Образовательные события в воспитании, социализации и развитии младших школьников
Образовательные события в воспитании, социализации и развитии младших школьников
г. Санкт – Петербург
2016 г.
Федеральные образовательные стандарты нового поколения предполагают построение в образовательной организации такого уклада школьной жизни, благодаря которому каждый обучающийся получит возможность для духовно-нравственного развития , социализации, профессиональной ориентации, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, предполагают изменения в содержании и формах организации образовательного процесса. Одной из широко используемых форм внеклассной деятельности является образовательное событие.
Образовательное событие – специальная форма организации и реализации образовательной деятельности. На контрасте с привычными форматами обучения и образования, событие предполагает обучение в действии, включение в инициативные формы порождения и оформления знания. Педагог должен с первых классов ориентировать ученика на то, что именно от него самого зависит собственный образовательный уровень.
Цель образовательных событий:
-усвоение учебных знаний через нетрадиционные формы,
-повышение познавательной активности учащихся,
-вовлечение родителей в образовательный и воспитательный
процесс.
С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). Надёжной основой воспитательной работы является союз учителя, родителей и ребёнка. Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов. От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья становится социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
Основной принцип, на который опирается образовательное событие – «От сотрудничества – к содружеству, от содружества к сотворчеству и соуправлению».
При организации и проведении образовательного события необходимо учитывать:
• интерес ребенка;
• на основе интереса строить деятельность;
• в ходе деятельности развивать творчество, инициативу;
• ориентировать на результаты, рефлексия.
Этапы организации образовательных событий:
1 этап. Подготовительная работа
• определение тематики образовательных событий, целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.
Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события)
Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.
2 этап. Содержательная часть
• проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.
3 этап. Рефлексия
По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия.
Таким образом, в образовательном событии приобретается опыт совместной деятельности учащихся и педагогов и родителей;
это прекрасный способ мотивации для развития познавательного интереса;
ребенок получает навыки осознанного выбора, партнерских отношений, межличностных коммуникаций;
ребенок учится самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии;
каждый ребенок включён в деятельность, которая имеет культурологическое содержание и которая ему по душе.
Образовательные события вошли в деятельность нашего класса. Мы реализуем образовательные проекты, участие в которых для учащихся являются действительно событием, так как там они играют главные роли.
Одни посвящены торжественным датам, другие уже стали традиционными: праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, День матери, День ученика); события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День защитника Отечества, День прорыва блокады Ленинграда, День победы); участие в литературных КВНах, экскурсии в музеи города Санкт - Петербурга. Все эти мероприятия в той или иной мере решают просветительские, развивающие, воспитательные задачи, а значит, рассматриваются как Образовательное событие. Образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную творческую и интеллектуальную жизнь.
По моему мнению, технология событийного подхода в организации воспитательной деятельности позволит достичь базовых идей, заложенных в стандартах.
Используемая литература: Степанчук З. А. Событийность образовательного процесса в начальной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.