Работа со словарём

Чиркова Татьяна Юрьевна

      Работа со словарём направлена на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания школьников. Система заданий  обеспечивает мотивацию к обучению пользования тем или иным словарём, накапливает практический опыт, приучает к самостоятельному выполнению освоенных действий.
     Умение пользоваться любым словарём является комплексным, т.к. складывается, в итоге всей работы учащихся по освоению словаря, из фонетических, графических, лексических, грамматических и орфографических умений. Формируется правильное произношение слов по звукам,  определяется значение слова в предложении, культура слова (норма литературного слова) и его правильное написание.
    Способность извлекать информацию из словарей, по мере развития ребёнка, переходит от обобщения элементарного к  более и более высоким типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий. От первого знакомства с понятием до того момента, когда слово и понятие делаются собственностью ребёнка. В сознании ребёнка происходит сложный внутренний психический процесс, включающий в себя постепенно развивающееся из смутного представления понимание нового слова, применение его ребёнком, и только в качестве заключительного звена действительное освоение его.
      Умение пользоваться любым словарём показывает высокую эффективность включения различных видов памяти. При этом у учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что в свою очередь, способствует прочности усвоения материала.

 

      Для формирования грамотного письма созданы грамматические словари. В них включаются те словари, с которыми обычно бывают, связаны различные виды нарушений культуры речи. С грамматическими словарями ведётся целенаправленная работа.

I.
    Сочная помидора лежала на тарелке.
   Третьеклассником была совершена грамматическая ошибка (неправильное определение рода имени существительного), которая привела к орфографическим ошибкам:
• окончание имени прилагательного;
• окончание глагола.


     Фрагмент урока (привлечение словаря для обнаружения ошибок и их исправление).

   Запись на доске:
Морковь, помидор, капуста, картошка.

Уч.- Прочитайте.   В чём смысловое сходство этих слов?
Д.   – Это огородные растения. Овощи.
Уч. - Напишите, устранив лишнее слово в ряду.
Д. – Помидор.
Уч. – Помидор происходит от итальянского помидоро и означает «золотое яблоко». Некоторые другие народы, например, мексиканцы, американские индейцы, называют это растение томатом. Получается, что этот полезный и вкусный овощ имеет два названия. Поэтому сок помидоров мы обычно называем томатным соком (по-индейски), а сам помидор (как овощ) называем помидором ( по-итальянски).
   
Уч. -  Найдите слово помидор в орфографическом словаре. Напишите его в тетради. Поставьте ударение. На что следует обратить внимание при его написании?
Д.   – В слове помидор безударные гласные о и и. Они являются опасным местом.
Уч. – Подчеркните орфограммы. Запомните непроверяемые безударные гласные о и и.
Уч. – Охарактеризуйте слово как часть речи.
Д. -  Слово помидор – это имя существительное. Оно отвечает на вопрос что? Обозначает предмет.
Уч. – Назовите грамматический признак существительного помидор.
Д. – Слово помидор мужского рода. К нему можно подставить слово он, мой.
На доске появляется запись:
сочная                  морковь
сочный                 капуста
сочное                  помидор
сочные                 картошка

Уч. – Подберите прилагательное к существительному помидор.
Д. – Сочный помидор.
Уч. – Прочитайте предложения. Рассмотрите схему предложения. Выполните задание с использованием схемы.

Сочная п . м . дора лежала на тарелке.
Сочный п . м . дор лежал на тарелке.
                                     Схема
                           с.м.р.                                                       


II.     Листва с деревьев осыпались.
      Третьеклассником была совершена грамматическая ошибка (неправильное определение числа имени существительного), которая привела к орфографической ошибке:
• окончание глагола.   
Фрагмент урока:
На доске появляется запись:
Листва, листья
Уч. – Найдите общее в этих словах. 
Д. -  Слова листва и листья– это имена существительные. Они отвечает на вопрос что? Обозначают предмет.
Уч. –  Какое вы сможете назвать различие у этих существительных  листва и листья?
Д. – Слово листва имя существительное стоит в единственном числе. Слово листья имя существительное стоит во множественном числе.
Уч. – Какой ещё грамматический признак вы можете определить у данных существительных?
Д. – Слово листва не употребляется во множественном числе. У данных существительных мы можем определить род.
Уч. – Каким образом можно определить род у существительных в единственном и множественном числе?
Д. – Род существительных в единственном числе можно определить по вспомогательным словам: он, мой; она моя; оно, моё. Чтобы определить род во множественном числе, их надо поставить в единственное число и подобрать вспомогательные слова. Следовательно, слово листва существительное женского рода. К нему можно подставить слово она, моя. Существительное листья ставим в форме единственного числа (лист), подбираем подходящее по смыслу вспомогательные слова: он, мой. Следовательно, слово  листья существительное мужского рода.
Уч. – От чего зависит число глагола в предложении?
Д. – Число глагола в предложении зависит от того, в форме какого числа употреблено имя существительное.
Запись на доске:
Распустились, осыпались, пожелтели, осыпалась, распустилась, пожелтела.
Уч. – Прочитайте. К существительным в предложениях подберите подходящие по смыслу глаголы.
Листья  с деревьев … .       Листва с деревьев … .
Д. – Листья с деревьев осыпались. Листва с деревьев осыпалась.
Уч. – Что изменилось в написании  глаголов осыпались и осыпалась?
Д. – Изменилось окончание глаголов прошедшего времени.
Запись на доске:
Листва с деревьев осыпались.


Уч. – Прочитайте предложение и устраните орфографическую ошибку.