Роль школы

Жексембаева Щаин Бекентаевна

Научить учиться, научить думать.

 

Школа это мастерская человечности.
Я. А. Каменский

 

Реформа школы ставит своей целью поднять работу школы на новый  качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям общества, Начальная школа должна превратиться в прочный фундамент всего школьного обучения, она должна заложить такие основы чтения, письма, развитой речи, счёта, элементарных трудовых навыков, которые обеспечат каждому ученику успешное владение учебным материалом в среднем звене школы.

Важнейшая задача учителя — создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Поэтому только творчески мыслящий учитель может увлечь и повести по дорогое знаний детей.

Творчество — это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону,оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, работу мысли, водит человека в атмосферу вечного поиска, Творчество — это не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становятся ч чччч          чертой личности человека, креативностью (от латинского — «сотворение»). Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывают с понятиями «способности», «развитие», «одарённость».

В творчестве осуществляется самоуважение, самораскрытие личности ребёнка, акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризирующийся высоким закалом положительных эмоций, подъёмом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу ценное, на что он способен, - даже тогда, когда самому автор мнится, будто он действует только для себя.

Не это ли состояние мы называем вдохновением?

Особенности современного движения педагогической и психологической науки создают такую атмосферу деятельности учителя, в которой он не может обучать и воспитывать своих питомцев, не добиваясь интереса, активности, творческогоподхода.

Уже в начальных классах нужно привить ученику стремление к постоянному по пополнению знаний с помощью самообразования, воспитать его внутреннее побуждение, расширить свой общий и специальный кругозор, Можно с уверенностью ссссказать, что задача воспитания творческих способностей состоит в том, чтобы недопустить спада, а напротив того, добиваться подъёма, на этот раз уже неугасающего.

Потребность к изучению неизвестного лучше развивать через познавательный интерес без участия принуждения. Очень часто учитель использует познавательный интерес как средство обучения, насыщая свою деятельность приемами, побуждающими непосредственный интерес учащихся. В этом случае учитель опирается на использование объективно-привлекательных свойств предметов, явлений, событий, процессов. Однако, следует иметь в виду то обстоятельство, что занимательность, игра, наглядные средства обучения не в состоянии сформулировать познавательный интерес школьника как личностное образование.

Умственная активность присуща каждому здоровому ребёнку. У младших школьников она выступает по преимуществу в непосредственной любознательности, составляющей как бы первооснову будущей исследовательской мысли.

В школу ребёнок приходит с солидным багажом жизненного опыта и знаний, полученных в семье и детском саду, в классах предшкольной подготовки, в общении со взрослыми и сверстниками. Многие из детей умеют читать, считать и решать простые арифметические задачи. Но главное состоит в том, что за парты садятся вчерашние «почемучки», любопытству и любознательности которых, казалось, не было границ. Детская любознательность,так ярко выражающаяся в бесконечных вопросах ребёнка, мощный источник его познавательного и творческого развития. Проходит немного времени, и мы отмечаем, что дети перестали задавать вопросы, Почему же так происходит? Почему погибают бесценные ростки творческой активности ребёнка?

Вопросы детей — яркий показатель познавательной потребности и любознательности, который позволяет нам судить не только о степени выраженности и содержательной направленности познавательной активности ребёнка, но и его представление о мире, позволяет глубже понять словесное мышление ребёнка. Типичный характер общения на уроке, строящегося по типу «вопрос учителя- ответ ученика», жёстко ориентирует младшего школьника на поиск ответов на вопросы.

Содержательный анализ вопросов учителей начальных классов, задаваемых науроках детям, показывает, что только 10% из них побуждают интеллектуальную активность детей, содержат элемент неизвестности и противоречие, направлены на выяснение причин и взаимосвязи явлений. Большинство же вопросов адресованы к памяти, они позволяют выяснить, как дети усвоили программный материал. Очень важно, чтобы любые проявления познавательной активности ребёнка не оценивались отрицательно, Обращение к диалогическим формам обучения, организации дискуссий, проблемного диалога, затрагивающего подлинные запросы детей, позволит не только сохранить творческую активность детей, но и значительно повысит интерес к обучению.

Одним из важных моментов формирования межличностных отношений и проявления творческих способностей ребят является поощрение и обучение детей ведению дискуссий и споров. С одной стороны, это позволяет развивать логическое мышление, с другой — обучает детей вести себя корректно по отношению к оппонентам, критически и самостоятельно мыслить, овладевать умением отстаивать свою точку зрения, убеждения, позиции, считаться с мнением другого, вставать на его точку зрения, пополнять свои знания знаниями других.

Привлечь младших школьников к спору с учителем, который «всё знает» очень трудно. Ученик заранее согласен со всем, что скажет учитель. Такая тенденция сохраняется очень долго, блокируя свободную творческую, самостоятельную мысль ребят. Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то это творческое начало ребят может быть подавлено.

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Научить, учиться, Эти слова являются однокоренными. Научить думать- вот мой девиз. Учить мыслить, постигать тайны жизни, учить слушать и слышать, говорить и высказываться, а главное — чувствовать. Научить увидеть, понять духовные ценности- Истину, Добро, Красоту. Постичь, впитать их и быть по — настоящему богатым через собственный опыт, личные эмоциональные переживания, Как научить учиться, как на думать?

Размышляя над этим вопросом, я часто представляю себе, как человек на Земле впервые  научился думать, почувствовал красоту и от этого испытал первую радость... Человек услышал пение своего сердца. Так родилось искусство слова «думать». Задавая детям вопрос: «Как вы, думаете, где живет красота? Кому из вас приходилось встречать на пути красоту? Легко ли отыскать красоту?» Мне захотелось рассказать детям притчу, которая заставит думать, размышлять.

Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны тропинки плескалось синее море, с другой — стояли горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был  человек с горячим сердцем, другой — человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал: «Какое оно сильное, могучее, вечное море». А человек с холодным сердцем сказал: «Да, много воды», Подошли путники к серому камню, У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза: Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем.

Где ты видишь прекрасный цветок? — удивился человек с холодным сердцем. Это же серый камень. Вот и трещина на нем, и пылью покрыт.  Да, это камень, но там, внутри, цветок розы, - возразил человек с горячим сердцем. Надо добраться, освободить его от каменного плена, Он много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец, из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли, и безбрежное море стало, как зеркало. Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцами чудесному изваянию и сказал: «Да, крепкий камушек».

 Не первый раз, читая и рассказывая эту притчу, каждый раз по — новому отвечаю себе на вопрос: «Почему путники, которые искали одно и то же и шли одной и той же тропинкой видели и находили разное?»
Задаю детям вопрос: «Как вы думаете, какое у вас сердце? Какой бы вы дали совет,  чтобы человек с холодным сердцем смог увидеть в обычном необычное».Учить детей говорить и высказываться, а главное — думать. Учиться у детей открытости, искренности, умению видеть красоту. Если человек с детства приучен видеть красоту, если в школе его окружает подлинная радость жизни, основа которой — доброта, чуткость и отзывчивость, он не вырастет черствым и жестоким. Можно много раз повторять, что красота спасет мир, и ничего не делать для того, чтобы она творилась твоими руками, а
ждать, пока эту красоту сотворят другие.Моя задача -воспитать Человека с «горячим сердцем». Это основа будущего счастья,  духовного обогащения, Научить учиться, идти рука об руку к вершинам. Идти вперед...