«Формирование познавательного интереса на уроках русского языка через дидактическую игру как средства обучения».

Лисакович Елена Петровна

Тема моей работы «Формирование познавательного интереса на уроках русского языка через дидактическую  игру как средства обучения».

Актуальность опыта . В настоящее время главными задачами

учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных

способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу

применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в

современном мире, реализовать себя в будущем.

Проблема формирования интереса к изучению русского языка .

Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самым интересным

предметом в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у

учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным

и увлекательным.

Одним из путей решения этих вопросов является применение

современных педагогических технологий в образовательном процессе,

позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать

творческую активность учащихся.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. В самых

разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется

это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и

до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и

непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко

вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младшего

школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра

для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Приступая к работе, я познакомилась с работами Д.Б.Эльконина,

П.И.Пидкасистного, Г.К.Селивко, Л.С. Выготского. В ходе работы по теме

проанализировала научно-методическую и психолого-педагогическую

литературу систематизировала знания о дидактических играх. Определила

классификацию дидактических игр, используемых в обучении младших

школьников. Определила цели дидактических игр в учебном процессе.

Цели дидактической игры :

обучающая – формировать мировоззрение, теоретические знания и

практические умения, расширять кругозор;

развивающая – развивать мышление, активность, память, способность

выражать свои мысли, а также развивать познавательный интерес;

воспитывающая – воспитание коллективизма, доброжелательного и

уважительного отношения к оппонентам в игре и к партнёрам;

мотивационная – побуждать к применению полученных знаний и

умений.

Сущность дидактических игр, как средства обучения

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально

создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Как уже

было сказано выше, игры направлены на решение конкретных задач

обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и

развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования

дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном

возрасте определяется рядом причин:

Игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения (об

этом свидетельствует и тот факт, что дети приносят в школу игрушки).

Можно согласиться с Л.С. Выготским, который писал, что ≪в школьном

возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она

имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде≫.

Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и

приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в

учебную работу.

Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно

 (многие дети вообще не знают, что такое ≪учиться≫).

Имеются возрастные особенности детей. Связанные с недостаточной

устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно

непроизвольным развитием памяти. Преобладание наглядно-образного типа

мышления. Дидактические игры как раз способствуют развитию у детей

психических процессов.

Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная

трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с

которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той

деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание

учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению

должно то содержание, которому ребёнка учат в школе. Существуют

различные трудности адаптации при поступлении ребёнка в школу (освоение

им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со

сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует

преодолению указанных трудностей

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал:

≪Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только

формой усвоения знаний и умений, но и способствовала бы общему

развитию ребёнка≫.

Учёные-дидакты выделяют следующие виды дидактических игр: игры-

путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-

беседы.

Краткая характеристика каждого вида дидактических игр

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание

детей на то, что находиться радом. Они обостряют наблюдательность,

обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие

способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой

деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное

решение задач и т. д.

Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности –

короче. В основе данных игр лежат действия с предметами, игрушками,

словесные поручения.

Игры-предположения (≪что было бы…≫). Перед детьми ставится задача

и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия.

При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся

слушать друг друга.

Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний. Находчивости,

разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению

формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В их основе лежит общение. Основным является

непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность.

Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных

мыслительных процессов, она воспитывает умение слушать вопросы и

ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное,

высказывать суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен

даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей.

Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в

свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса

детей и свертывания игровых действий.

Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это

основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую

деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные

составляющие дидактической игры:

Дидактическая задача определяется целью обучающего и

воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и

отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде

дидактических игр в соответствии с программными задачами

соответствующих учебных предметов закрепляется умение

составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые

действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее

решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх

игровые действия различны по их направленности и по отношению

к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия,

отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они

связаны с игровым замыслом средствами реализации игрового

замысла, но включают и действия, направленные на выполнение

дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими

задачами формирования личности ребенка, познавательным

содержанием. Игровыми задачами и игровыми действиями. Правила

содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей. К

выполнению ими норм поведения. В игре правила являются

заданными. С помощью правил педагог управляет игрой,

процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно

ограничивают действия детей, направляют их внимание на

выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу после окончания

игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые

лучше выполнили игровое задание определение команды-

победительницы и т. д. необходимо при этом отметить достижения

каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы:

это является необходимым условием для реализации следующих функций

дидактических игр:

функция формирования устойчивого интереса к учению и снятию

напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному

режиму;

функция формирования психических новообразований;

функция формирования собственно учебной деятельности;

функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и

самостоятельной работы;

функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения

социальных ролей.

Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В

дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний,

умений и навыков, но и развиваются все психические процессы у детей, их

эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра позволяет сделать

учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение.

Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так

как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее

познаются закономерности обучения. Положительные эмоции значительно

облегчают процесс познания.

Анализ педагогической деятельности по проведению

дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения

интереса к предмету.

Игра может быть проведена на любом этапе урока. В начале урока

цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их

активность. В середине урока дидактическая игра решает задачу усвоения

темы; в конце урока игра носит поисковый характер. На любом этапе урока

игра включает разные виды деятельности детей. Она используется также на

уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре

запрограммированы практические действия детей с группами предметов или

рисунками. На уроках закрепления материала используют игры на

воспроизведение свойств действий и вычислительных примеров.

В системе уроков по теме можно подобрать игры на разные виды

деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую,

поисковую.

Учитывая основы изученных теоретических подходов передовых

педагогов и психологов к решению проблемы повышения интереса к урокам

русского языка у школьников, с опорой на педагогические условия

организации и проведения педагогических игр на уроках русского языка,

способствующих повышению интереса к данному предмету, я стремлюсь

включать в урок различные дидактические игры.

Фрагмент урока русского языка № 1.

Тема: повторение состава слова.

Этап урока – повторение изученного.

Дидактическая игра ≪Убери лишний вагон≫.

Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить

видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.

Теперь ребята немножко поиграем. На станцию прибыло три поезда.

Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к

поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к

этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо

найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на

каждом вагоне.

Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на

вагонах, по своему составу.

Каждому ряду достается свой поезд, прежде чем принять решение,

обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет

выражать общее мнение.

Поезд № 1.

забег, заплыв, закон, запуск.

Слово, на каком вагоне здесь лишнее?

Лишнее слово закон, на третьем вагоне?

Почему?

Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у

слова закон нет приставки.

Верно ребята, молодцы. Лишний вагон убран из состава поезда. Поезд

может продолжать свой путь. Теперь запишите все слова, кроме слова закон,

и выделите в них приставки.

Поезд № 2.

чайник, кофейник, молочник, веник.

Какое слово лишнее.

Лишнее слово веник, так как оно, в отличие от остальных слов не имеет

суффикса.

Запишите слова с суффиксами.

Поезд № 2 может продолжать путь. Молодцы, ребята.

Поезд № 3.

посмотреть, победить, подумать, погрустить.

Какой вагон, здесь лишний.

Вагон со словом победить, так как в этом слове нет приставки.

Запишите слова с приставками.

Анализ фрагмента урока.

Для проведения игры использовались наглядные средства. В данном

случае изображение трех поездов со словами на каждом вагоне. Это

способствовало привлечению внимания учащихся к выполнению игрового

задания.

Каждому ряду было предложено убрать лишний вагончик из своего

поезда. Таким образом, учащиеся разделились на три команды. Задачей

учащихся было найти слово, которое является лишним среди всех остальных.

Для этого им необходимо было вспомнить состав слова, разобрать каждое

слово по составу, затем, сравнив состав всех слов, найти лишнее слово,

отличающееся от остальных слов по составу.

Работа по группам способствовала сплочению коллектива учащихся,

т.к. они были объединены общей задачей, важным условием было то, что

ребята работали все вместе, выслушивалось мнение каждого. Работая в

группе, ребята могли распределить свои обязанности, например, каждый

член группы разбирал свое слово по составу, а тот, кто лучше всего овладел

этим материалом, проверял разбор данных слов. Ребятам также необходимо

было выбрать того человека, который будет отвечать на вопрос учителя и

сможет толково выразить мнение всей команды.

В процессе игры ребята повторили состав слова, потренировались в

разборе слова по составу, тем самым закрепив эту тему у себя в памяти. В

процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление

идет намного продуктивнее. Школьники учились сопоставлять, сравнивать,

анализировать предоставленный им учебный материал, а затем делать

соответствующие выводы. Также игра позволяет формировать устную речь

учащихся через высказывание своего мнения. У школьников формируется

умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами,

полученными в процессе обсуждения в команде.

Игра проводится на завершающем этапе урока, что способствует

активизации учащихся в конце урока, стимулированию их деятельности, игра

способствует также снятию напряжения, усталости, т.к. на этом этапе

усталость школьников особенно ощущается, они хуже работают, внимание

становится рассеянным. Игра же, в свою очередь, способствует

концентрации внимания на учебной задаче, позволяет школьникам

сосредоточиться на сложном материале даже в конце урока, не требуя от них

особого напряжения (процесс игры позволяет это осуществить).

Фрагмент урока русского языка № 2.

Тема: Правописание частей слова (повторение).

Этап урока - актуализация знаний.

Дидактическая игра ≪Мостик≫.

Цель игры: создать условия для повторения суффиксального способа

словообразования, правописания суффиксов -ик-, -ек-.

Ребята, у нас в стране ≪Словообразование≫ случилось несчастье.

На пути к Суффиксному полю разрушился мостик через речку. По одну

сторону оврага остались суффиксы по другую – слова, чтобы восстановить

мостик надо присоединить суффиксы к словам, с которыми они могут

сочетаться.

Оформление доски. На доске изображена река, мостик через которую

разрушен. По одну сторону реки находятся суффиксы: -к-, -н-, -ик-, -ек-,

-ник- – по другую сторону – слова: замок, палец, дом, гном, ель, ключ, ягода,

трава, вода, листок.

Ребята, сегодня вы будете работать в парах, побеждает та пара, которая

образует наибольшее количество новых слов. Образовывая новые слова, вы,

ребята, поможете построить новый мостик через реку.

Ребята прочитайте слова, которые у вас получились.

Учащиеся читают слова: домик, ключик, замочек, ягодка, ключник,

елка, листочек, гномик, травка, травник, водный, ельник, пальчик и т.п.

Молодцы, ребята, вы составили много слов. Теперь объясните, почему

вы написали в слове ключик суффикс –ик-, а в слове замочек суффикс -ек-.

Чтобы правильно написать суффиксы -ек-, и -ик-. Нужно изменить

форму слова. Если при склонении гласный ≪убегает≫, то пишется суффикс

-ек-. Например, замочек (замочка). А если гласный ≪ не убегает≫, то пишется

суффикс -ик-. Например, ключик (ключика).

Молодцы. Мы с вами вспомнили не только правило, но и, посмотрите

внимательно на доску, построили новый мостик. Теперь слова снова могут

образовываться с помощью суффиксов.

Ребята, а возникли ли у вас какие либо трудности, при образовании

новых слов.

Некоторые согласные чередовались, например, к//ч в слове замок –

замочек.

Хорошо, справились вы и с этими трудностями. Теперь посмотрим, кто

же у нас победитель, какая пара у нас образовала больше новых слов.

Анализ фрагмента урока.

Для проведения игры были использованы наглядные средства: река,

мост через реку, также слова и суффиксы, находящиеся по разным берегам

реки. Наглядные средства использовались для привлечения внимания

учащихся к игровому действию, для обрисовки ситуации игры, для большего

понимания действий, которые необходимы для решения игровой задачи.

Для выполнения задания игры, учащиеся были разделены на пары.

Задачей учащихся было образовать как можно больше новых слов

суффиксальным способом. Для этого школьникам нужно было посмотреть,

какие суффиксы подходят к предложенным словам, имеют ли полученные

слова смысл. Также учащимся необходимо было вспомнить определения

суффикса, его местоположение в слове. Задача учащихся была осложнена

тем, что правописание таких суффиксов, как: -ик, -ек-, требует выполнения

определенного правила, которое учащиеся изучали несколько уроков назад.

Таким образом, игра работает еще и на память учащихся, воспроизведение

определения, правила, на умение применять свои знания на практике. Игра

была осложнена еще и тем, что учащимся встретились слова, в который при

присоединении суффикса происходило чередование согласных звуков,

например, палец – пальчик, замок – замочек, чередование ч//ц, е// нуль звука,

к//ч изменение некоторых звуков, например, ель – елка [л‘]//[л] исчезает

Задачей учащихся было не только количество образованных слов, но и

правильность их написания.

Работа в парах способствовала организованной работе. В парах

учащиеся высказывали свое мнение, помогали друг другу, исправляли

ошибки. Работа в парах позволила активизировать работу слабых учащихся,

способствовала проявлению их возможностей. Работа в паре способствовала

активизации всего класса, организовался процесс обмена мнений,

проявлялись творческие способности. Для сильных учащихся данная работа

способствовала тренировке в образовании новых слов.

Игра, с множеством трудных случаев способствовала развитию

мышления учащихся. Слабым учащимся она позволила реализовать себя,

почувствовать свои потенциальные возможности. Момент соревнования дал

пищу для более сильных учащихся, которые стремились образовать как

можно больше количество слов, тем самым, повышая их активность.

Проведение игры на начальном этапе урока, во-первых, способствовало

актуализации знаний, учащиеся вспомнили суффиксальный способ

словообразования; во-вторых, игра способствовала подготовке учащихся

непосредственно к повторению того материала, который предлагался

программой на данном уроке, а именно, правописание частей слова, в данной

игре учащиеся повторили правописание выше указанных суффиксов. Игра

также способствовала активизации деятельности учащихся на уроке,

стимулировала их в начале урока на дальнейшую работу. Подготовила к

воспроизведению ранее изученного материала, его повторению. Также игра

способствовала формированию интереса у учащихся к русскому языку, за

счет необычного подхода к актуализации знаний. В игру учащиеся

чувствуют себя более свободно, непринужденно.

Проведение игры позволяет максимально развивать память учащихся,

т.к. им необходимо вспомнить правила, с помощью которых они распознают

правописание того или иного знака, также игра позволяет довести навык

написания в этих словах твердого и мягкого знаков до автоматизма, т.к. эти

слова учитель читает, они не написаны на доске. В данном случае учащимся

необходимо быстро вспомнить правило. Игра способствует развитию

особого чутья к русскому языку, формированию навыка орфографически-

грамотного письма.

Игра проводилась на этапе актуализации знаний, что способствовало

повторению выше указанного правила, стимулировании деятельности

учащихся, их подготовку к написанию текстов упражнений, в которых могли

встретиться слова на данные правила. Игра настроила учащихся на

дальнейшую работу на уроке, повысила их активность в начале урока, что

часто бывает проблематично на данном этапе. Таким образом, игра

подготовила учащихся к дальнейшей работе на уроке.

Фрагмент урока русского языка № 3.

Тема: Правописание. Словообразование.

Этап урока – повторение изученного.

Дидактическая игра ≪Чудо – дерево≫.

Цель игры: создать условия для комплексного повторения способов

словообразования.

Сегодня, ребята, мы должны с вами вырастить дерево. Посмотрите оно

еще совсем маленькое. А чтобы деревце выросло красивое, большое и

крепкое. Нам нужно, ребята, образовать новые слова и записать их в свою

тетрадь. Подсказка у вас уже есть. Вам даны словообразующие части слова, и

корни, от которых нужно образовать новые слова. Разделимся с вами на 3

команды. Первая команда образовывает слова с корнем –шум-, вторая

команда образовывает слова с корнем –зверь-, а третья команда рассказывает

нам, какой способ словообразования использовался при получении новых

слов. Каждый член команды образовывает по одному слову.

Ребята, прочитайте, какие слова у вас получились.

Слова с корнем –шум-: бесшумно, слово образовано с помощью

приставки и суффикса, способ словообразования приставочно-

суффиксальный, шумный, слово образовано с помощью суффикса, способ

словообразования приставочно-суффиксальный и т.д. аналогичная работа со

словом зверь, например, зверюшка, звериный. Третья команда рассказывает о

способе словообразования.

Молодцы, ребята! Посмотрите, какое дерево мы с вами вырастили.

Красивое дерево у нас получилось, потому что мы работали все вместе,

дружно и, конечно, хорошо усвоили материал. За работу вы получаете

жетончики: первая и вторая команда, награждается за то, что они образовали

много новых слов, а третья команда как лучшие эксперты в области

словообразования.

Анализ фрагмента урока.

Для данной игры использовались наглядные средства, это маленькое

дерево, и макет большого дерева со словообразовательными частями,

которые могут помочь ребятам образовать новые слова. Когда учащиеся

образуют новое слово, учитель убирает его схему и присоединяет к стволу

дерева ветку с готовым словом, таким образом, получается новое дерево. Это

привлекает внимание учащихся, им интересен сам процесс игры,

образовывая новое слова, они вносят изменения в рисунок на доску, они сами

его создают.

Задачей учащихся было образовать новые слова, с помощью суффиксов

и приставок. Причем некоторые части слова были уже даны в готовом виде, а

некоторые учащиеся должны были подобрать сами, что осложняло их

работу. Но в тоже время давало им возможность получить больше новых

слов, например, от слова шум, при помощи приставки и суффикса можно

образовать следующие слова: пошуметь, зашуметь, нашуметь и т.д.

Учащимся не дана конкретная приставки и поэтому они могут выбрать

любую из них. У другой же команды в буквенной записи слова зверь при

образовании нового слова буква мягкий знак исчезает. Ребятам необходимо

было верно выполнить запись данных слов. Группа экспертов – третья

команда выполняла задачу контроля, она выражали свое мнение по поводу

того, верно ли образовано слово, и называли способ его образования. В этой

команде разместились сильные ученики, игра позволила им реализовать свои

возможности и повторить ранее изученный материал, довольно сложный по

своему содержанию. Таким образом, эти ребята учились высказывать свою

точку зрения, доказывать ее, приводя различные доводы и аргументы.

Слабым ребятам игра так же помогла реализовать свои возможности, в

каких-то случаях проявить свои творческие способности.

В игре были задействованы все ребята, обучающиеся в классе. Игра

позволила также увидеть, насколько ребята ориентируются в данном

довольно сложном материале, насколько они им владеют. Ведь чтобы

образовать новые слова, им необходимо было вспомнить, какие способы

словообразования существуют, какие части слова являются

словообразовательными.

Игра способствовала развитию памяти, мышления, творческого

воображения. Так как ребята работали в группах, игра способствовала

сплочению коллектива, образованию в классе дружеской, рабочей

атмосферы.

Игра проводилась на этапе закрепления ранее изученного материала.

Она позволила активизировать работу учащихся в середине урока,

способствовала стимулировании их деятельности, помогла созданию

развивающей, как психические процессы, так и личностные качества,

атмосферы. Настроила учащихся на дальнейшую работу. Игра

способствовала продуктивному закреплению материала. Закрепление этого

материала, проходило в ситуации игры, непринужденной обстановки, тем

самым, повышая интерес к русскому языку, как одному из самых сложных

предметов.

Фрагмент урока русского языка № 4.

Тема: Учимся озаглавливать текст.

Этап урока – повторение изученного.

Дидактическая игра ≪Рассыпанный текст≫.

К нам на урок, ребята, сегодня пожаловал гость по имени Незнайка. Он

хотел попросить вас помочь озаглавить его сочинение, т.к. Незнайка слышал,

что вы большие профессионалы в подборе заголовков к текстам. К

сожалению, у Незнайки, пока он до нас добирался, случилось несчастье. Все

слова в его предложении перепутались, рассыпались. Незнайка не может

вспомнить, в каком порядке они находились в предложении.

Ребята, давайте поможем Незнайке. Вернуть его сочинение в прежнее

состояние.

В его тексте пять предложений. Вам необходимо составить цельный

текст. Знайте, слова в предложении перепутаны, и предложения в тексте

тоже.

Прошу вас разделиться на пять групп. Каждая группа получит свое

≪рассыпанное≫ предложение.

Учащиеся получают следующие наборы слов.

Первая группа: стоял, денёк, морозный, зимний.

Вторая группа: получилась, горка, хорошая.

Третья группа: во, строили, дворе, горку, ребята.

Четвертая группа: с, весело, дети, на, катались, горки, санках.

Пятая группа: день, трудились, целый, дети.

Ребята, прочитайте, какие предложения у вас получились.

Учащиеся читают предложения, учитель вывешивает составленные

верно предложения на доску. Затем учащиеся смотрят, в каком порядке

лучше всего разместить эти предложения. Объясняют, почему получившийся

набор предложений является текстом. Затем учащиеся подбирают заголовок

к сочинению Незнайки.

Пример, получившегося текста.

Отличная горка.

Зимний, морозный стоял денек. Ребята строили во дворе горку. Дети

трудились целый день. Хорошая получилась горка! Дети весело катались с

горки на санках.

Ребята, Незнайка говорит вам огромное спасибо за помощь, которую

вы ему оказали. Теперь он точно получит пятерку за сочинение. В

благодарность вам он оставляет жетончики самых мудрых и творческих

ребят.

Анализ фрагмента урока.

Для проведения игры использовался персонаж из произведений Носова

Незнайка. Привлечение в игру персонажа способствовало настрою ребят на

игру, сконцентрировало их внимание. Для игры были использованы

конверты, с рассыпанными словами из предложений, и такие же слова

учитель помещал на доске, когда ребята составляли предложения.

Использование данного раздаточного материала способствовало быстрой

организации работы учащихся, способствовало экономии времени.

Задача школьников была следующая: ребятам необходимо было

составить целостный текст из перепутанных слов и предложений, также

подобрать к получившемуся тексту заголовок.

Для того чтобы решить поставленную перед школьниками задачу,

ребятам пришлось применить знания полученные, как на данном уроке, так и

на предыдущих уроках. Учащимся необходимо было вспомнить, что такое

предложение, текст. Следовательно, игра позволяет учащимся

совершенствовать умение применять свои знания на практике, подтверждая и

теоретическими знаниями, через доказательство своих доводов, подтверждая

свои слова неопровержимыми фактами. Игра учит ребят работать

самостоятельно.

В процессе игры учащиеся были объединены в группы. Объединение в

группы способствует сплочению коллектива. В группе ребятам была

предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение

других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде,

школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе,

анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему

согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.

Предложения были разные по степени распространенности, это позволило

объединить ребят в группы разные по силе. Анализируя игру, можно сказать,

что она увлекает детей, следовательно, игра способствует стимулированию

деятельности школьников, повышает их интерес к урокам.

Игра способствовала более продуктивному повторению изученного

материала, учащиеся наглядно увидели, что не каждый набор слов является

предложением, и не каждый набор предложений является текстом, т.е. важна

логическая последовательность, как в предложении, так и в тексте. Игра,

проведенная на этапе уроке, подготавливает учащихся к написанию

собственного сочинения.

Игра проведена на завершающем этапе урока, что способствовало

повышение активности, именно в конце урока. Обычно внимание ребят на

данном этапе снижено, но, проводя игру можно заметить, что деятельность

учащихся активировалась, тем самым последние минуты урока не прошли

впустую, а способствовали созданию развивающей, рабочей атмосферы.

С первых уроков обучения грамоте, для поддержания интереса я

использую много игрового материала. Мною собрана ≪Копилка

дидактических игр по обучению грамоте, чтению и русскому языку≫

(Приложение. ≪Копилка дидактических игр≫)

Игра «Минутка»

Дети учатся включаться в учебную деятельность, например, быстро и

аккуратно готовить своё рабочее место к уроку: «Проверь дружок, готов ли

ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: книга, ручка и

тетрадки?»

Игра «Пять слов». Ученик по сигналу учителя делает пять шагов

вперёд, называя на каждый шаг слово, которое начинается с нового звука.

Игра «Наоборотки». Учитель произносит двухбуквенный слог и

предлагает детям стать ≪наоборотками≫, т.е. произнести слог, поменяв

местами звуки.

Игра «Глаз-фотограф». На наборном полотне устанавливаются

буквы (слоги). Учитель на протяжении 2-3 секунд показывает их детям.

Затем убирает. Ученик должен назвать буквы, которые запомнил, желательно

в том же порядке.

Игра «Корректурная проба». Суть этой игры заключается в том, что

ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые буквы в

печатном тексте в течение 5 минут.

Игра «Корректор». В течение 5 минут дети должны найти все

ошибки и исправить их.

Игра «Найди лишнее слово».

Мак, ромашка, роза, лук. Берёза, дуб, малина, осина.

Кошка, собака, воробей, корова. Корова, лиса, волк, медведь.

Игра «Замени словосочетание одним словом» .

Промежуток времени в 60 минут.

Военнослужащий, стоящий на посту.

Ребёнок, любящий сладкое.

Очень смешной фильм.

Игра «Буква потерялась».

И_ан, Сла_а, _орота и т.д.

Метаграммы. Преврати вола в быка. Вол – вал - бал- бак – бык.

Волк – воск – лоск – лось.

Игра «Закончи предложение».

У Ромы и Жоры есть ___________.

Однажды они пошли ___________.

Вдруг из кустов ______________.

Потом ребята долго вспоминали как ______________.

Игра «Составь рассказ по опорным словам».

Зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Игра «Слог за слогом» . Написать цепочку слов так, чтобы

последний слог предыдущего слова был начальным словом следующего:

я-ма, ма-ши-на, на-ту-ра, ра-ке-та, та-рел-ка, ка-ша...

Игра «Шифровальшик» . Расшифровать и найти лишнее.

жыил, ански, кьоинк (лыжи, санки, коньки)

аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

плнаеат, здщеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

Игра «Клички» . Образуйте клички животных от следующих слов:

шар, стрела, орёл, рыжий, звезда, ….

Кроссворды

Безударные гласные в корне слов

По горизонтали:

1. На глазах – по колесу,

И сиделка на носу.

3..Площадь круглая,

Площадь важная,

Между ухом и ртом раскинулась.

5. Серый длинноух “иа-иа!” кричит.

7. Утром бусы засверкали,

всю траву собой заткали,

И пошли искать их днём:

Ищем-ищем – не найдём.

9. Ходит – бродит среди льдин

Птица важная…

11. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?

13. Кафтан на мне зелёный,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

На вид похож, на мяч.

По вертикали:

2. Мы день идём, мы ночь идём,

Но никуда мы не уйдём.

4. Ею траву косят,

И девчата носят.

6. Рыжая птичница,

Пришла в курятник,

Наводить порядок.

7. Ягоды – красненькие

Листья – рябенькие.

8. Вот магазин. Не для красы

Прилавок, а на нём …

10. С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык.

Доят, а не корова.

12. Одна сестрица,

Всю жизнь другую обгоняет,

А обогнать не может.

14. Что олень на голове носит?

16. Птица длинноклювая

Дом на крыше свила,

15. Течет, течет – не вытечет.

Бежит. Бежит – не выбежит.

Счастье с собой привела.

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

По вертикали:

1. Малые зверюшки, розовые ушки, серенькие шубки, остренькие зубки,

глазки черненькие, хвосты тоненькие, сидят в норке, грызут корки.

4. Черные змейки, желтые шейки ползут, извиваются, мышками питаются.

6. Черный, пузатый, дружит с ухватом. В печке был, нам картошку варил.

7. Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала.

8. Нос – как хобот у слона, на спине – рука одна. Мы с плиты его снимаем,

угощает всех он чаем.

По горизонтали:

Что за чудо-бегуны одинаковой длины? По снегам к березке тянут две

полоски.

2. Без ног, а стоит, огород сторожит, рукавами машет, с ветром пляшет.

5. До чего ж она легка, легче крыльев мотылька. Бросишь – вновь вернется,

дунешь – унесется.

Реши кроссворд и прочитаешь по вертикали название самой

значительной части речи.

1. Существительное женского рода, имеющее значение “группа людей,

живущих вместе родственников”.

2. Название существительных, которые относятся к живой природе.

3. Главный член предложения, обозначающий предмет.

4. Название существительных, которые обозначают единичные

(индивидуальные) предметы.

5. Название непостоянного признака существительных, которое определяет

количество предметов.

6. Несклоняемое существительное, имеющее значение “вид подземного

транспорта”.

7. Обращение, которое позволяет определить одушевлённость или

неодушевлённость предмета.

8. Существительное общего рода, имеющее значение “умный человек”.

9. Существительное со значением “весёлое настроение, чувство внутреннего

удовлетворения”.

10.Форма изменения имен существительных в грамматике.

11. Название существительных, которые имеют окончания разных склонений

при изменении по падежам.

12. Название формы существительного в единственном числе, именительном

падеже.

13. Изменение окончания имен существительных по падежам.

14. Постоянный признак существительного, который определяется с

помощью местоимений мой, моя, моё.

15. Название постоянных и непостоянных признаков частей речи.

Игра «Наборщик». Составить как можно больше слов из букв

другого слова. ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф…

Загадки, шарады ,ребусы, головоломки.

Первый слог мой – предлог, Перегораживает путь,

Второй достоин порицанья, Предлагает отдохнуть.

А вместе все – животного названье. (О – лень) (Точка)

Грамматические сказки и рассказы.

Жил-был корень, обычный, не очень сложный, но очень древний. За

долгую жизнь обзавелся он большой семьей. Тут и существительные:

стройка, строитель, строительство, строение и прилагательные:

строительный, строевой, и глаголы : строить, строиться. Видятся родные

и близкие нечасто, письма писать некогда, вот и решил наш старец собрать

всю свою большую родню. Разослал пригласительные открытки. Первыми

откликнулись братья - глаголы строить и строиться с семействами. Не

заставили себя ждать долго и остальные. Явились. Выстроились. Все как на

подбор, любят дело делать, у каждого для того своя приставка имеется: у

кого вы, у кого до, есть и за, на, от, по, од, при. Порадовался гостеприимный

хозяин, возгордился: "Молодцы, родственники, вон какую богатую

коллекцию приставок собрали!" Глаголы деловые, энергичные. И сегодня

работают, и в прошедшем потрудились они на славу, и о будущем не

забывают. Существительные от них не отстают - спешат в гости к деду. У

них и приставок много, и суффиксами они не бедны.

Задания:

1. Попробуйте записать этих многочисленных родственников.

2. Как же зовут старца - прародителя, от которого все они произошли?

Для постановки учебного задания использую разные игровые

персонажи, с помощью которых создаётся игровая ситуация. Это могут быть

сказочные персонажи: Буратино, Незнайка, Угадайка, Поросёнок Хрюша и

Степашка, Чип и Дейл. Весёлые человечки, и просто дикие и домашние

звери, которые приносят в конвертах интересные задания от девочки

Запятой, от Вопросительного знака и т. д. или Человечек Словарик приходит

в класс с новым словом, которое необходимо запомнить.

Игры, которые я использую в своей работе на уроках русского языка.

Игра «Эхо».

Цель игры: усвоение классификации согласных.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это – ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.

 Игра «Рыбалка».

Цель игры: определять правильно заданный звук в словах.

Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нуж­ные картинки со скрепками. Пойман­ную «рыбку» ребенок показывает дру­гим ученикам, которые хлопком отме­чают правильный выбор.

«Собери цветок».

Цель игры: дифференциация согласных звуков

На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).

Рядом выкладываются цветочные ле­пестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].

Игра «Как называется цветок?»

Цель игры :выделение звуков в словах.

Детям предлагается условное изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий предметов третий звук. Например, на лепестках нарисованы: лапа, свинья, стол, санки (пион).

       Можно предложить выделить второй звук: арбуз, лодка, азбука, машина (роза).

Игра «Буква ищет свой предмет»

Цель игры: узнавание звуков в словах.

На доске или на наборном полотне выставлены картинки с изображением предметов, составляющих одну родовую группу, например, овощи. Все названия предметов проговариваются, соотносятся с родовым понятием. Игра сопровождается словами: «Буква П пошла искать свой предмет.» Дети отбирают картинки, в названиях которых есть звук П: «Это помидор, репа» и т.д. Названия овощей записываются в тетради и на доске.

 Игра «Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с непроверяемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.

Задание: с помощью этимологического словаря найдите все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и русского языков. Сравнить их произношение и правописание, например: французские кабина, кабинет, комод; немецкие калоша (галоша), что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского – рубаха) и т. д.

Побеждают те, кто нашел больше слов и правильно их написал.

 Игра «Найдите слог с нужной гласной».

Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.

Ход игры. Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндарины – мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5–10 слов).

Задание: кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.

  Игра «Наоборот».

Цель игры: соотношение парных согласных звуков и букв.

Один ученик называет слог, другой отвечает ему слогом с оппозиционным согласным. Игра идет по цепочке. Учитель помогает детям, показывая им гласную букву, которую нужно использовать. Может получиться цепочка: па-ба, бо-по, пу-бу,бы-пы…

   «Угадай слово»

Цель : отработка навыков правописания парных согласных в корне слова

Вставьте пропущенные буквы и составь­те из них новое слово. Какое слово получилось?

Сколь..кий, ск.мъя, ло..кий, ..сенний, сла..кий —     (завод).

Здра..ствуй, д..кабръ, курор.. — ...ка (ветка).

Ги..кий, т.щил, лё..кий, пл..тил, мор... —(багаж).

Ло..кий, д..рога, ло..ка, ш..рокий, ве..ка,вет..р —    ль (водитель).

Сер.., с..рока, л..сной, у..кий, гла..кий —        (поезд).

  «Бал во дворце»

Цель :нахождение и узнавание разных частей речи.

— Сегодня в сказочном дворце «Состав слова» состоится бал, в котором примут участие все части слова. Они мечтают по­пасть на бал, мы с вами должны помочь им осуществить эту заветную мечту.

Отгадайте, кто нуждается в нашей помощи.

1.      Я главная часть слова, без меня нет слова. Но чтобы меня узнать, надо родствен­ные слова подобрать. (Корень)

2.      После корня он стоит,

Перед окончанием.

Его я если заменю,

Другое слово получу. (Суффикс)

Я к корню приставлена и навсегда у него оставлена.

     Значение слова меняю я, но без корня — никуда.

     Нельзя нас с корнем разделять и ничего между нами вставлять. (Приставка)

4. Я изменяемая часть, с другим словом  держу связь.

   Если бы не я, была бы сущая ерунда.

   Я люблю слова конец.

   Вот ведь какая вещь: я регулирую всю речь. (Окончание)

— Теперь выполним задания, предложенные участникам бала.

Выберите слова с приставками: принцесса, приплыл, догорал, дорогой, ореховый, оберегает, подружился, пользовался.

Угадайте слово:

а) корень такой же как в слове дарить, приставка — как в слове побежал, суффикс — как в слове дружок.(подарок);

 б) корень такой же, как в садовник, приставка — как в слове покраснел, суффикс — как в слове скользкий,  окончание — как в слове рыбалка (посадка).

 

В 1-4-х классах при введении сложного и неинтересного для школьников этого возраста материала используется элемент занимательности. При закреплении и повторении материала, когда исчезает элемент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес. Например, закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском языке» можно использовать словообразовательную игру «Кто больше?».

 Игра «Кто  больше?»

Цель: развитие навыка словообразования.

Класс разбивается на команды, в каждой выбирается капитан. Учитель засекает время по секундомеру. Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача команды – за определенное время составить как можно больше однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования. Побеждает та команда, которая написала больше слов.

 

Наиболее эффективно будет запоминаться предложенный на уроке материал, если он будет проведен в загадках и играх-загадках.

а) Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово;

               Мой первый слог – предлог, и во втором мы проживем все лето,

               А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача)

 

 Первое – нота, второе – игра,

 Целое встретится у столяра. (До-лото)

 

Корень мой находится в цене;

В очерке найди приставку мне;

 

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а)

 

В списке вы мой обнаружите корень;

Суффикс – в собрании встретите вскоре;

В слове рассказ вы приставку найдете;

В целом – по мне на уроки пойдете. (Рас-пис-ание)

 

Его корень в слове вязать;

Приставка в слове замолчать;

Суффикс в слове сказка,

Окончание в слове рыба. (За-вяз-к-а)

 б)  Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка)

 

С буквой «Ф» - сюртук парадный,

Государство с буквой «И»,

С «Б» - товар низкоразрядный

Нормам ГОСТа вопреки. (Фрак-Ирак-Брак)

 

С «Г» -  он будет частью слова,

С «И» - немного схож с пластом,

С «Н» - не конь и не корова,

Хоть с ногами и хвостом. (СлоГ-слоЙ-слоН)

 

Их, пожалуй, каждый знает:

«Г» - сродни овсу и ржи,

С «Ш» - прислушаться заставит,

С «П» - сухим его держи! (Горох-Шорох-Порох)

 

Его легко в полях отыщешь,

Он под землею строит «дом».

Но «И» на место «О» напишешь –

И в краску превратится он. (Сурок-сурик)

 в)  Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос);

 

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила)

 

Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского».

А как прочтешь наоборот –  под парусами он плывет. (краб – барк)

 

Его любой легко найдет, он – музыкальное творение,

А прочитай наоборот –  он – след на коже от ранения. (Марш – шрам)

 

Вот вам повозка (не телега), но если в ней, взяв букву слева,

Перенести на правый бок, то будет русских яблок сорт. (Сани – анис)

 

Мы им всегда обозначаем  товаров качества разряд,

Но если справа прочитаем – то получится – канат. (Сорт – трос)

  г) Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза);

 

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха)

 

Кто части мотоцикла знает, тот слово это разгадает.

А если букву «Д» прибавит,

На сцене можно будет ставить. (Рама – драма)

 

Им покрыть бы крышу мог тот, кто дом иль дачу строит,

А впишите в центр предлог –  будет дерево с листвою. (Толь – тополь)

д) «Допиши словечко» Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму.

На карточке написан рифмованный текст или стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

 

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).

 

На дворе в кадушке заквакали подружки,

Потом прыг из ушата…Кто же это?  (Лягушата)

 

  Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,

Обожает морковку... Кто это? (Зайчишка)

 

Она весну встречает – сережки надевает,

А платьице в полоску. Ты узнаешь… (Березку)

   е) «Восстанови загадку»

Загадки предлагаются не полностью, а лишь отрывки из них. Отрывки написаны на карточках, которые раздаются по классу. Необходимо восстановить загадку по одному фрагменту и отгадать.

…в окно войдет. (Не стукнет, не брякнет в окно войдет – РАССВЕТ)

… без застежек. (Сто одежек и все без застежек – КАПУСТА)

…ворота открывает. (Без рук, без ног, а ворота открывает – ВЕТЕР)

Шел долговяз… (Шел долговяз, в землю увяз – ДОЖДЬ)

Два братца… (Два братца пошли в реку купаться – ВЕДРА)

…мост мостит. (Дедушка без топора мост мостит – МОРОЗ)

…сухим остался. (В воде купался, сухим остался – ГУСЬ)

Висит сито… (Висит сито, не руками свито – ПАУТИНА)

… одним цветом. (Зимой и летом одним цветом – ЕЛЬ)

Сам худ, а … (Сам худ, а голова с пуд – МОЛОТОК)

 

Эти индивидуальные формы игр можно использовать при организации соревнований между детьми, их можно использовать и в качестве групповых.

Можно посадить на трон фею Загадку, которая вручит призы лучшим отгадчикам. Эти разнообразные игровые формы с загадками способствуют поддержанию интереса у детей к урокам русского языка. А есть интерес – будет и результат. При таких нестандартных приемах  на уроках русского языка в работе участвуют дети с разным уровнем знаний, они чувствуют себя непринужденно, а поэтому уверенно и с удовольствием отвечают.

Результаты работы Краткая характеристика класса.

В классе тринадцать человек .В целом класс активный. Все ребята между собой дружные, стараются помогать друг другу на уроках. Активно принимают участие в  различных общешкольных  мероприятиях.

Успеваемость класса средняя. У некоторых ребят возникают проблемы с учёбой. На уроках ребята работают активно с интересом. Основная масса учащихся данного класса к учебе относится ответственно, многие готовят по теме урока дополнительный материал.

Что касается такого предмета как русский язык, хотя материал курса

сложен, но ребята стремятся понять тот материал, который им предложен

учебной программой, многие проявляют интерес к этому предмету, активно

работают на уроке. Но проблема повешения интереса к русскому языку  в

классе есть. Сложные темы не всегда интересны ребятам, наблюдая  за

классом можно   заметить, что если одни ребята (небольшое количество)

проявляют интерес, то другие могут не слушать учителя и заниматься

посторонними делами.

Итоги конкурса среди 3-их классов по русскому  языку

Конкурс ≪Лучший чтец Козак Дмитрий-4 «Б» класс-146 слов – 1место

 Благодаря проведенному  анализу практической деятельности с использованием дидактической игры как средства обучения, можно говорить о том, что дидактическая игра повышает интерес к русскому языку , стимулирует деятельность школьников. Игра воспитывает желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала.

Заключение

Анализируя  результаты теоретических исследований литературы,

передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов

и конечно свой педагогический опыт по проблеме повышения интереса к

русскому языку, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имеет

огромное значение в обучении младших школьников. Игра не потеряла своей

значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется,

обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно

влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения

интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует

деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.

Литература.

Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. - Санкт-Петербург:

издательский дом ≪Литература≫, 2005 год.

Богач З.И. Как сказка помогает грамотно писать. Журнал. Начальная

школа. № 9, 1998г.

Волина В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: ТОО

≪Издательство АРГО≫, 1996 год.

Дубова Т.А. Дидактическая игра ≪Иду в гости≫ на уроках русского

языка Журнал. Начальная школа. № 11- 2001г.

Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников.

Журнал ≪Начальная школа полюс до и после≫ № 2, 2005 год.

Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.

 Н.П.Анисимова «Обучающие и развивающие игры»-2015год

Л.В. Маврина «Орфографический словарь»-2015год