ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

Черненко Екатерина Владимировна

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. В программах, направленных на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, широко используемых в современных образовательных системах, выделяют управленческие, т. е. регулятивные универсальные умения — способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им; решать задачи; принимать решения и вести переговоры. А наиболее важными умениями, связанными с самореализацией личности в школьном возрасте, выступают самооценка и выстраивание стратегии в отношении учения. Таким образом, именно регулятивным УУД (далее РУУД) придаётся особое значение при современном обучении.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на формирование умения учиться, поэтому важнейшей задачей  является формирование предметных и универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение учащимися  предметных, метапредметных и личностных результатов.

Формирование УУД является, с одной стороны, самостоятельной целью, а с другой – средством качественного усвоения учащимися предметных знаний и умений. Эти два вида предполагаемых образовательных результатов должны достигаться на занятиях в процессе освоения содержания учебных предметов, поэтому важным является формирование у учащихся регулятивных УУД.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Для формирования регулятивных УУД наряду  с традиционными приёмами можно использовать приёмы технологии критического мышления.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия,   объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Основными целями технологии  критического мышления являются:

  • формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлективность;
  • развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности;
  • формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

 

Приемы формирования регулятивных УУД

Прием «Дерево предсказаний» заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. Правила работы с данным приемом таковы:

  • «ствол дерева» - тема, должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасется ли главный герой и другие.
  • «ветви» - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено).
  • «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу

того или иного мнения. Все версии должны быть аргументированы,       основываясь на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста учащиеся возвращаются к своим предположениям и смотрят какие из них сбылись, а какие нет и почему.

Прием «Составление кластера». Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера просты. Например, рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации. Данный приём используют как на стадии планирования, так и на стадии рефлексии. Например, задание: составьте кластер к слову «Треугольник». Учащиеся  выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом. Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые  имеют на начало урока. Затем при изучении темы, продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.

Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.

Приём «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы». Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая верные утверждения из предложенных учителем, описывают заданную тему. Например, по теме «Глаз» (3 класс) могут быть предложены следующие высказывания:

высказывание

до чтения

после чтения

Глаза позволяют нам видеть мир красочным.

Форма глаза напоминает яблоко. 

 

 

Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Приём  «Толстые и тонкие вопросы». Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни учащихся необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

кто...          что...

когда...

может...     будет...

мог ли...     было ли

как звали...

согласны ли вы...      верно ли...

дайте объяснение, почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

в чем разница...

предположите, что будет, если...

что, если...

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любом этапе урока.

Обучать учащихся навыку различать вопросы можно начинать с 1 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая продолжение каждого вопроса. Сначала сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые».

2 этап – учащиеся учатся записывать  вопросы по тексту: сначала – «тонкие», а потом «толстые».

3 этап – при работе с текстом учащиеся к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы учащиеся успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.                                                                                                                                                                      Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать «толстые» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

Прием «Инсерт» (авторы Воган и Эстес). «Инсерт», или условные значки. Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы. Учащимся предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Они читают и одновременно делают пометки на полях:

         «V»   - уже знал                              «+»   - новое
         « - »  - думал иначе                        «?»  - не понял, есть вопросы

После прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

        V

       +

       -

       ?

 

 

 

 

Для заполнения таблицы понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают учащимся читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.

Приём «Синквейн» - это творческая рефлексия в стихотворной форме. Данный приём позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, может выступать в качестве средства творческого самовыражения и домашнего задания. Смысл синквейна можно изобразить рисунком.

Приём « Незаконченного предложения»

1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4. Я понял, что могу…

5.Я научился…

6. Урок дал мне для жизни…

7.Меня удивило…

8. Я попробую…

9. Мне захотелось…

10. Я смог…

Данный приём позволяет осмыслить изученный материал, оценить свои знания, создает условия для применения информации в жизни.

 

Рассмотренные приемы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться.

 

Литература

  1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли:пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  3.  Кокарева З.А. Постановка целей и задач с позиции педагогической технологии. //Источник. – 2002 – №3.
  4. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  5. «Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма».  Презентация Петровой Е.М., учителя математики  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Новоалтайск.
  6. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
  7. Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62-68, 90-100.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998