Образовательные события в воспитании, социализации и развитии младших школьников

Азаренко Лариса Анатольевна

 

 

 

Образовательные события в воспитании, социализации и развитии младших школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

 

                                                               

 

 

 

 

                                                                г. Санкт – Петербург

 

                                                                   2016 г.

   Федеральные образовательные стандарты нового поколения предполагают построение в образовательной организации такого уклада школьной жизни, благодаря которому каждый обучающийся получит возможность для духовно-нравственного развития , социализации, профессиональной ориентации, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, предполагают изменения в содержании и формах организации образовательного процесса. Одной из широко используемых форм внеклассной деятельности является образовательное событие.

Образовательное событие – специальная форма организации и реализации образовательной деятельности.  На контрасте с привычными форматами обучения и образования, событие предполагает обучение в действии, включение в инициативные формы порождения и оформления знания. Педагог должен с первых классов ориентировать ученика на то, что именно от него самого зависит собственный образовательный уровень.

Цель образовательных событий: 

        -усвоение учебных  знаний через нетрадиционные формы,   

        -повышение познавательной активности учащихся, 

        -вовлечение родителей в образовательный и воспитательный    

         процесс.

         С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). Надёжной основой воспитательной работы является союз учителя, родителей и ребёнка. Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов. От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья становится социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

 

Основной принцип, на который опирается образовательное событие  – «От сотрудничества – к содружеству, от содружества к сотворчеству и соуправлению».

 

При организации и проведении образовательного события необходимо учитывать:

•        интерес ребенка;

•        на основе интереса строить деятельность;

•        в ходе деятельности развивать творчество, инициативу;

•        ориентировать на результаты, рефлексия.

 

Этапы организации образовательных событий:

1 этап. Подготовительная работа

•        определение тематики образовательных событий, целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.

Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события)

Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

 

2 этап.  Содержательная часть

•        проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.

 

3 этап. Рефлексия

По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия.

Таким образом, в  образовательном событии приобретается опыт совместной деятельности учащихся и педагогов и родителей;

    это прекрасный способ мотивации для развития познавательного интереса;

    ребенок получает навыки осознанного выбора, партнерских отношений, межличностных коммуникаций;

    ребенок учится самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии;

    каждый ребенок включён в деятельность, которая имеет культурологическое содержание и которая ему по душе.

 

Образовательные события вошли в деятельность нашего класса. Мы реализуем образовательные проекты, участие в которых для учащихся являются действительно событием, так как там они играют главные роли.

Одни посвящены торжественным датам, другие уже стали традиционными: праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, День матери, День ученика);  события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День защитника Отечества, День прорыва блокады Ленинграда, День победы); участие в литературных КВНах, экскурсии в музеи города Санкт - Петербурга. Все эти мероприятия в той или иной мере решают просветительские, развивающие, воспитательные задачи, а значит, рассматриваются как Образовательное событие. Образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную  творческую и интеллектуальную жизнь.                                                                   

 По моему мнению, технология событийного подхода в организации воспитательной деятельности позволит достичь базовых идей, заложенных в стандартах.

 

 

Используемая литература:                                                                                                       Степанчук З. А. Событийность образовательного процесса в начальной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012.