Перспектива на завтра, действия - сегодня
Классный руководитель - психолог, наставник, оргаганизатор, оратор, актёр, дирижёр....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_rukovoditel.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Перспектива на завтра, действия – сегодня»
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – ПСИХОЛОГ, НАСТАВНИК, ОРГАНИЗАТОР, ОРАТОР, АКТЁР, ДИРИЖЁР….
- Какими качествами должен обладать классный руководитель?
Сегодняшние дети – это не только наше настоящее, но и наше завтра. Мы живём в очень интересное время, когда стремительно развивается научно-технический прогресс, меняется политика государств, в корне изменяются взгляды людей на жизнь. В этом водовороте изменений растут и воспитываются наши дети. И то, какой путь они выберут в жизни, во многом зависит от нас – классных руководителей.
Какими же качествами должен обладать современный классный руководитель? В первую очередь – это должен быть человек добрый, отзывчивый. Педагог должен иметь не великий ум, а великое сердце. Педагог доброй души, всем сердцем любящий ребёнка, чаще улыбается, реже хмурится, он живёт настоящей педагогической жизнью и тем самым обретает своё профессиональное счастье. Именно в этом случае срабатывает простейшая модель успеха: «успешный учитель – успешный ученик».
Классный руководитель должен уметь понимать детей. Понимать - значит овладеть высочайшим мастерством воспитания человека.
Быть честным. Построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно помочь молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.
Быть терпеливым, верить в способности каждого ученика.
Обладать аналитическими способностями: адекватно анализировать свою деятельность, уметь признавать ошибки, предвидеть результаты своей работы, анализировать состояние каждого ученика и класса в целом,
Классный руководитель должен быть эрудированным. Воспитывая других, необходимо воспитывать себя. Работать над собой, расти над собой, меняться с детьми и со временем.
Педагог обязательно должен быть толерантным, иметь богатый внутренний мир, открытое сознание.
Классный руководитель – это непросто работа, это образ жизни!
- Как заслужить доверие ученика и стать для них настоящим наставником?
Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час – настоящий; самым главным человеком является тот, кто сейчас с тобой; дело, которым ты сейчас занимаешься, и является самым главным.
Каждый час, каждый урок общения с детьми - самый главный. Главный человек для меня - мой ученик. Очень важно найти для маленького человечка именно то слово, в котором он сейчас нуждается. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель, видеть смысл в каждом деле. Никогда не действую по шаблону, подхожу к работе творчески. Моя основная задача - сделать время, проведённое ребятами в школе, интересным. Любой урок должен быть уроком добра и свободы. Свободы мысли, чувства и творчества, а еще – счастья.
С самого начала пребывания детей в школе стараюсь узнать каждого ученика, принять и полюбить его таким, какой он есть, создать в классе атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать себя комфортно, проявить свои индивидуальные способности, свою уникальность, поверить в себя. Моя задача - научить детей думать, быть для них собеседником, другом.
Быть другом ученика означает принимать в нем участие, оказывать помощь, дать понять, что он может во всем положиться на своего учителя. Дружба — один из ключей к сердцу подростка. Кроме того, это возможность на личном примере научить его дружить по-настоящему.
Никогда не следую принципу: «Всё будет так, как я сказала, возражения не принимаются». Иду на компромисс, прислушиваюсь к мнению своих учеников, вместе принимаем решение, вместе делаем выводы. Очень важно, чтобы дети чувствовали и видели, что к ним проявляют внимание, что они и их проблемы мне небезразличны, и независимо от совершённых поступков, каждый ученик остаётся для меня любимым. Если бываю неправа, признаю свои ошибки и не стесняюсь извиниться перед своими воспитанниками.
Для любого человека очень важно признание, но особенно оно необходимо для развивающейся личности. Признание способствует утверждению личности. И в первую очередь ученик должен получать признание от своего классного руководителя..
Если школьники не чувствуют признания, им кажется, что они бесполезны. Такие ученики испытывают неуверенность в себе, над ними начинают насмехаться одноклассники. Стараюсь, чтобы каждый ученик принимал участие в разных действиях и мероприятиях. Обязательно отмечаю успехи: хвалю, благодарю за проявленные качества, горжусь ими. Классному руководителю важно уметь замечать все хорошее, что делают школьники. Показывать ребятам, что ими довольны, что они достойны похвалы за хорошие поступки и дела. Тогда ребята будут совершать их еще больше и чаще.
Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения. Роль наставника в том, чтобы раскрыть ученикам нравственные истины и помочь их усвоить. Настоящий наставник должен любить детей, быть честным в общении, знать увлечения детей, жить их интересами, вникать в проблемы своих учеников и их родителей, общаться с детьми как с равноправными. Основа воспитательной работы в классе – союз трёх сердец: учитель, ученик, родители.
«Воспитание - это протянутая рука, побуждение шагать вперед без страха, потому что Вы рядом. А это так естественно - учить шагать... Ничего не надо в себе ломать, не надо искать в помощь костыли и инструкции, надо просто следовать самому себе. Жить естественно и естественно отдаваться своей воспитательной работе. Без жертвенности, без мук...»
А.С.Спиваковская
- Как вы считаете, что недопустимо в работе классного руководителя?
Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса.
Недопустимо воспринимать классное руководство как функциональную и неотъемлемую часть своей педагогической деятельности в школе. Строить свои отношения с детьми по принципу «должен – обязан - необходимо». Проводить внеклассные мероприятия, придерживаясь строго намеченного плана. Такие мероприятия не вызывают интереса у учащихся, делают их равнодушными.
Недопустимо постоянно критиковать учеников, упрекать, предвзято относится к ним. Делить детей на «хороших» и «плохих». Воспитывать насилием. Равнодушно относится к жизни детей вне школы.
Недопустимо считать родителей учеников врагами, проводить родительские собрания «для галочки». Слышать только себя и считать себя правым во всем. Строить воспитательный процесс, не принимая во внимание уровень воспитанности учащихся, их социальное, материальное положение и семейные обстоятельства.
- Пожелания коллегам.
Когда человек смотрит на звёздное небо, он думает о самом разном: о своих мечтах, о своих желаниях, о своей судьбе, о мироздании, о Боге. Это можно сравнить с тем, как учитель смотрит на свой класс. Подобно созвездию, в нём соединились и переплелись совсем еще крошечные звёздочки. Крошечные, но уже всё-таки огоньки, которые хранят в себе тепло и чудо человеческой эмоции. Почувствовать и заставить пылать из маленькой искры жаркий костёр – вот наша задача. Не дать потеряться маленькой звёздочке в огромных созвездиях социума, а направить и помочь занять в них достойное место. Каждый ребёнок – звезда, надо только её зажечь!
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность в человеке.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские.
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!