Использование песочной терапии, как здоровье-сберегающей технологии.

Лукьянова Елена Юрьевна

Когда наступает весна, детвора дружно высыпает во дворы и начинает хлопотливо заниматься «кулинарными делами». Проходя мимо, мы вспоминаем свое детство: с каким удовольствием мы варили каши и супы из песка и кормили ими кукол, друзей, родителей. Какую радость мы получали от приготовления куличиков, пирожков. Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создается семья. Все это мир, в котором ребенок чувствует себя комфортно и защищенно.

В наши дни, многие детские учреждения имеют песочницы. Но мне хочется рассказать о том, как песочницу можно использовать на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста.

Работать с песочницей мы начинаем сразу. Строим сказочные города, придумываем, что может произойти с жителями в различных жизненных ситуациях или во время стихийных бедствий. Такие занятия проводятся в целях диагностики и психопрофилактики. Именно здесь можно определить лидера или конфликтного ребенка, а также выявить скрытые таланты.

Затем, на занятиях включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: горячее-холодное, сухое-мокрое, твердое-мягкое. Кинестетические ощущения получаются во время движения. В работе использую игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

- скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы;

- создать причудливые узоры, используя отпечатки ладоней, кулачков, костяшек кистей рук.

- «пройтись» по  песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочерёдно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками);

Можно группировать пальцы по два, по три, по четыре и по пять. Здесь ученик может создавать загадочные следы. Вместе мы можем пофантазировать, отгадать, кому они принадлежат.

На поверхности песка мы «играем», как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук. Для сравнения ощущений можно эти движения проделать на поверхности стола. Песочницу мы используем для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и спрятанной в песке среди прочих предметов. Предварительно ребенку завязывают глаза.

Мне многократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятия становились значительно спокойнее. Стараюсь научить учеников прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но надо отметить главное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи я использую игры на развитие фонематического слуха:

  • выбрать фигурки, в названиях которых есть звук (а) или другой гласный;

  • выбрать фигурки в названиях которых есть автоматизируемые звуки (с) или (ш) и т.д.

Затем конкретизируем задание: составить устно предложения, в которых слова со звуком (с) находятся в начале, середине, конце слова.

Если обучающиеся всё выполняют правильно, они получают ключ от замка, где живёт определенная буква. Затем поселяют фигурки или придуманные слова в этом замке, а сами становятся почётными гостями.

Эта простая игра помогает решить ряд логопедических задач:

  • закрепить навыки правильного произношения поставленного звука;

  • развить умение слышать и вычленять отдельные звуки в слове;

Дети очень любят писать буквы на песке. Им нравится превращать буквы «Л» в «А», «О» в «Я» и т. д. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами. Сначала пишем пальчиком, а затем палочкой, держа её как ручку.

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где остаются следы исправлений. Это дает возможность ребёнку почувствовать себя успешным.

При изучении темы «Ударение» обучающийся произносит написанное слово на песке, интонационно выделяет ударный звук. «Волшебной палочкой» феи «Ударения» дотрагивается до буквы и оставляет на ней след ударения.

Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Посели жильцов». Дети рисуют на песке три домика с одним, двумя и тремя окнами. Затем им предлагается распределить напечатанные слова на карточках по домикам. Возле домика с одним окном - выкладываются односложные слова, с двумя - двусложные, с тремя окнами - трехсложные.

Для развития навыка дифференциации звуков используется игра «Кто быстрее». Песочница разбивается на два поля (ставится заборчик). Участники берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами. Задание: вставить пропущенные (дифференцируемые) буквы. Флажки они ставят на поле. Побеждает тот, кто выставит больше флажков и правильно определит пропущенные буквы.

Детям очень нравится игра «Мой город». Задаётся задание:

  • выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук;

  • построить город используя эти фигурки;

  • составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:

  • у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

  • обучающиеся чувствуют себя более успешными;

  • на занятиях нет монотонности и скуки;

  • у первоклассников более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

 

 

 

Учитель-логопед ГБОУ №471

Лукьянова Елена Юрьевна