Контрольно-измерительные материалы по математике для 3 класса

Слатимова Галина Александровна

Контрольно-измерительные материалы

для проведения

контрольной работы № 1

по предмету «Математика»

по теме: «Табличное умножение и деление»

 

 

3 класс

 

Спецификация 

 

 Назначение  контрольной работы

 

Цель работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений  учащихся 3 класса  по предмету «Математика» по теме: «Табличное умножение и деление»

 

С помощью этой работы на уровне образовательного учреждения осуществляется оценка качества освоения учащимися  3 класса  основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика» по теме: «Табличное умножение и деление», а также достижения метапредметных планируемых результатов, возможность формирования которых определяется особенностями данного предмета.

 

Дата проведения.
Контрольная работа проводится  9- 10 ноября

Время выполнения

На выполнение всей работы отводится 1 урок  (40 минут )

Время выполнения – 40 минут (5 мин – вводный инструктаж, 35 мин – выполнение работы). Инструктаж учителя, ориентирован на то, чтобы обратить внимание детей на количество заданий, на необходимость распределения времени при выполнении данных заданий, на время выполнения всей работы.

Варианты работы.

В контрольной работе  даны 2 варианта  заданий, которые равноценны как по сложности, так и по структуре проверяемых планируемых результатов. Равноценная сложность вариантов обеспечивает равные возможности при получении учащимися индивидуальной оценки.

Организация и проведение  контрольной работы.

Работу выполняют  в тетрадях для контрольных и проверочных работ.

 

 Документы, определяющие содержание проверочной работы.

 

Содержание и структура контрольной работы по предмету «Математика» по теме: «Табличное умножение и деление»  разработаны на основе следующих документов и методических материалов:


1.Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Министерство образования и науки Российской  Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

 

2. Планируемые результаты начального общего образования /( Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 3 изд. – М.: Просвещение, 2011. - 120 с. (с. 57-69)

 

3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013 . – 223 с.;   с. 118-131 – (Стандарты второго поколения

 

4. Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. (с. 46-104).

 

5. Моро М.И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С.И., Степанова С. В. Математика . Рабочие программы.1-4 классы. (Сборник рабочих программ  «Школа России»  1- 4 классы – М. Просвещение, 2011)

 

6 . Методическое письмо  Министерства общего и профессионального образования РФ № 1561/14-15 от 19.11.98 г. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

 

На основании данных документов разработан кодификатор,  определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования  планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика».

 

КОДИФИКАТОР

планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)

Таблица 1.

 

 

Код

Проверяемые умения

1

 

Числа и величины

1.1

 

Счёт предметов

 

1.1.4

Сравнение чисел, знаки сравнения.

1.3

 

Арифметические действия

 

1.3.1

Сложение, вычитание, умножение и деление.

 

1.3.2

Таблица умножения. Связь между сложением и умножением, связь между умножением и делением

 

1.3.3

Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.

 

1.3.4

Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значения числового выражения.

 

1.3.5

Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка слагаемых в сумме, множителей в произведении).

1.4

 

Работа с текстовыми задачами

 

1.4.1

Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше(меньше) на…», больше (меньше) в …».

 

1.4.4

Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи  (схема, таблица и другие модули)

1.5

 

Пространственные отношения

 

1.5.1

Геометрические фигуры

 

1.5.3

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг

 

1.5.4

Использование чертёжных инструментов для выполнения построений

1.6

 

Геометрические величины

 

1.6.1

Геометрические величины и их измерение

 

1.6.2

Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км).

 

Структура  и  содержание работы.

Содержание  контрольной работы обеспечивает проверку овладения планируемыми результатами стандарта за курс 3 класса, зафиксированными в блоке «Требования к уровню подготовки за курс 3 класса»  по разделам: «Числа и арифметические действия с ними», «Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения», «Геометрические величины».  Полнота проверки математической подготовки учащихся реализуется за счет включения заданий, составленных на материале каждого из этих разделов.

 

По уровню проверяемых знаний, умений или способов действий работа содержит  две группы заданий:

1)     базовый уровень сложности (№№ 1-5)

2)     повышенный  уровень сложности (№6 )

По форме ответа  предлагается 1 тип   заданий: с развёрнутым ответом.

 

Анализ разнообразных по содержанию заданий разного уровня сложности, выполненных учащимся, позволит учителю не только содержательно интерпретировать продемонстрированный учащимся уровень овладения проверявшимися знаниями и умениями, но и сделать обоснованное заключение о достижении им проверявшихся планируемых результатов на базовом или повышенном уровне.

 

Распределение заданий по содержанию, видам умений и способам деятельности.

 

В таблице 2 представлено распределение по выделенным блокам содержания в демонстрационном варианте работы.

 

Таблица 2.

Блок содержания

 

Число заданий в работе

 

 Работа с текстовыми задачами

1 (№ 1)

 Арифметические действия

3 (№ 2, №3,  6)

Счёт предметов.  

1 (№ 4)

Пространственные отношения. Геометрические величины.

1 ( № 5)

Всего

6

 

В таблице 3 представлено распределение заданий по уровню сложности.

 

Таблица 3.

Уровень сложности

 

Число заданий

 

Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности

 

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу

Базовый

5

5

83%

Повышенный

1

1

17%

Всего

6

6

100%

 

 

       Информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности  представлены в таблице 4.

Таблица 4

 

Плант контрольной работы по математике

Таблица 4

№ задания

Блок содержания

Контролируемое знание/умение

Код

Уровень сложности

Тип задания

1

Работа с текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом. . Задачи, содержащие отношения больше (меньше) в …». Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи  в виде схемы, чертежа или краткой записи

1.4.1,

1.4.4

Б

РО

2

Арифметические действия

Умножение и деление. Таблица умножения. Связь между умножением, делением. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значения числового выражения.

1.3.1,

1.3.2, 1.3.4

Б

РО

3

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значения числового выражения.

1.3.1,

1.3.2

1.3.4

Б

РО

4

Числа и арифметические действия.

Сравнение числовых выражений, знаки сравнения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка слагаемых в сумме, множителей в произведении)

1.1.4

1.3.5

Б

РО

5

Пространственные отношения.

Геометрические величины.

Геометрические фигуры. Изображение геометрических фигур: отрезков. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины.

1.5.1,

1.5.3, 1.5.4

 

 

1.6.1, 1.6.2

Б

РО

6

Арифметические действия

 Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.

1.3.3

П

РО

 

 

Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность;

РО – развернутый ответ (запись решения или объяснения полученного ответа).

 

Проверка и оценка выполнения заданий.

 

Комбинированная работа

Оценка

Количество ошибок

Примечание

«5»

Без ошибок

Грубые ошибки :

*вычислительные ошибки в примерах и задачах;

*порядок действий;

* неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действия); не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.

 

Негрубые ошибки:

*нерациональные приёмы вычисления;

*неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;

*неверно оформлен ответ задачи;

*неправильно списывание данных;

* не доведение до конца преобразований.

«4»

1 грубая  ошибка и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче

«3»

2-3 грубые ошибки и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным

«2»

4 грубые ошибки

Примечание. За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.

За небрежно оформленную работу оценка снижается на один балл, но не ниже «3».

 

Задание № 6 (повышенный уровень) для  выполнения по желанию.


 

Контрольная работа № 1  по теме: «Табличное умножение и деление»

Вариант 1.

 

1.Решите  задачу.

 

На одной полке было 27 книг, а на другой  в 3 раза меньше. Сколько книг было на двух полках?

 

2.Найдите  значение  выражений.

63:7·4                             15:3·9

      24:4·7                             54:9·8

      49:7·5                             14:2·4

 

3.   Выполните  действия.

      90-6·6+29                     70- 21: (15-8)

 

4.Сравните.

4 · 8 * 7 · 4                             7+7+7+7* 7·3

38+12 * 12+39                        5 · 6  * 6 · 5

 

 

5. Один отрезок 3 см, а другой отрезок в  2 раза больше. Узнай длину второго отрезка. Начертите эти отрезки.

         

6.*  Вставьте    вместо  звёздочек   арифметические   знаки  так,  чтобы  равенства  были  верными:

             9 *3 *6=18                  4 *2 *8=16

 

Вариант  2.

 

1.Решите  задачу.

 

В магазин привезли 8  ящиков груш, а яблок в 4 раза больше. Сколько ящиков с фруктами привезли в магазин?

 

2.  Найдите     значение    выражений.

21:3·8                         45:5·6

28:4·9                         32:8·4

54:6·4                         27:3·5

 

3.Выполните  действия.

90-7·5+26                   50- 24: (11-5)

 

4.  Сравните.

4 · 9 * 8 · 4                             5+5+5* 5·2

46+14 * 15+46                       6 · 7  * 7· 6

 

5. Один отрезок 8 см, а другой в 2 раза меньше. Узнай длину второго отрезка. Начерти эти отрезки.

 

6.* Вставьте  вместо  звёздочек  арифметические  знаки,  так  чтобы  равенства  были  равными:

                   6 *3 *9=18                                    8 *4 *9=18