Использование медиауроков для развития мышления младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kryninas.i.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование медиауроков для развития мышления младших школьников
В развитии интеллектуальных способностей младшего школьника особую роль играет мышление. Мышление – это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. В возрасте 7–10 лет дети осваивают следующие виды мышления:
- наглядно-действенное (операции с предметами);
- наглядно-образное (операции со словами, числами);
- логическое или абстрактное (операции со знаками).
Каждый учитель самостоятельно выбирает способ использования упражнений для развития учащихся. Кто-то проводит дополнительные занятия, работает по печатным тетрадям для развития мышления, но главной формой взаимодействия учителя и ученика остаётся по-прежнему урок.
В данной статье описан опыт использования медиауроков для развития мышления младших школьников на уроках математики, русского языка, чтения, ознакомления с окружающим миром.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков.
Медиаурок - использование средств мультимедиа. В данном случае описан опыт использования компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации компьютерных презентаций PowerPoint. Можно отметить методические возможности и преимущества медиурока:
- повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления;
- повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
- развитие наглядно-образного мышления.
Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. Остановимся на некоторых из них подробнее. <Приложение1>
Сравнение – приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. При выделении свойств очень важно, чтобы признаки были названы. Например: красный – синий (по цвету).
Задания:
«Найди отличия» Сравнить два рисунка, назвать отличия. <Слайд1>
«Сравни фигуры» Сравнить пары фигур по цвету, форме, размеру. <Слайд2>
«Найди общее и особенное» Что общего и особенного в следующих парах: пальма-ель; волк-рысь и т.д. <Слайд3-4>
«Выдели общее» Выбрать общие признаки двух предметов из предложенных вариантов.
<Слайд5-8>
«Выдели отличия» Выбрать отличия двух предметов из предложенных вариантов. <Слайд9-10>
«Подбери слово «наоборот» Подбирать антонимы к словам. <Слайд11-12>
Аналогия или смысловое соотнесение – мысленное сопоставление предметов или явлений по их смыслу – функциям, назначению, другим внутренним свойствам и признакам (часть - целое; противоположность функций; принадлежность к одному виду; и т.д.).
Задания:
«Подбери пару» Предлагается пара предметов или слов, как образец. К третьему нужно подобрать пару с таким же смыслом из 3-5 предметов или слов. <Слайд13-14>
«Подбери слово» Подбор однокоренных слов по образцу (глаголов). <Слайд15>
«Объясни как образовались сложные слова» <Слайд16>
«Проверяй орфограммы в словах по правилу» <Слайд17>
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Для выполнения этой операции детям нужно знать как можно больше обобщающих слов.
Задания:
«Назови общим словом» Нужно подобрать обобщающее слово. <Слайд18-19>
«Что лишнее? Кто лишний?» <Слайд20-22>
«Придумай название» После чтения текста с пропущенными словами, необходимо по ключевым признакам определить о ком или о чём рассказ, затем озаглавить рассказ. <Слайд23-25>
Формулировка понятий. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений.
Например: Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Задания:
«Дай определение» Предложить детям дать наиболее точное определение известному предмету. Обращать внимание на то, что определение правильно составлять из двух смысловых частей: обобщающее слово и отличительный признак. <Слайд26>
«Что это такое?» Детям предлагается не само понятие, а его определение. Поэтому определению дети должны угадать, о чём идёт речь. <Слайд27-28>
Внутренний план действий – способность действовать в уме, умение планировать свои действия в уме, строить программу действий без каких-либо внешних опор.
Задания:
«Восстанови сказку» <Слайд29>
«Как из жёлудя построить дом?» <Слайд30>
«Как росло дерево?» <Слайд31>
В данных заданиях необходимо мысленно продумать алгоритм событий, а потом алгоритмом.
«Ребусы» Решение ребусов отличная тренировка логического мышления и способности действовать в уме. <Слайд32-33>
«Кресс-кросс» Предлагается найти в таблице спрятанные слова по вертикали и горизонтали. <Слайд34-36>
Сериация – упорядочивание объектов по степени одного или нескольких признаков.
Задания:
«Продолжи ряд» Детям предлагается продолжить ряд чисел, букв или рисунков в определённой последовательности. После выполнения задания желательно, чтобы дети формулировали принцип упорядочивания объектов. <Слайд37>
«Построй ряды слов» Необходимо упорядочить объекты ряда по определённому признаку (усиление, уменьшение действия). <Слайд38>
«Заполни матрицу» или «Волшебный квадрат» Внутри матрицы 3х3 имеются рисунки, расположенные по определённой закономерности. Одного из изображений не хватает, их нужно выбрать из предложенных вариантов. <Слайд39>