ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЧАСТЬ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проблема разноподготовленности детей к школе
Одним из приоритетных направление развития образовательной системы Российской Федерации на современном этапе является создание условий для образования будущих первоклассников.
В среде научно-педагогического и родительского сообщества широко обсуждаются перспективы образования детей старшего дошкольного возраста, введение так называемого «предшкольного образования» как новой структурой общего образования. При этом специалисты дошкольного образования подчёркивают необходимость обеспечения преемственности между двумя первыми ступенями образования – дошкольным и начальным общим образованием.
Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. С приходом в школу изменяется образ жизни ребёнка, устанавливается система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predshkolnoe_obuchenie.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное образовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 68 ОАО «РЖД»
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
КАК ЧАСТЬ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(доклад)
Т.Ю. Чиркова
учитель начальных классов
рп. Аскиз 2014г.
Проблема разноподготовленности детей к школе
Одним из приоритетных направление развития образовательной системы Российской Федерации на современном этапе является создание условий для образования будущих первоклассников.
В среде научно-педагогического и родительского сообщества широко обсуждаются перспективы образования детей старшего дошкольного возраста, введение так называемого «предшкольного образования» как новой структурой общего образования. При этом специалисты дошкольного образования подчёркивают необходимость обеспечения преемственности между двумя первыми ступенями образования – дошкольным и начальным общим образованием.
Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. С приходом в школу изменяется образ жизни ребёнка, устанавливается система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.
В психолого-педагогических исследований, как правило, рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивации обучения, отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям, к положению школьника, а также в способности сознательно управлять своим поведением.
Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, если у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил и требований. Это несоответствие отмечают и школьные учителя.
Анализ педагогического наследия показывает, что во все времена педагоги отмечали необходимость подготовки к школьному обучению, которая должна включать в себя правильную организацию жизни детей. Своевременное развитие их способностей, а также пробуждение интереса к школе и учёбе (Я.А.Коменский, Д.Ж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, А.С.Симонович, Е.А.Водолазов, А.С. Макаренко и др.). в современной отечественной психологии и педагогике проблема готовности ребёнка к школьному обучению изучалась в различных направлениях. Исследованием её занимались А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Ф.А.Сохин, Л.Е.Жукова, Т.В.Тарунтаева, М.И.Лисина, Л.И.Божович, Т.А.Репина, Г.Г.Кравцова, Р.Б.Стеркина, Т.В.Антонова и другие специалисты.
И всё же данной проблеме сегодня не уделяется должностного внимания. Несмотря на то, что немало авторов подчёркивают необходимость воспитания у дошкольников положительного отношения к школе как условия успешного их обучения в дальнейшем. Существующая практика нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школьному обучению, зачастую игнорируя формирование «Внутренней позиции школьника».
Психологи выделяют четыре составляющие в готовности ребёнка к школе:
- Психологическая готовность;
- Коммуникативная готовность;
- Интеллектуальная готовность;
- Физиологическая готовность.
В определении готовности ребёнка 6-7 лет к школьному обучению необходимо учитывать так называемую «Школьную зрелость». Т.е. тот уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, режим школьной жизни не будут чрезмерно обременительны для ребёнка и не ухудшат его здоровья.
Особое значение для личностной готовности ребёнка к школе имеет мотивационный план, т.е. «Внутренняя позиция школьника», представляющая собой совокупность всех отношений ребёнка к действительности, сложившихся в определенную систему, которая формируется в процессе его жизни и воспитания.
Переход от дошкольного к начальному общему образованию характеризуется, прежде всего, сохранением и дальнейшем развитием всего лучшего, что накоплено, усвоено в дошкольном детстве:
· развитие познавательных и творческих способностей;
· наглядно-образное видение окружающего мира;
· продуктивность детских видов деятельности;
·отзывчивость, сопереживание;
и многое другое, что составляет, по словам замечательного детского психолога А.В.Запорожца, «золотой фонд человека».
Образовательный процесс предшкольной подготовки должен быть направлен на создание у дошкольников условий для формирования и развития уровня «школьной зрелости» при переходе на следующую ступень образования – к начальному образованию. При этом должно обеспечиваться:
▪ познавательное развитие;
▪ физическое развитие;
▪ эмоционально-эстетическое развитие.
Таблица №1
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Возраст | Развивающая среда |
4-5 лет | Ребёнок умеет сообщать о своём замысле другим (взрослым, сверстникам), комментирует, оценивает, побуждает партнёров к действиям |
5 лет | Дети объединяются для совместной игры и продуктивной деятельности, создаётся детское общество. У ребёнка складываются представления об окружающем мире, он начинает вслушиваться в художественный текст, сопереживает его героям |
6-7 лет | Дошкольник уже вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрирует внимание, прилагает волевое усилие) |
Таблица №2
Повышенная ранимость детей дошкольного возраста
Восприимчивость к влиянию среды общения | Негативные причины |
Нервно-психические расстройства | ▪ Неуверенность в себе в новой обстановке; ▪ Неблагополучие в семье. |
Одиночество ребёнка; Негативное формирование взаимоотношений в группе, общение с педагогом | ▪ Безработица; ▪ Нищета; ▪ Алкоголизм; ▪ Наркомания; ▪ Занятость матери; ▪ Отсутствие отца. |
Учитывая сложную ситуацию в семьях, немаловажную роль в воспитании и развитии дошкольников необходимо отводить работе с родителями, которые должны привлекаться для участие в воспитательном процессе.
Использование ведущих методов и мелкой моторики, повышение самооценки, контроля, свобода выбора и поиска решений, создание доброжелательной атмосферы в группе, игра и максимальная наглядность способствуют формированию самостоятельности, активности дошкольников, обсуждению их фантазии и творчества, создают благоприятные условия для развития ребёнка, активизации его познавательных потребностей.
Учёт психологических и физиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста на этапе предшкольной подготовки – это нормативный целевой ориентир для учителя в образовательной работе с дошкольниками, определяющий стоящие перед ним задачи развития ребёнка.
Таблица №3
Развитие | Задачи |
Психологическое | Не обучать базовым школьным предметам, а стараться развивать детей, способствуя вызреванию основных психических структур, специфических для дошкольного возраста, формировать регулятивные структуры (воспитание и самовоспитание произвольности внимания, воображения, сенсорной культуры, познавательной активности, рефлексии действий и т.д.) |
Коммуникативное или социальное | Развитие компетентности в сфере отношений к окружающему миру, к себе, включение детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Интеллектуальное | Развитие элементарных логических операций, формирование элементарных количественных временных представлений; структурирование представлений об окружающем мире; развитие связной речи, фонематического слуха |
Физическое | Развитие мелкой моторики, координации и произвольной регуляции движений и двигательных качеств |
Традиционные виды деятельности, направленные на развитие и воспитание детей дошкольного возраста, приводят к формированию у дошкольников «школьной зрелости»
Таблица №4
«Школьная зрелость» дошкольников
Деятельность | Развитие | Готовность |
▪ Конструирование; ▪ Игра; ▪ Ознакомление с художественной литературой; ▪ Изобразительная и творческая; ▪ Ознакомление с пространством; ▪ Ознакомление с природой. | ▪ Речь; ▪ Представление об окружающем мире и о себе; ▪ Мелкая моторика; ▪ Сенсорное. | ▪ Коммуникативная; ▪ Интеллектуальная; ▪ Психологическая; ▪ Физиологическая. |
Литература
- «Дошкольное детство и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников», 2008, вып.173 – 64с.
- Д.Константиновский. Предшкольное образование: проблемы и решения//ж. Народное образование, 2007, № 8 – 107с.
- А.Н.Овечкина. Школа АБВГДейка. Программа предшкольной подготовки детей 6 лет. «Школьная Пресса», 2008.