«Активизация познавательной деятельности учащихся на основе создания психологически комфортного климата на уроках»

Шевелева Екатерина Анатольевна

Атмосферу доброжелательности и сотрудничества на уроках я создаю с помощью различных приемов, приведенных в данном опыте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komfortnye_usloviya_na_urokah_v_nach._shkole_2017.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня я хотела бы поделиться своим опытом по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на основе создания психологически комфортного климата на уроках».

Л.Н. Толстой писал о роли психологического климата в процессе обучения: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, для того, чтобы он учился охотно нужно:

1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;

2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.»

Атмосферу доброжелательности и сотрудничества на уроках я создаю с помощью таких приемов:

  • снятие страха («Ничего страшного», «С этой задачей ты легко справишься, зная свойство…»»;
  • скрытая инструкция («Ты же помнишь, что …»);
  • педагогическое внушение («Приступай же!», «Я знаю, что ты умеешь»);
  • авансирование («У тебя получится, так как …»);
  • персональная исключительность (« Только у тебя это может получиться»; «Без тебя мы не справимся»);
  • усиление мотива («Нам это так нужно);
  • высокая оценка детали («Вот это у тебя очень хорошо получается!»).

В процессе осуществления обратной связи и воспитания ответственного отношения школьников к учению большую роль играет контроль и оценка знаний. Правильная содержательно-оценочная деятельность является одной из предпосылок для создания психологически комфортного климата на уроке. Психологическая ситуация оценки на уроке имеет исключительное значение. Особый смысл приобретают замечание, отрицание, согласие, порицание, одобрение. Стимулирующая и побуждающая роль оценки усиливается, если оценку выставляет не учитель, а ученики. Ее выставлению предшествует анализ, рецензирование ответа кем-либо из учащихся по известным им критериям, после чего рецензент объявляет предполагаемую отметку. Последнее слово остается за учителем. Если я не согласна с предполагаемой оценкой, то убедительно аргументирую это и только после этого выставляю окончательную оценку.

Одной из форм содержательно-оценочной деятельности на уроке является рейтинговый способ оценивания знаний и умений учащихся.

Этот способ стимулирует учащихся к активной деятельности на уроке. Суть его заключается в том, что за ответы, дополнения, рецензирование, оригинальные идеи и гипотезы, за работу в течение всего урока ученик набирает определенное количество баллов. В конце урока выставляю оценки в соответствии с набранным количеством баллов. Чтобы фиксировать заработанные учащимися очки, выдаю им жетоны с надписью «1 ум». При подведении итогов урока «умники» предъявляют заработанные ими жетоны и получают соответствующую оценку.

Завершающим этапом урока является подведение итогов, самоанализ, рефлексия. Учащиеся заканчивают предложения: « Сегодня на уроке я научился …..», « Мне понравилось….», « Мне не понравилось….», « Мне было интересно….», « Я смог…», « Я не смог…», « Мне хотелось бы…», « Мне удалось…» и т.д.. Овладение навыками самоанализа имеет большое значение для развития личности школьника.

Психологический комфорт на уроке, положительный уровень межличностных отношений помогает решить дидактические задачи более успешно.

Основополагающее значение на уроке, напрямую влияющее на его результативность, имеет степень взаимодействия ученика и учителя. Зависит она, прежде всего, от педагога, насколько хорошо в нем развито «чувство ученика». Что же это такое? Это мера понимания учителя состояния сидящих у него на уроке детей. Уровень данного понимания складывается из знания особенностей каждого ребенка, его возможностей, уровня притязания, интересов, активности, утомляемости и прочих различных плюсов и минусов, из которых и состоит каждый нормальный ребенок, да и не только он. Как хороший пианист чувствует каждую клавишу рояля и каждую ноту исполняемого музыкального произведения, так и хороший учитель чувствует сидящих за партами учеников, их мысли, чувства, настроения и использует это знание на повышения эффективности урока.

«Чувство ученика» помогает с наименьшей степенью вероятности ошибки определить, кого стоит спросить сейчас, а кого попозже, кто из учеников обманывает, а кто говорит правду, кого стоит похвалить, а кого – отругать. Оно помогает учителю и в степени самого поощрения и наказания, в определении критерия постановки оценки, распределения вопросов и заданий по ходу урока, в домашних заданиях. Благодаря этому чувству учитель с одной стороны знает, что можно ожидать от того или иного ученика, а с другой стороны намечает для себя примерные границы роста определенного ребенка на некотором учебном отрезке и, соответственно, оценивает свою работу: удалось ли ему, учителю, помочь ребенку достигнуть этих границ или нет.

«Чувство ученика» - то важное качество, благодаря которому учитель становиться профессионалом. Это своего рода опыт, появляющийся от общения с ребенком. И накопление данного опыта возможно только если смотреть на ученика как на личность, как на равного тебе человека.

По-моему, индивидуально подойти к ребенку на уроке – значит создать для него психологически комфортные условия. И это вовсе не означает, что ему надо ставить только положительные оценки, спрашивать только тогда, когда он хочет, позволять ему на уроке играть в мобильный телефон или разговаривать с соседкой по парте. Психологический комфорт – это снятие страха перед уроком, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Иными словами, зная индивидуальные особенности детей, учитель должен не забивать их, исключительно выстраивая железную дисциплину, а, наоборот, всячески поддерживать и помогать им самоутверждаться в своих же собственных глазах. А учебный материал должен стать базой для самореализации учеников.

Результативность урока будет заключаться не только в прохождении и усвоении программы, но и в личностном росте учащихся, которым общение с учителем помогло стать чуть спокойнее, чуть увереннее, чуть добрее. И без использования метода индивидуального подхода добиться этого, пожалуй, невозможно.