Социально- педагогическая деятельность по формированию нравственного самосознания младших школьников.

Железнова Наталья Алексеевна

Социально- педагогическая деятельность по формированию нравственного самосознания младших школьников.

Специалисты в разных областях, широкая общественность, средства массовой информации - все видят одну из важнейших проблем современности: в обществе происходит разрушение, эрозия нравственности, можно сказать, энергичное, решительное освобождение человечества от морали, наблюдается резкое и вероятно, прогрессирующее снижение нравственных норм во всех сферах жизни.

        Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к  усвоению нравственных требований и норм. Это позволяет своевременно заложить  нравственный фундамент развитию личности.

Сегодня воспитание может и должно быть понятно не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как  взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.

    Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале жизненного пути ребенка, когда закладываются нравственные, психологические основы личности. Но и  семья, как и все российское общество в целом, переживает трудный период. В создавшихся условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности, многие родители испытывают трудности в воспитании своих детей, потому что не умеют и не могут создать педагогически целесообразный уклад семьи. Школа по-прежнему остается наилучшим помощником и советчиком родителей, т.к. она силами своих специалистов может помочь родителям осмыслить промахи и  ошибки семейного воспитания.

        Маленький человек живет и развивается в современном мире, в котором множество "позитива" и "негатива". Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс.

      Образование закладывает базовые фундаментальные основы культуры личности -умственной, нравственной, экологической, экономической, правовой и других сторон.

      Сознание отдельного индивида - это не только продукт его собственного развития, но  в значительно большей мере продукт развития той культуры, среды, в которой растет и развивается  конкретный человек. Следовательно, важным условием формирования  сознания в педагогическом процессе является организация необходимого средового пространства.

          Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве и становлением самосознания, продолжается и в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств- легкомыслие, наивность, взгляд не взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него  появляется другая логика мышления. Младший школьник находится в новых социальных условиях: он включен общественно значимую деятельность, результаты которой высоко оцениваются  близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика, непосредственно зависит в этот период развитие его личности. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

      Формирование индивидуального нравственного сознания младших школьников в учебном процессе представляет важную задачу и требует определенной педагогической стратегии.

  Нравственное сознание, являясь ограниченной частью сознания, содержит в себе этическое  познание сущности морали и существующих в обществе норм и правил поведения, так и отношение человека к этим нормам и правилам, их соблюдение или нарушение.

       Предлагаемая к рассмотрению проблема значима с точки зрения и теории и практики. В теоретическом плане решение ее углубляет и расширяет вопросы нравственного самосознания младшего школьника, сущность и содержание понятия, в практическом - приводит к сознанию социально -педагогического средства по формированию нравственного самосознания младших школьников.

         Данная проблема в психолого - педагогической литературе рассматривалась многими исследователями в разных аспектах.

       В теоретическом плане - это система социально - педагогической деятельности по формированию нравственного самосознания младшего школьника.

  Практическом плане - это программа по формированию нравственного самосознания младшего школьника.

Значимость нравственного самосознания младшего школьника содержатся в работахТ.И Руднева, Е.Б. Никулина, Л.П. Крившенко, В.В.Воронова, Д.С. Лихачева, В.В.Столина, В.А.Сластенина, Б.Т. Лихачева, А.В.Мудрика.

  Нравственное самосознание - это сознание человеком себя как личности и своего места в совместной общественной деятельности людей. В результате исследования были выделены методы нравственного формирования нравственного самосознания: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, ролевые игры, коллективно - творческое дело.

   С учетом полифункциональности социально- педагогической деятельности отбор средств ее осуществления должен базироваться на системном характере взаимодействия в решении проблемы. Деятельность социального педагога по формированию нравственного самосознания направлена на закрепление нравственных норм и правил поведения, через беседы, ролевые игры; привлечение родителей к совместной  деятельности  формирования нравственного самосознания у младших школьников.

Любую социально- педагогическую деятельность осуществляет конкретный специалист (группа специалистов)-субъект. этот специалист реализует ту последовательную деятельность, которая должна  добиться результативности достижения в поставленной цели. Субъект социально-педагогической деятельности - это либо подготовленный специалист, либо родитель, либо какое - третье лицо(группа) по отношению к человеку, на которого направлена его (их) деятельность.

    Социально - педагогическая деятельность с младшими школьниками, как и любая деятельность имеет свою структуру. По Л.В. Мардахаеву, структурой называется взаиморасположение и связь основных частей строения, позволяющей выявить компонентный состав изучаемого явления.

 Целью социально- педагогической деятельности - это то, к чему следует стремиться социальному педагогу во взаимодействии с воспитанниками, тот социальный идеал, к которому хочет приблизиться социальный педагог в своей работе. Цель социально- педагогической деятельности по формированию нравственного самосознания младших школьников состоит в том, чтобы добродушные отношения положительных поступков, гармоничное сосуществование с окружающим миром, выявить нравственные ориентации ребенка,  отношение к нравственным, моральным нормам, саморазвитию, самовоспитанию, научить правилам этикета.

      Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и   осознание содержания взаимодействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей, через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть       неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

       Чтобы воспитать нравственно развитое поколение детей, нужно приучать с детства заботиться о близких, поступать соответственно моральным нормам,

 отстаивать свои позиции, хранить семейные ценности.  

   Успех нравственного самосознания младших школьников зависит от привития ребенку нравственных ценностей с учетом этнической и религиозной культуры, от формирования у них твердой нравственной позиции, закрепления моральных норм.

Формирование моральных чувств и морального сознания ребенка может происходить только в практике его общественного поведения. Практику такого поведения в младшем школьном возрасте создает, прежде всего, школа и правильно организованный школьный коллектив. Благодаря этому, младший школьный возраст и становится у нас периодом интенсивного формирования    высоких моральных чувств и убеждений ребенка. Именно в школьном возрасте впервые возникает у наших детей подлинное чувство долга и ответственности, чувство чести и товарищеской солидарности. Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу своему коллективу и другим людям - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

        Таким образом, проблема формирования нравственного самосознания младших школьников все чаще становится актуальной темой. В современных условиях  возникает все большая необходимость формирования нравственного самосознания у детей.

 Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных требований и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем возрасте, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Общество нуждается в подготовке широко образованных высоко нравственных людях.