сферы.

Важнейшая задача учителя – обеспечить появление у обучающихся положительных эмоций. Они формируют у детей ответственное отношение к окружающему миру, развивают отзывчивость, умение  и желание активно защищать, улучшать, облагораживать экологическую среду.

Что такое экология? На этот вопрос многие ученики отвечают: «Экология – это когда люди улыбаются…». С этим ответом я полностью согласна. Ведь когда даришь улыбку людям – увеличиваешь в окружающем мире количество добра, снимаешь с души что- то негативное, тревожное, делаешь ещё один шаг к гармонии всего живого на Земле.

В своей работе я стремлюсь учить детей жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Урок всегда начинаю с создания хорошего настроения. Начало может быть такое:

Ребята! Представьте, как здорово быть… цветком! Вырасти из крохотного семечка и радовать всех вокруг красотой! Чувствовать, как тебя наполняет свет, сила и покой. Давайте прикоснёмся к этим ощущениям! Слушайте и повторяйте движения.

Семечко упало в землю. (Сели на корточки, склонили голову, охватили голову руками)

Тихо до весны спало. (Ровно дышим – вдох и выдох)

Встрепенулось и проснулось. (Встрепенулись, «подрожали», подняли голову)

Потянулось: утро ль это? (Потянули руки вверх, «к солнышку»)

И пошёл наверх росток. (Медленно встаём)

Посмотреть на лучик света

Воздуха глотнуть. (Поднимаемся в полный рост, дышим ровно и глубоко)

Распустил листочки – ручки.

Ах, прекрасное растенье! (Раскинули руки в стороны)

Набежали в небе тучки

И закапал дождь весенний. (Плавно подвигали плечами, локтями, пальцами)

А потом бутон красивый

Стал готовиться к раскрытью. (Покачали головой, сделали наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад)

Рос, крепчал, копил все силы –

Бах!!! Открылся! Посмотрите! (Резко вскинули руки вверх, встали на цыпочки)

И качает ветерок первый луговой цветок! (Раскачиваемся вправо, влево, улыбаемся)

Бывают такие моменты в школьной жизни, когда сами дети помогают создавать настроение, подсказывают тему урока. Мы шли в городскую библиотеку на урок внеклассного чтения. Было тепло, солнечно. В парке на ветках рябин сидело очень много снегирей. Подошли совсем близко и замерли… Чудо рядом! Когда пришли в класс, дети хором попросили: «Давайте писать сочинение!»

  • О ком? О чём?
  • О снегирях.

Дети долго жили под впечатлением встречи со снегирями, встречи с природой, с удивительными гостями города, и каждому захотелось поделиться своими чувствами. Приведу строчки из некоторых сочинений

  • Сегодня в парке мы видели удивительную картину. На рябинах сидели снегири. Мы тихонько подошли к деревьям.
  • Птицы перелетали с ветки на ветку, как маленькие фонарики. Все ребята замерли. Все смотрели на чудо.
  • Снегири нас не боялись, как будто знали, что мы их не обидим.
  • Снег голубоватый и розоватый, освещённый солнцем, необыкновенно красив. Красногрудые снегири – в птичьей столовой.
  • Можно этим любоваться часами. У меня было хорошее настроение весь день.

Дети проводят в школе много времени, и очень важно, какое настроение у них будет весь день. Ведь от этого зависит их здоровье, учёба, отношения с одноклассниками и учителями.

Игра помогает делать урок живым, а общение искренним. С её помощью можно дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать интерес к предмету, природе.

Для активизации тактильных ощущений использую игру «Чудесный мешочек». Например, говорю детям, что весенняя влага нужна предмету, который лежит у меня в мешочке.

  • Угадайте, что это за предмет? Выскажите свои ощущения.
  • Гладкий, похож на веточку, на ней мягкие тёплые шарики.
  • Да, это веточка. От какого дерева?
  • От вербы.
  • На что похожи цветы вербы?
  • Шёрстку котёнка, пушистые комочки, кошачьи лапки, пушки.
  • Что вы почувствовали, когда увидели эти цветы?
  • Захотелось дотронуться, погладить их, будто они маленькие, пушистые серенькие, беззащитные котятки.
  • Радость от такой красоты, восхищение, тепло, добро.

В народе существует такая примета: кто прикоснётся к цветкам вербы, наберётся весенних сил на весь год.

Обонятельную чувствительность обостряет игра «Запахи вокруг». Во время прогулок, экскурсий прошу уловить и почувствовать запахи осени, свежесть морозного утра или аромат молодой листвы. А упражнение «Слушаем тишину» развивает слуховое внимание, является хорошей минуткой отдыха, моментом переключения к новой, достаточно сосредоточенной, работе на уроке, а часто преследует и дидактическую цель. Например, на уроке окружающего мира, изучая правила поведения в природе, дети в тишине представляют, что они перемещаются в любимый уголок природы, где их встречают знакомые растения и животные.

Очень нравится детям игра «Мой любимый друг». Я даю им бумажное сердечко. Дети, передавая сердечко друг другу, рассказывают истории о взаимоотношениях между животными, между животными и человеком.

На уроках русского языка и окружающего мира применяю игру «Собери ягоды» (игра на полянке).

Если ягодку не знаешь, лучше ты её не рви,

Если ягодку не знаешь, в рот её ты не клади.

Ягоды берите аккуратно, не топчите зря кусты,

Чтоб сюда другие люди после вас смогли прийти.

(На доске слова с пропущенными буквами, за ответ кладу ягодку в корзинку. Записываем получившиеся слова.)

  • Идём дальше. А вот посмотрите, кто же это?
  • Это мышка.
  • Где-то здесь её норка. Это маленькая полёвка. Она тоже житель этой полянки. Питается зёрнами, семенами, ягодами. Видите, сколько тайн на одной полянке. Здесь своя жизнь, свои заботы. Находясь на лесной поляне, постарайтесь быть более осторожными, внимательными.

Эмоциональному восприятию материала способствуют также и формы организации, которые своей внешней привлекательностью незаметно втягивают учащихся в деятельность. Такие задания представляются с помощью ярких картинок, включаются в сказочный или занимательный сюжет. Вначале детей привлекает яркая форма. Задача учителя – переключить внимание и интерес детей с формы на содержание заданий. На уроке окружающего мира по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир» прошу рассмотреть несколько картин известных художников о природе.

  • Какая картина произвела на вас большее впечатление? Почему?
  • Краски какой картины вызывают радостные чувства?
  • Какая картина располагает к печали? Почему?
  • Подумайте, можно ли познать окружающий мир, рассматривая картины разных авторов? Почему?
  • Какой орган помогает нам рассматривать краски окружающего мира?
  • Рассмотрите в зеркальце свои глаза. Что увидели?
  • Почему мы вынуждены время от времени моргать?
  • Для чего на веках ресницы?
  • Как помогают глазам брови… и т. д.?

А вот фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание и употребление предлогов в речи». Мартовские капели образуют лужицы. А лужицы талой воды в радость всему живому.

  • Что за птицы на картинке?
  • Воробьи.
  • Что они делают?
  • Купаются в лужах.
  • Нравится им это?
  • Ещё бы – после зимы помыться.
  • Давайте мы тоже порадуемся за них. Уже давно народ приметил, если в марте воробьи купаются в лужах, то это  к дружной весне
  • А теперь раскройте скобки и напишите нужный предлог в предложении. Если в марте воробьи купаются в лужах, то это  (к, г) дружной весне.

Редко увидишь такую картину в природе. А нам с вами повезло. Давайте сфотографируем её глазками, отпечатаем в мозгу, запишем в тетрадь подпись к картинке.

Общение с природой – всегда радость для моих учеников. Стало традицией наблюдать сезонные явления в одном и том же месте – в парке около школы. Хорош он во все времена. Например, там мы читали стихи о берёзе. Дети рассматривали строение дерева, прикасались к его стволу, слушали шелест листьев. В парке росли и сосны. Дети сравнивали эти деревья, их стволы и кроны. Они искали сходство и различие, замечали, что это светолюбивые деревья, что они тянулись к солнышку – источнику жизни на земле. А я читала им рассказ Галины Поташниковой «Капельки». «Сосны толпились у берега. Они раскачивались и шумели: «А что же там впереди? А что же там впереди?». Ветви у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть всё, что за лесом. Одна сосна даже приподнялась на цыпочки, так что стали видны её толстые и крепкие корни. Сосны вытягивались, вытягивались вверх и стали самыми стройными деревьями в лесу». Ещё дети узнали, что люди, живущие в сосновых лесах, счастливые и спокойные по характеру, отличаются крепким здоровьем. А берёзы помогают человеку быть жизнерадостным, добрым. Всё описанное выше не претендует на полный научный труд по экологическому воспитанию младших школьников. На мой взгляд, это лишь отдельные моменты, формы, приёмы, помогающие мне  работать в этом направлении.