Экологическое воспитание школьников в рамках внеурочной деятельности
Экологическое воспитание в начальной школе можно представить в виде схемы:
Теоретические знания о природе
Практическая связь Экологическое Воспитание добрых
с природой воспитание чувств
Физическое совершенствование Воспитание экологического
мышления
В нашей школе разработана программа внеурочной деятельности «Лесовичок».
Цель программы:
– формирование элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста через углубленное изучение природы родного края, её ресурсов.
Задачи программы:
1. Углубление уже имеющихся знаний об окружающем мире;
2. Развитие интереса к изучению природы родного края.
3. Формирование простейших экологических понятий у обучающихся;
4.Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края.
Важным условием экологического воспитания является – использование местного краеведческого материала, причем учитывается материал, усложняется и углубляется. Результатом работы являются: сообщения учащихся, поделки, рисунки.
Второе непременное условие – вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, подкормка птиц. Учащиеся являются активными участниками акций по озеленению классных комнат, территории школы. Проблема экологического воспитания даёт широкие возможности для развития у детей экологических знаний. На занятиях окружающего мира, экологии, по внеурочной деятельности стараемся давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок
Формирование экологической культуры обучающихся - важнейший элемент учебно-воспитательного процесса. Формировать экологическую культуру личности ученика, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе призвана школа. Только по-настоящему экологическое образованное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы – сферы разума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_shelehova.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание в рамках внеурочной деятельности
Шелехова Екатерина Витальевна
учитель начальных классов МБОУ «Конёвская школа»
e-mail: sheleha@yandex.ru
тел. 89214898565
«Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…»
А.А.Плешаков
В наши дни, как никогда ранее, перед человечеством остро стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
В современном мире противоречий и кризиса экологические проблемы приобрели глобальный характер, возникла потребность оптимизации взаимодействия человека и общества с окружающей природной средой в условиях усиливающегося экологического кризиса, проявляющегося на всех уровнях: от регионального до глобального. Формирование экологической культуры каждого гражданина и общества в целом является необходимым условием обеспечения выживания человеческого общества в будущем. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Это привело к необходимости активизации экологической науки и повышения эффективности экологического образования и воспитания для спасения человечества, природы, растительного и животного мира, среды жизни от нарастающего общепланетарного кризиса.
Сейчас просто «экологического мышления» недостаточно. Насущная задача – сформировать экологическое мировоззрение. Для этого необходим экологический всеобуч – образование на экологической основе, экологизация знаний.
Исходя из психолого-педагогических особенностей возраста младших школьников – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Основы экологической культуры, как, впрочем, и любой другой, закладываются уже в детском возрасте. Поэтому всё более актуальной становится проблема экологического образования младших школьников.
Особое внимание к проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассмотрения экологического образования как непрерывного и систематического процесса в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.
Наилучшего результата воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью. Уроки и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.
Экологическое воспитание в начальной школе можно представить в виде схемы:
Теоретические знания о природе
Практическая связь Экологическое Воспитание добрых
с природой воспитание чувств
Физическое совершенствование Воспитание экологического
мышления
В нашей школе разработана программа внеурочной деятельности «Лесовичок».
Цель программы:
– формирование элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста через углубленное изучение природы родного края, её ресурсов.
Задачи программы:
1. Углубление уже имеющихся знаний об окружающем мире;
2. Развитие интереса к изучению природы родного края.
3. Формирование простейших экологических понятий у обучающихся;
4.Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края.
Важным условием экологического воспитания является – использование местного краеведческого материала, причем учитывается материал, усложняется и углубляется. Результатом работы являются: сообщения учащихся, поделки, рисунки.
Второе непременное условие – вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, подкормка птиц. Учащиеся являются активными участниками акций по озеленению классных комнат, территории школы. Проблема экологического воспитания даёт широкие возможности для развития у детей экологических знаний. На занятиях окружающего мира, экологии, по внеурочной деятельности стараемся давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок
Формирование экологической культуры обучающихся - важнейший элемент учебно-воспитательного процесса. Формировать экологическую культуру личности ученика, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе призвана школа. Только по-настоящему экологическое образованное общество будет способно вступить в эпоху ноосферы – сферы разума.
Список литературы:
1.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / М.: Просвещение, 2011. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. –М.: Просвещение, 2011. – 342с.
3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / М.: Просвещение, 2011.- 111с. (Стандарты второго поколения).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2009г.
5.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.- 159с.
6. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. - М.: Педагогическое общество России,2000.
7.Экологическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности. URL: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/c-2c0a65625b3ac68b5c53a89521306c27.html