Самоподготовка в группе продленного дня
«Самоподготовка в группе продленного дня».
Самостоятельную работу над домашними заданиями в группе продленного дня в школе называют просто: самоподготовка. Нет «продленки» без самоподготовки! И именно в часы самоподготовки особенно ясно видишь, кто из ребят умеет организовать свою умственную работу, сосредоточиться, правильно распределить время и силы, а кто - нет.
Учителя считают, что у самоподготовки в школе есть определенные преимущества в сравнении с выполнением учебных заданий дома. Прежде всего - в том, о чем сказано выше: мы сразу видим «неумеек» и можем им помочь. Еще одна хорошая сторона - четкая организация работы школьника. У каждого класса и свои определенные часы для занятий, и привычное специально отведенное помещение, где нетрудно настроиться на рабочий лад. У ребят довольно скоро вырабатывается «чувство времени», ведь занятия и отдых разумно чередуются в режиме их рабочего дня. Но самое главное преимущество самоподготовки - это, конечно же, педагогическое, квалифицированное руководство занятиями, чего ребенок лишен дома.
Итак, поскольку выполнение домашних заданий в группе продленного дня проходит под наблюдением учителей, у педагогов есть возможность оказать ребятам незамедлительную помощь в организации занятий. Однако такой «скорой помощи» мало для того, чтобы научить учиться. У себя в школе мы разработали еще и специальные методические рекомендации для учащихся. После экспериментальной проверки эти рекомендации были размножены типографским способом, и каждый ученик получил памятку, которая «подсказывает», в какой последовательности лучше выполнять устные и письменные задания, как контролировать себя, какие требования предъявляются к рабочему месту школьника и т.д.
На первый взгляд, родители вообще не имеют никакого отношения к самоподготовке в школе. Конечно, определив ребенка в группу продленного дня, они как бы освобождают себя от контроля за выполнением им домашних
заданий, но от ответственности за его учение они все-таки не освобождаются. Папы и мамы могут помочь педагогу - воспитателю группы продленного дня уже тем, что познакомят его с ребенком. Если родители подробно расскажут педагогу, умеет ли ребенок сосредоточиться, доводить начатое дело до конца, как он относится к трудностям в работе - пасует перед ними или стремится преодолеть и т.д., учитель сможет оказать школьнику конкретную индивидуальную помощь.
Умение или неумение ребенка организовать свою учебную деятельность в какой-то степени зависит и от личного примера близких, их умения работать. Если родители не тратят времени попусту, любят порядок, работают дома много и сосредоточенно, то и дети перенимают эти качества. Когда в доме царит культ труда, а ведь учение - это труд, то и школьник очень рано начинает относиться к своим обязанностям ответственно и со старанием. Такой ребенок привыкает к тому, что, когда родители работают дома, читают, пишут, им нельзя мешать. Но и взрослые с тем же уважением должны относиться к школьным делам своих детей.
Хотя дети на «продленке» все задания выполняют в школе, все-таки дома не мешает время от времени интересоваться, как выучены уроки, просмотреть тетради, попросит ребенка прочитать стихотворение, которое он выучил наизусть, и т.д. Бывает, родителей не радуют результаты такой проверки, грязь в тетради, устные предметы подготовлены, на их взгляд, плохо. В этом случае стоит встретиться с педагогом группы продленного дня и вместе разобраться, в чем дело. Выдержка и спокойствие в случае неизбежных срывов и благожелательная поддержка любого, хоть и слабого успеха ребенка - самая верная линия поведения родителей в подобной ситуации.
Повторяю, чтобы научить ребят учиться, нужна общая заинтересованность и педагогов, и родителей, без этого трудно воспитывать у школьников потребность и желание приобретать знания самостоятельно.