Исследовательская работа по теме « Русская матрёшка – символ России »

Шкурова Яна Михайловна

                                                                      1. Введение

Наша исследовательская работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто деревянной игрушке – матрешке. Эта тема заинтересовала нас не случайно. Дома у нас у обоих  есть эта милая расписная красавица. Она всегда завораживала нас своей простотой и загадочностью. Всегда удивлялись, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д.  С этой игрушкой мы встречались в детском садике, в школе на уроках окружающего мира. Много раз мы задумывались о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. И вот мы решили побольше узнать об этом чуде – русской матрешке с помощью исследования. Работа  проходила в три этапа (подготовительный, основной и заключительный).

Подготовительный этап

Для начала мы определили цель нашего исследования:

- выяснить знают ли о матрешке наши сверстники;

- выяснить за что эту деревянную куклу назвали символом России;

- доказать, что, игрушка, созданная много лет назад и сейчас остаётся одной  из  любимых игрушек.

 

Для достижения цели мы наметили, какие задачи нам необходимо выполнить:

 

      - создать инициативную группу;

- изучить историю возникновения матрёшки на Руси;

- изучить технологию изготовления и росписи матрешек;

- выяснить какие бывают матрёшки;

- изучить мнения сверстников о матрёшке;

- создать презентацию по результатам исследования;

- создать свою авторскую матрёшку и расписать её, используя фантазию и творчество.                                                                                                           

Перед началом исследования мы выдвинули две гипотезы исследования:                                                                                                 1 гипотеза:  мы  предполагаем, что матрёшка хранит в себе много секретов.                                                                                                          2 гипотеза: каждый из нас может стать мастером по росписи русской матрешки.

Используя различные методы исследовательской работы: поисковый (сбор информации), анализ (собранной информации), сравнение, систематизация, обобщение материала, мы  хотим доказать правильность выдвинутых гипотез. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon wrl0002.tmp_.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция школьников

« Россия в которой я живу »

Исследовательская работа

по теме

« Русская матрёшка – символ России »

                     

 Участники исследовательской работы:

 Учащиеся 4 класса МОУ «СОШ с.Сосновка»

                                                                               Саратовского района Саратовской области

 Руководитель:

 Учитель начальных классов Шкурова Я. М.

                     

2015 учебный год                                                

         Содержание работы

1. Введение (история вопроса, постановка проблем и задач)……………………………………..3 - 4

2. Описание исследования………………………………………………………………………….. 4 - 9

3. Подведение итогов. Анализ результатов……………………………………………………….......10

4. Выводы. Практическое применение..................................................................................................10

5. Личное отношение авторов к освещенному вопросу………………………………………….......11

6. Список используемой литературы …………………………………………………………………11

7. Приложение....................................................................................................................................12-21

                                                                      1. Введение

Наша исследовательская работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто деревянной игрушке – матрешке. Эта тема заинтересовала нас не случайно. Дома у нас у обоих  есть эта милая расписная красавица. Она всегда завораживала нас своей простотой и загадочностью. Всегда удивлялись, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д.  С этой игрушкой мы встречались в детском садике, в школе на уроках окружающего мира. Много раз мы задумывались о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. И вот мы решили побольше узнать об этом чуде – русской матрешке с помощью исследования. Работа  проходила в три этапа (подготовительный, основной и заключительный).

Подготовительный этап

Для начала мы определили цель нашего исследования:

- выяснить знают ли о матрешке наши сверстники;

- выяснить за что эту деревянную куклу назвали символом России;

- доказать, что, игрушка, созданная много лет назад и сейчас остаётся одной  из  любимых игрушек.

Для достижения цели мы наметили, какие задачи нам необходимо выполнить:

      - создать инициативную группу;

- изучить историю возникновения матрёшки на Руси;

- изучить технологию изготовления и росписи матрешек;

- выяснить какие бывают матрёшки;

- изучить мнения сверстников о матрёшке;

- создать презентацию по результатам исследования;

- создать свою авторскую матрёшку и расписать её, используя фантазию и творчество.                                                                                                          

Перед началом исследования мы выдвинули две гипотезы исследования:                                                                                                 1 гипотеза:  мы  предполагаем, что матрёшка хранит в себе много секретов.                                                                                                          2 гипотеза: каждый из нас может стать мастером по росписи русской матрешки.

Используя различные методы исследовательской работы: поисковый (сбор информации), анализ (собранной информации), сравнение, систематизация, обобщение материала, мы  хотим доказать правильность выдвинутых гипотез.

2. Описание эксперимента

Основной этап

        В выходной день мы с одноклассниками, которые решили участвовать с нами  в исследовании, отправились в библиотеку. Почитали книги, журналы, посетили сайты Интернет и вот, что интересного для себя открыли…

2.1. Что же такое  «матрешка»?

Начиная работу, в первую очередь мы задали себе вопрос: что же такое  «матрешка»?

Сначала мы стали искать в словаре,  что обозначает слово матрешка. (Приложение 1) Интересно, что в словаре Даля о матрешке нет никаких сведений. Зато в словаре Ожегова дано значение этого слова как полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера». Еще одно определение этого слова было найдено в новом словаре русского языка автора Т.Ф. Ефремовой .МАТРЁШКА ж. - Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера. 2 знач.: Полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую куклу.

         Так на уроке русского языка довелось познакомиться с описанием матрёшки, предложенным Константином Георгиевичем Паустовским.

«Матрешка- это деревянная игрушка, похожая на Ваньку-встаньку. Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших матрешек, располагая их по росту. Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой, соболиными бровями и рдеющими, как угли, румянцем. синие глаза он прикрыл длинными ресницами.»

        Сравнив эти определения, мы сделали вывод, что они, в общем, дают одинаковое толкование этого слова,  деревянная кукла, в которой помещены такие же куклы меньшего размера. И мы определили объект нашего исследования следующим образом:

Матрешка –  токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие.  В быту чаще всего игрушка изображающая девочку, в сарафане и платочке. Ее условная округлая форма имеет мягкие очертания и плавные переходы от головы к широкому туловищу с плоским устойчивым основанием. В игрушке замечена легкость круглящихся поверхностей, веселая игра бликов, красочная роспись и случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок-вкладышей.

Действительно, в игрушке есть что-то особенное, необыкновенное.  Матрешка сегодня – одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрешка и стала великой путешественницей.

         Мы заметили, что мы все говорим матрешка да матрешка... Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрена. Интересно, мы перебрали множество имен, которыми можно было бы назвать игрушку - и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подошло.

Одни историки утверждают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, Маня, другие – что это название от женского имени Матрена, Матреша. А третьи считают, что название «матрешка» связано с именем индуистской богини-матери Матри.

Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. 

                             2.2.  Происхождение русской матрешки.

Для начала мы решили заглянуть в глубь истории и выяснить, откуда  появилась матрешка на Руси? (Приложение 2)

Деревенская расписная красавица молода, ей чуть более ста лет! Для народной игрушки – это не возраст. Первая матрешка появилась в России в конце XIX века. Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девочку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. Выточил ее в московской мастерской "Детское воспитание" токарь В. Звездочкин по эскизу известного художника С.В.Малютина (1859-1937).  

 В одних источниках информации говорится о том, что предшественницей и прообразом русской матрешки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукуруджи (Фукурумы), в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, завезенного с острова Хонсю в 1890 году. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безызвестный русский монах.                                                                                                  В других предполагается, что прообразом  матрёшки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри и в большие вкладываются меньшие.                                                                                                                                    

2.3 Технология изготовления и росписи матрешки.

Чтобы разобраться в силе притягательности матрешки, мы решили рассмотреть и вопрос о ее создании. Не могло ли это повлиять на ее популярность? (Приложение 3)

Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрешка готова к росписи.  А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. После раскраски матрешек лакируют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость.

Вывод:  выдвинутая нами первая гипотеза доказана.  Матрешка действительно, хранит в себе много секретов.   

2.4 Виды матрешек.

В нашей местности нет музея  игрушек, где мы могли бы проанализировать виды матрешек, поэтому для их рассмотрения мы использовали иллюстрации матрешек, которые нашли в интернете. Мы разделили всех матрешек на две группы: традиционные и нетрадиционные. Первая группа оказалась очень большой. Сюда вошли все матрешки, которые представляют традиционных кукол. (Приложение 4)

Нетрадиционные матрешки - это были предметы, которые выполнены в форме матрешки.

       Чтобы понять, чем привлекает матрешка каждого мастера не только русский народ, но и зарубежных гостей, необходимо познакомиться с традициями и стилями росписи каждого места.

                                          Загорская (Сергиево-Посадская) матрешка.

На первое место мы поставили загорскую матрешку. Сделала это не случайно, ведь первая матрешка имеет московское происхождение.  Но настоящей родиной матрешки все же стал подмосковный Сергиев – Посад.

Сергиево – Посадская матрёшка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, в яркий платок и передник с узором, а в руках держит узелок, корзину или цветы.  Мы узнали, что расписывают загорскую матрешку по белому дереву, на ошкуренную поверхность сразу наносят гуашевые краски, используя чистые локальные  (например, красные, зеленые, синие) цвета. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Концом кисти рисуют верхние веки, приподнятые брови, черные радужки глаз с бликами.  Платок у загорской матрешки завязан узлом.  Мастер рисует рукава кофты, сарафан. Рукава кофты  расписывают полоской узора. У мелких вкладышей украшают сарафан вертикальной полосой с кружочками и змейками. Все нарисованное обводят черной краской по контуру, четко обозначая силуэт.   Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок.  Эти несложные узоры местные мастера называют «пестрешкой». А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней.  

                                                    Семеновская матрешка

Когда загорская игрушка была известна всему миру, семеновской матрешки еще не существовало. Появилась она только... в 1922 году. Их расписывают иначе. Они отличаются большим ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук, разноцветными платками, и край платка украшен цепочкой небольших бутонов. . Семеновская – яркая, будто из хоровода выхвачена, румянец на щеках – запыхалась.Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках.                                                                        

Однажды семёновский мастер Евгений Безруков вырезал матрёшку высотой один метр и принёс на фабрику сувениров. Начали открывать матрёшку, а в ней – целых 70 матрёшек. И каждая в неповторимом наряде

                                  Полхов-Майданская матрешка

К юго-западу от Нижнего Новгорода расположено большое село Полховский Майдан. Первая матрёшка была создана сравнительно недавно – в 20-ых годах прошлого века.

       Голова у игрушки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Платок на ней ярко-красный, юбка – фиолетовая. На голове, по центру платка, голубой трилистник с жёлтой сердцевиной, а прямо из-под него – жгучие, кольцами, кудри. Лицо у матрёшки слегка скуластое, с нежным румянцем. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно – её фартук. Расцвёл на нём чудо – букет. На зелёной изгибистой ветке разноцветные цветы, бутоны, ягоды. Майданские цветы не копируют настоящие. Не форму, а душу цветка стараются передать мастерицы.

         

                                                          Вятские матрешки

       Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Особое своеобразие вятской расписной деревянной  куклы в том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько оно мило и приветливо

Тематические матрешки

Позже появились тематические матрёшки, изображавшие, например, персонажи литературных героев. Мастера русской матрёшки рисовали героев сказок «Репка», «Иван царевич», «Жар-птица». Матрешке к лицу оказался убор хоккеиста и моряка, тракториста и космонавта. В Монреале, на Всемирной выставке, была одна совсем необычная «матрешка». Художник Роман Пчелкин украсил цветами корпус ракеты. Она открывалась, и внутри оказался космонавт, а в нем – еще два! Целый экипаж! Сегодня достаточно популярны матрёшки, изображающие исторических и политических деятелей. Но основное предназначение матрёшки - преподнести сюрприз – остаётся неизменным.

2.5 Анкетирование

Одним из методов сбора информации в ходе исследования было анкетирование учащихся нашей школы. Обработка и анализ полученных данных позволили нам сделать некоторые выводы о месте матрешки в жизни современного человека.

            Для анкетирования мы взяли пять вопросов. Всего в опросе участвовало 38 человек в возрасте от 8 до 16 лет. Результаты анкетирования приведены в Приложении ......

Итак, мы видим, что матрешка не потеряла свою значимость в современном мире, а наоборот стала еще популярнее. (Приложение 5)

2.6. Презентация итогов исследования в классе на уроке и изобразительного искусства.

Добытая нами в ходе исследования информация показалась нам настолько интересной, что мы захотели поделиться ею со своими одноклассниками. Яна Михайловна одобрила наше желание.                                                                                                                                                                 На уроке изобразительного искусства, используя презентацию «Русская матрешка- символ России», мы рассказали ребятам о секретах русской матрешки. Затем мы предложили ребятам расписать подготовленные шаблоны матрешек. Все с огромным удовольствием приняли участие в работе.  В конце урока мы организовали выставку  рисунков. (Приложение 6)

2.7. Создание авторской матрешки из солёного теста.

Мы долго думали над тем, какую авторскую матрешку можно создать. Хотелось придумать, что-то особенное. И вот идея… Учитывая то, что часто матрешка символизирует мать мы подумали, а не создать ли нам матрешку-мать. Только не одну, а целых три матери-матрешки – самых главных в нашей жизни. Первая  матрешка – родная мать, вторая матрешка – мать Россия , третья матрешка – мать Земля. (Приложение 7)                                                                                                                                              Матрешка, символизирующая родную маму самая маленькая, у нее в руках маленький ребенок. Это самая близкая и родная для нас мама. Матрешка побольше символизирует нашу страну. - мать Россию. Костюм ее расписан русскими национальными узорами, а в руках находится каравай хлеба и соль- символы достатка, благополучия, гостеприимства. И самая большая мать – это мать Земля. Платье этой матрешки напоминает цветущую поляну. На переднем плане находится цветущее дерево – символ жизни и процветания. Голову украшает солнце олицетворяющее покой и богатство. А в руках у матрешки голубь – символ мира на земле. Все эти матери заботятся о нас с самого рождения. И мы тоже должны их беречь и ценить.

Вывод:  выдвинутая нами вторая гипотеза так же доказана. Каждый из нас может стать мастером по росписи русской матрешки.

 3. Подведение итогов. Анализ результатов

Заключительный этап

В завершении работы мы решили подвести итоги своего труда. Цель, поставленная нами, в начале исследования была достигнута. А именно:

- мы выяснили  знают ли о матрешке наши сверстники;

- мы выяснили за что эту деревянную куклу назвали символом России;

- доказали, что, игрушка, созданная много лет назад и сейчас остаётся одной  из  любимых игрушек;

- изучили историю возникновения матрёшки на Руси;

- изучили технологию изготовления и росписи матрешек;

- выяснили какие бывают матрёшки;

- создали презентацию по результатам исследования;

- создали свою авторскую матрёшку и расписали её, используя фантазию и творчество.                                                                                                        

4. Выводы. Практическое применение

Итак, о русской Матрешке мы узнали очень много. Не только откуда пришла она в нашу страну, какие Матрешки первыми появились на Руси, по каким правилам ее изготавливают и расписывают, но и многое другое.

Но главное мы поняли, почему русская Матрешка является символом России и так долго нравится людям.

            В русской игрушке, ее содержании, форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Одновременно в ней с особой силой проявилась творческая энергия русского народа, его способы простыми средствами создавать выразительные образы. «Плодородие, изобилие, бесконечность жизни – таков, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки». Именно поэтому народная игрушка рассматривается, как символ русского искусства. 

     Мы считаем, что это исследование во многом пополнило наши знания. Своими знаниями и впечатлениями мы поделилась с одноклассниками. Ведь знания, которыми ты владеешь, нельзя держать закрытыми в сундуке, лучше ими поделиться. После нашего выступления у ребят появилось желание сочинить сказку про матрешку. Предлагаем некоторые работы вашему вниманию. Приложение 8

5. Личное отношение авторов к освещенному вопросу

В заключении мы задаём себе вопросы: «Чем для нас была полезна эта работа?» «Чему она научила?»

Во-первых, так как мы люди творческие, то узнали много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема нас заинтересовала давно, мы часто задавали себе вопросы, на которые получили ответы в результате работы над этой темой. Для ответа на многие вопросы нам понадобились разные источники информации, поэтому мы учились  работать с источниками.  Нам было трудно, но мы старались находить и выделять главное в огромном мире информации. Что же дала нам эта работа?  Мы научилась сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, при этом рассматривая его со всех сторон.   А также приобрели большой опыт работы по исследовательской деятельности.

6. Список используемой литературы

1.   Иллюстрации матрешек.  Сайт  Эстония.  Полигон. http://www.polygon.ee/portal

2.Trud.ru № 186 за 16.10.2002

3.   С. Газарян "Прекрасное - своими руками".

4.   Н.Н. Алексахин "Матрешка", - М.: ООО "Издательство "Народное образование", 2009г.
5.Русская Цивилизация -
www.rustrana.ru 

Информационно-аналитический и энциклопедический портал.  /19.4.2005/ - История русской матрешки «Появление матрешки на Руси». Головина Ольга

6. Русская Цивилизация - www.rustrana.ru 

Матрёшка. По материалам книги Н.Н. Алексахина "Матрешка"

7. Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство во 2 классе» Издательство «Просвещение», 1994 г.

8. Выставка "Матрешка и народный костюм" открылась в Москве   http://www.wek.ru/articles/obsh/27518/

9. Хохрякова Т.М. «Матрешка в жизни ребенка» Томск, 2008 г. 

10. История матрешки. По материалам книги Н.Н. Алексахина "Матрешка", изданной ООО "Издательство "Народное образование" в 1998 году, а также публикациям в периодической
печати разных лет.
http://luch.tver.ru/