Программа театрального кружка
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Отрадный»
Программа
Г.Отрадный
2016
Возрастной состав учащихся: 10-13лет
Срок реализации: 3 года
Программу разработала:
Лебедева Надежда Юрьевна воспитатель
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название учреждения | Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Отрадный»
|
Наименование программы | Программа художественно-эстетического воспитания « » |
Основной разработчик программы | Руководитель детского объединения- Лебедева Надежда Юрьевна |
Цель программы | Формирование творческой личности, способной к самореализации.
|
Задачи программы | 1.Образовательные · оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
· учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
· дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях; · привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии; · научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет
2.Коррекционные· · развивать умение владеть своим телом; развивать зрительное и слуховое внимание,память,наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление; · развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях · развивать воображение и веру в сценический вымысел; · развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по разному;
3.Воспитательные · воспитывать в ребенке готовность к творчеству · воспитывать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя; · развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях ·
|
Срок реализации | 2016– 2019 г.г. |
Исполнители основных мероприятий программы
| Обучающиеся, воспитанники 3-5-х классов, педагогический коллектив школы, общественность. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театральный кружок предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей и подростков. Даная программа базируется на психологических особенностях детей 10-14 лет. Темы программы сочетают в себе определенный понятийный материал с многообразными формами практической творческой работы. При этом программа предусматривает развитие театрально-творческой активности учащихся в едином процессе освоения ими знаний и представлений об искусстве театра. Вместе с тем эти темы могут помочь в подготовке литературно- драматических композиций, театрализованных программ и спектаклей.
В занятиях с данной возрастной группой первостепенное значение имеет опора на имеющийся уже у учащихся опыт общения с театральным искусством. Задача руководителя – мобилизовать этот заранее приобретенный опыт, помочь им заново его осмыслить, чтобы на этой основе пробуждать их творческую активность, эмоциональную память и воображение.
Структура программы предполагает возможность творческой интерпретации ее содержания. Учитель вправе выстраивать свою работу, исходя из потребностей и возможностей данного школьного коллектива.
Общие методические принципы работы педагога по программе театрального кружка:
Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на занятиях 12-16 человек. Занятия желательно проводить в просторном помещении.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.
Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Программа реализуется в течении трех лет по 2 часа в неделю.
Направления:
- развитие эстетических способностей;
- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
- овладение навыками общения и коллективного творчества;
К концу первого года обучения ученик:
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
УМЕЕТ:
1. Направлять свою фантазию по заданному руслу
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
В конце второго года занятий ребенок
ЗНАЕТ:
1. Что такое выразительные средства.
2. Фрагмент как составная часть сюжета.
3. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
УМЕЕТ:
1. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
2. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
3. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
4. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ:
1. О рождении сюжета произведения.
2. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
3. О сверхзадаче и морали в произведении.
ИМЕЕТ НАВЫКИ:
1. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
2. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
3. Анализировать последовательность поступков.
4. Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
К концу третьего года воспитанник будет:
Знать:
1. Знает древнегреческие, современные, кукольные, музыкальные театры
2. Что такое ширма
3. основы актерского мастерства
Умеет:
1. Создавать образы и декорации для спектаклей
2. Распределяет роли. Анализировать произведение
3. Выражать свои мысли
4. Направлять свою фантазию в сценическое русло
5. Заучивать небольшие тексты
Имеет навыки:
1. Выразительной жестикуляции
2. Выстраивать логическую цепочку
3. Имеет навыки кукловождения
Календарно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки | Форма и методы работы | |||||
1 | Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выбор актива кружка | 1 |
| Беседа | |||||
2 | Театр снаружи и внутри. Знакомство с понятием «театр» | 1 |
| Фронтальная работа | |||||
3 | Ритмопластика. Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. | 2 |
| Групповая | |||||
4 | Культура техники и речи. Игры по развитию внимания(«имена», «цвета», «краски», «Эхо») и т.д | 3 |
| Групповая | |||||
5 | Ритмопластика. Отработка сценического этюда «Обращение» (знакомство, положение, зеркало) | 2 |
| Групповая | |||||
6 | Произнесение скороговорок по очереди с разными темпами и силой звука, разной интонацией. | 1 |
| Словесная форма работы | |||||
7 | История одной куклы. Просмотр фильма про Буратино. | 1 |
| Групповая | |||||
8 | Художественная мастерская Папы Карло | 2 |
| Фронтальная | |||||
9 | Репетиция фрагмента из сказки «Буратино» А.Толстого | 4 |
| Индивидуальная работа | |||||
10 | Органичность музыки в спектакле. Подбор музыкального сопровождения к спектаклям | 1 |
| Фронтальная работа | |||||
11 | Отработка ролей | 2 |
| Индивидуальная работа | |||||
12 | Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением. | 2 |
| Индивидуальная работа | |||||
13 | Культура речи и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата | 1 |
| Групповая работа | |||||
14 | Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием) | 1 |
| Групповая работа | |||||
15 | Театральная азбука. Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание. | 2 |
| Индивидуальная работа | |||||
16 | Театральная игра. Викторина по сказкам | 1 |
| Фронтальная работа | |||||
17 | Просмотр сказки- спектакля «Новогодние приключения Маши и Вити». Анализ произведения | 3 |
| Групповая работа | |||||
18 | Отработка ролей | 2 |
| Индивидуальная работа | |||||
19 | Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением. | 2 |
| Индивидуальная работа | |||||
20 | Выпуск газеты «Вопросах и ответах» (В ресторане, в кафе. Приглашение, дом, семья) | 3 |
| Фронтальная работа | |||||
21 | Инсценирование мультсказок по книге «Лучшие мультики малышам» | 3 |
| Фронтальная работа | |||||
22 | Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш | 3 |
| Фронтальная работа | |||||
23 | Встреча с актерами театра кукол | 2 |
| Групповая работа | |||||
24 | Мастерская декораций | 4 |
| Индивидуальная работа | |||||
25 | Выразительные средства в театре | 5 |
| Групповая работа | |||||
26 | Развитие воображения и умения работать «в маске» | 3 |
| Фронтальная работа | |||||
27 | Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мечами | 1 |
| Индивидуальная работа | |||||
28 | Привычки дурного тона (Этикет) | 2 |
| Групповая работа | |||||
29 | Разучивание ролей к итоговому спектаклю | 4 |
| Индивидуальная работа | |||||
|
| 68 часов |
|
| |||||
| Второй год обучения | ||||||||
1 | Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Творческая мастерская» | 3 |
| Групповая работа | |||||
2 | Основы театральной культуры | 1 |
| Групповая работа | |||||
3 | Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии | 1 |
| Фронтальная работа | |||||
4 | Игры со словами, развивающие связную образную речь. | 1 |
| Фронтальная работа | |||||
5 | Чтение в лицах стихов А.Барто | 2 |
| Индивидуальная работа | |||||
6 | Инсценирование русских народных сказок | 3 |
| Фронтальная работа | |||||
7 | Репетиция эпизодов спектакля | 10 |
| Индивидуальная работа | |||||
8 | Подготовка декораций | 6 |
| Групповая работа | |||||
9 | Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением. | 2 |
| Индивидуальная работа | |||||
10 | Упражнения на постановку дыхания | 1 |
| Индивидуальная работа | |||||
11 | Ритмопластика. Испытание пантомимой | 3 |
| Фронтальная работа | |||||
12 | Пантомимические этюды | 2 |
| Групповая работа | |||||
13 | Техника грима. Светотень | 2 |
| Индивидуальная работа | |||||
14 | Анализ мимики своего лица | 2 |
| Групповая работа | |||||
15 | Чтение и обсуждение инсценировки по сказке С.Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, распределение ролей. | 6 |
| Групповая работа | |||||
16 | Художественная мастерская. Изготовление декораций | 6 |
| Групповая работа | |||||
17 | Репетиция спектакля | 4 |
|
| |||||
18 | Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением. | 2 |
|
| |||||
19 | Конкурс чтецов | 1 |
| Фронтальная работа | |||||
| Театральный видеосалон. Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и семеро козлят» | 1 |
| Фронтальная работа | |||||
20 | Обсуждение темы «Наркотики». Выпуск газеты «Цапля- курильщица» | 2 |
| Групповая работа | |||||
21 | Инсценирование сказок К.Чуковского | 2 |
| Групповая работа | |||||
22 | Изготовление реквизитов к спектаклям | 2 |
| Фронтовая работа | |||||
23 | Репетиция спектакля | 2 |
| Индивидуальная работа | |||||
|
| 68часов |
|
| |||||
| Третий год обучения | ||||||||
1 | Этикет. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибка, мягкость жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов | 3 |
| Групповая работа | |||||
2 | Беспредметный этюд | 3 |
| Фронтальная работа | |||||
3 | Работа над образом. Сказочные гримы | 4 |
| Индивидуальная работа | |||||
4 | Мимика. «Немое кино» | 2 |
| Фронтальная работа | |||||
5 | Знакомство с произведением Дж.Родарри. | 2 |
| Групповая работа | |||||
6 | Распределение ролей с учетом пожелания учащихся. Выразительное чтение произведения | 3 |
| Групповая работа | |||||
7 | Репетиция эпизодов спектакля | 10 |
| Фронтальная работа | |||||
8 | Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением. | 3 |
| Индивидуальная работа | |||||
9 | Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. | 2 |
| Групповая работа | |||||
10 | Сочинение- рассуждение по выбранной пословице | 1 |
| Групповая работа | |||||
11 | Выпуск газеты «твори, выдумывай, пробуй!» | 3 |
| Фронтальная работа | |||||
12 | День пантомимы | 1 |
| Групповая работа | |||||
13 | Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра. | 2 |
| Фронтальная работа | |||||
14 | Овладение навыками кукловождения (перчаточные, пальчиковые, ложковые куклы, куклы настольного театра).
| 2 |
| Групповая работа | |||||
15 | Постановка пальчикового кукольного театра «Курочка Ряба» | 2 |
|
| |||||
16 | Репетиция | 6 |
| Индивидуальная работа | |||||
17 | Генеральная репетиция | 2 |
| Индивидуальная работа | |||||
18 | Создание сценических этюдов. | 2 |
| Групповая работа | |||||
19 | Изготовление декораций | 6 |
| Фронтальная работа | |||||
20 | Круглый стол «Азбука общения» | 2 |
| Индивидуальная работа | |||||
21 | Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики ) | 2 |
| Индивидуальная работа | |||||
22 | «Капустник» | 3 |
| Групповая работа | |||||
23 | Анализ работы за год | 2 |
| Фронтальная работа | |||||
|
| 68часов |
|
| |||||
| Итого за три года: 204 часа |
|
|
| |||||
Список литературы
1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.