отчет об инновационной деятельности

Фассахова Сагида Хатыповна

Отчет об инновационной  деятельности Фассаховой С.Х.  за 2016 год

 

Информационная  карта   инновационной  деятельности

Полное  наименование  образовательной организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 имени Р.Фахретдина» г.Альметьевска Республики Татарстан

Контактные  данные: почтовый адрес, телефон, адрес  официального сайта, электронная  почта

423455, РТ, г. Альметьевск, ул. Ленина 124, 8(8553) 332232

gimnaziya-1.almet@tatar.ru

https://edu. tatar.ru/almet/gimnaziya1

 

Тема  инновационной  разработки

Формирование творческой личности младших школьников через проектную деятельность

 

Автор

Фассахова Сагида Хатыповна, учитель начальных классов    f.sagida@mail.ru, телефон 8 917 2342398

 

Краткое  описание инновационной  разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные  результаты(либо  ожидаемые результаты, если только  приступили  к этой  теме)

  Сегодня перед начальной школой стоит одна из важнейших задач - не просто «снабдить» обучающихся знаниями, а активно включать их в творческую, исследовательскую деятельность, тем самым привить умения, позволяющие учащимся самостоятельно добывать информацию.

       Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

     В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения деятельностных технологий, которые способствуют формированию культуры мышления, развитию воображения и фантазии, улучшению памяти и внимания, гибкости мышления. Одним  из таких  методов является  проектная  деятельность. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.

С первого класса веду внеурочную деятельность по теме «Проектная  деятельность». Темы исследовательских и проектных работ выбираются учащимися самостоятельно и свободно. В исследовательскую и проектную деятельность стараюсь привлечь ребят как индивидуально, так и группой, привлекаю к работе родителей учащихся. Поэтапно изучается оформление бумажного варианта работы и устного его представления, презентации. Все работы обязательно просматриваются, делаются необходимые выводы, намечаются пути решения и исправления недостатков. Но в обязательном порядке каждый ученик поощряется за работу. Это может быть оценочное выражение или награждение почётными грамотами, дипломами.

      Исследовательский проект учащегося может быть по содержанию монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным. 

Дети   моего  класса в гимназии №1 имени Р.Фахретдина (в 2016 году  они были в 1 классе) впервые начали  заниматься  проектной  и  исследовательской  деятельностью. Работая над  проектом   «Вырастим дубовый лес», с детьми сначала изучали деревьев нашей природы, выезжали на экскурсию в лес, с удовольствием  наблюдали  и  сами  участвовали  в покупке горшков и в  посеве  семян (у каждого свой горшок с тремя желудями),  вырастили  рассаду. Летом, когда    ходили  в  пришкольный  лагерь, мы их посадили на разные участки, ухаживали, исследовали  и  выясняли, где  лучше  они растут. Дети  приносилиматериалы, где описывается свойство и качество дуба, что изготавливали из него. Задание  было дано  и  на  лето,  чтобы  они  наблюдали  за дубами на участке и в лесу, быстро ли растут, когда цветет дуб, когда созревают желуди. Заключительным  этапом  проекта  было  то,  что  дети  должны  были   сделать    макет  леса  и  защитить  свой проект. Организовали  выставку  рисунков. Конечно,  работа  над    проектом   не  прошел  без участия  наших  любимых  мам. В  течение  всей  работы  они  были помощниками   своих  детей.  Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта.

Волнуют детей самые разные проблемы. Например,   мальчик   из  моего  класса, который летом с родителями побывал в нескольких европейскихстранах, сделал  проект  троллейбуса,  где  могут  ездить  люди  в  инвалидных  колясках  или  мамы  с  маленькими  детьми  с колясками.  А  девочка, которая  лежала  в  больнице, сделала проект больничной   палаты, удобной  для  больных.  В  таких  проектах  объектом   познавательной  деятельности   является  собственно  социальный  мир,  то  есть  познается  жизнь  людей, общество.

Хорошую почву и для наблюдений, и для экспериментов дает исследовательская работа младших школьников в области человеческих отношений. Дети с увлечением наблюдают за поведением людей.

Очень важно, чтобы педагог побудил учеников к размышлению о том, какие источники информации они знают. Начать следует с обычных  вопросов, например: «Что мы должны сделать перед тем, как начнем собирать информацию?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?». Отвечая на такие вопросы, ребята предлагают самые разные варианты действий. Однако учителю необходимо подвести их к мысли, что начинается исследование с обдумывания, какая информация необходима исследователю. Ребята постепенно выстраивают линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести эксперимент», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «получить информацию из сети Интернет» и др.

   Также   мои  ученики ежегодно  получали  призовые места  в конкурсах проектов, участвовали  в  муниципальных  конференциях проектно-исследовательских работ   и получали дипломы 1-2 степени   Также  дети   результативно   участвовали в муниципальном туре  республиканских предметных олимпиад.

 

Сведения  о распространения  инновационного опыта:

-участие  в научно-практических конференциях;

-открытые уроки  по инновационной  деятельности на уровне  муниципального района  и республики;

-участие  вконкурсах,семинарах по инновационному  направлению деятельности;

-печатные работы за отчетный период;

Выступлениена тему «Влияние семьи на психологическую готовность детей к школе» в Международной научно-практической конференции «Начальная школа сегодня: проблемы преемственности», организованная институтом психологии и образования КФУ для учителей начальных классов в гимназии №37, г. Казань

Выступление на тему «Современные образовательные  технологии -залог успешности  обучения  младших школьников» на научно-практической  конференции по теме: «Федеральные  государственные  образовательные стандарты: первые итоги, перспективы» для учителей, заместителей  директоров  по УВР, организована Управлением образования   Альметьевского муниципального района.

Открытый  урок по русскому языку в 1 классе на тему: «Обозначение на письме безударных гласных», в рамках курсов повышения квалификации учителей начальных классов с по проблеме «Деятельность учителя начальных классов по достижению метапредметных результатов», г. Альметьевск, 2016 год.

Статья на тему «Опыт реализации здоровьесберегающих технологий»в сборнике Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы начального образования», ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Статья на тему «Влияние семьи на психологическую готовность детей к школе» в сборнике Международной научно-практической конференции «Начальная школа сегодня: проблемы преемственности», издательство Казанского федерального университета

Статья  Разработка урока по литературному чтению (әдәби уку) в сборнике “Формирование УУД на уроках литературного чтения и родного языка в начальной школе ”, 2016год, ИРО РТ

 

Сведения, подтверждающие эффективность  инновационной  разработки (положительная  динамика)

-конкурсное  движение, участие  в олимпиадах, смотрах, конкурсов   обучающихся (муниципальный, республиканский, всероссийский  уровень)

-качество образования (высокобалльники)

 

  В 2016 году Николаева Айсылу выступала в конференции для младших школьников «Я - исследователь», организована Управлением образования Альметьевского муниципального района и заняла 2 место

  Ученица моего 2 классаАюпова Алсу стала призером  очной  республиканской олимпиады  СОМик  по русскому языку,  2016 год.

Качество  обучения(2 класс, 2 четверть) -  70%.

 

Форма  представления  инновационной  деятельности (указать  одну  из предложенных):

-«Мастер-класс» учителя  по инновационной   деятельности в рамках ПК;

-семинар-практикум для  слушателей  программы ПК (на базе ОО);

-элективный курс в рамках  заявленной  темы;

-открытый урок  по инновационной  деятельности на уровне  муниципального района, республики;

-печатные работы;

Разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)

 

Провела открытый урок по русскому языку в1 классе на тему :«Обозначение на письме безударных гласных», в рамках курсов повышения квалификации учителей начальных классов с по проблеме «Деятельность учителя начальных классов по достижению метапредметных результатов»