Использование музейной педагогики в воспитании казачат
«Мы не должны забывать о своем
культурном прошлом, о памятниках,
литературе, языке, живописи…»
Д. Лихачёв
Учащиеся Кубани — это будущее нашей малой родины, и они должны знать историю, культуру и традиции кубанского казачества. Богатая самобытная культура казачества представляет особый интерес для нас, жителей Кубани, и ее изучение дает возможность активно использовать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического, физического воспитания. В условиях благоприятного развития нашего региона изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования подрастающего поколения: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество высоконравственных и компетентных граждан России.
В настоящее время центрами сохранения культуры казачества являются краеведческие музеи. Мною была организована система работы по взаимодействию с Крымским краеведческим музеем. Музейная педагогика, позволяет решить комплекс современных образовательных задач:
- осуществлять компетентностный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и информационно- коммуникативным технологиям;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала;
- пробовать собственные силы в разных сферах исследовательской деятельности и создавать условия для самореализации каждому ребенку;
- объяснять сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, внеклассные занятия;
- по-новому увидеть свой родной город, край.
Музейная педагогика оказывает неоценимую помощь в процессе образования и воспитания учащихся казачьих классов, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры.
В Крымском краеведческом музее собран богатейший исторический и этнографический материал по истории и культуре казачества района, поэтому занятия со своими казачатами я провожу непосредственно в музее. Разнообразие и подлинность музейных предметов, общение с работниками музея дают возможность максимально реализовать потребности обучающихся в наглядных формах обучения и удовлетворить их интерес к организации жизни и быта казаков. Обучение будущих казаков может осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков, викторин, встреч, лекций, презентаций.
Музейная педагогика дает возможность объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах, организовать интересные встречи с казаками, ветеранами войны и труда, поэтами и прозаиками, почётными жителями города Крымска, вести исследовательскую работу, используя материалы музея.
Методы и формы работы, используемые мною, в сочетании с формами музейной педагогики дают значительные преимущества в получении знаний, так как дают казачатам образное представление исторических событий. Наглядные формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями, более понятны учащимся, особенно младшему школьному возрасту, потому что им ближе зрительно-образное восприятие материала.
В музей на занятия кружка «История и культура кубанского казачества» , который я преподаю, приглашаю наших наставников, крымских казаков. Вместе с ними проводим занятия по темам: «Уклад жизни кубанских казаков», «Занятия кубанских казаков», «Народные мастера Кубани», «Кубанское казачество и его культура», «Дети в традиционной культуре кубанских казаков», «Православные праздники кубанских казаков» и др.
Традиционная культура казачества Кубани не только теснейшим образом связана с его бытом, но и охватывает все стороны жизнедеятельности казачества. Именно традиционная культура (система ценностей, обычаи, верования и военно-профессиональные знания, язык и обряды, одежда и пища и др.) способствовала воспитанию привязанности казаков к своей культурной среде или к родной гражданственности, которая является естественным основанием патриотизма.
В Крымском краеведческом музее представлен интересный материал «Казаки-защитники Родины», где мы видим одежду, оружие, фотоматериалы. И перед глазами казачат возрождается славное прошлое их предков. Особенно впечатляют встречи с казаками в красивой форме, которые по-отечески наставляют молодёжь, призывают любить и защищать свою Кубань.
Педагогические взгляды казачества выражаются в задачах воспитания будущих защитников Отечества. Основную цель в воспитании молодого поколения казаки видели в формировании физически развитого воина-патриота, защитника Отечества. Эта цель позволяет решать задачи:
- приобщение личности молодого казака к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и казачьей культуры;
- раскрытие общечеловеческих моральных норм (доброты, взаимопонимания, сочувствия, верности т.д.) на конкретных примерах из истории и быта казачества, в том числе и собственной семьи;
- формирование и развитие чувства патриотизма в единстве общечеловеческих и этнических ценностей;
- воспитание уважения к России и малой родине; стремления к сохранению и развитию славы и богатства Отечества.
В нашем классе казачьей направленности воспитание патриотизма построено на изучении культуры, традиций, обычаев казачества. Почему казаки? Потому что кто как не они могут служить образцом любви и верности Родине! Фактически синтезировав черты разных народов, при наличии общего языка, религии, образования и столетий совместной жизни под властью общероссийского государства, кубанские казаки оказались непохожими ни на кого, в результате чего они смогли создать своеобразную традиционную культуру, оказывающую существенное влияние на все стороны их деятельности. Традиционная культура казачества Кубани не только теснейшим образом связана с его бытом, но и охватывает все стороны жизнедеятельности казачества.
Совместная работа с Крымским краеведческим музеем не оставляет казачат равнодушными. Особенно интересно проходят театрализованные представления с участием детей и работников музея. Казачата рассаживаются около казачьей хаты. К ним выходит в старинном костюме рассказчица, рассказывает о предметах старины. Ребята трепетно трогают старинный рубель, жернова, прялку… А как интересно прошёл совместно с родителями театрализованный праздник «Кубанские варенички»! Звучали известные кубанские песни, стихи и прибаутки, поучились лепить вкусные вареники, да и поели все на славу. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
Совместно с музеем составили презентации - фотографии экспонатов «О чём говорят предметы?», «Образование в казачьей семье», «Война на Кубани», «Животные Крымского района», «Вулкан Шуго» и др., которые помогают на занятиях по внеурочной деятельности изучать «Историю и культуру кубанского казачества».
Работа по формированию гражданского и национального самосознания учащихся начинается уже с 1 класса, так как первоклассник, только переступивший порог школы, уже осознает, что у него есть Родина: семья, город, в котором он родился, страна, в которой он живет. Казачата включаются в образовательный процесс по изучению истории своих предков на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.
Новые образовательные стандарты требую новых методов в организации обучения, самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных задач, развития творческого мышления и познавательной активности детей, исследовательских форм, предполагающих выполнение детьми самостоятельных заданий.
Музей – это кладезь знаний для каждого ученика, а мы, педагоги, должны использовать возможности фондов музеев, накопленных поколениями, воспитывать у учащихся элементы исторического сознания, формировать у учащихся конкретные знания в области истории, воспитывать чувства национального самосознания и любви к истории родного края. Именно в музее ребёнок может встретиться с чудом, ведь каждый музейный экспонат хранит тайну. А что может быть более волнующим, чем тайна? Музей – это машина времени, которая помогает перенестись в прошлое каждому ребёнку, ведь у каждой казачьей семьи есть историческое прошлое.
Список используемой литературы:
1. Очерки истории Кубани: с древнейших времен по 1920 год. Краснодар, 2006. – 302с.
2. Кубань: от невероятного – к очевидному/Авт.- сост. Е.А.Тончу.-К.:АНО социальной поддержки и культурного развития «Школа успеха»,2009.- 256с.