Учителю начальных классов о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ступникова Марина Сергеевна

Ступникова Марина Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ «ЦО № 19» г.Тулы

 

Статья

О специальных образовательных условиях для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

       С 2014 года в нашей школе реализуются принципы инклюзивного обучения. В классах вместе с нормально развивающимися детьми учатся школьники с легкой и умеренной степенью интеллектуального снижения, а также с физическими, сенсорными и сложными нарушениями. В такой эксперимент включились мой первоклассники, их родители и я.

       Создание инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка и признающей его уникальность опирается, на модернизацию образовательной системы образовательной организации. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка.

       Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию любого ребенка. 

       Естественно, основным субъектом является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии, нуждается в организации специальных образовательных условиях и разработке адаптированной образовательной программы во всех ее компонентах.

       Следующим по значимости субъектами инклюзивного образовательного пространства являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, которое после появления ребенка с ОВЗ, нуждающегося в организации специальных условий образования приобретает свойство «инклюзивного». Эти дети также нуждаются в определенном психолого-педагогическом сопровождении, хотя и несколько иного плана. Что говорить, но дети окружающего нашего включаемого ребенка не являются по отношению к нему однородным «коллективным субъектом». Некоторые из них с различной степенью негативности относятся к ребенку с ОВЗ, другие – нейтральны – он для них как бы не существует. Третьи, возможно, испытывают позитивные чувства и положительное отношение. В этой ситуации предельно важно обеспечить как оценку межличностных отношений  в детском коллективе, так и разработать ряд психолого-педагогических мероприятий, позволяющих минимизировать негативные отношения и использовать позитивные отношения для создания не просто толерантной образовательной среды, но эффективного включения создаваемых позитивных отношений в структуру комплексного психолого-педагогического сопровождения.

     С большой аккуратностью и осторожностью приходится строить работу в классе. И результат появился. Если год назад учащиеся были более нетерпимы к «особому» однокласснику, то во втором классе наметилось сближение. Дети стали спокойнее реагировать на поведение мальчика, меньше делали ему замечаний и стали приглашать в игру.

     Но особенно меня беспокоило то, как отнесутся к этому эксперименту родители других детей класса. Родительские тренинги, открытые уроки «Школа для всех», работа психолога дали результат. Воспитание толерантности  происходило не на словах! И равнодушных среди родителей и детей  не осталось.

     Также коллективным субъектом инклюзивной практики являются непосредственные участники инклюзивного образования – педагогический коллектив общеобразовательного учреждения. Педагоги непосредственно включены в инклюзивное образование как специалисты, но, в то же время, в силу специфики своей профессиональной подготовки нуждаются в помощи и поддержке со стороны специалистов школьного консилиума, обладающих специальными знаниями и умениями в отношении различных категорий детей с ОВЗ. Такая помощь оказывается и мне.

      Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является индивидуальный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения, разработкой адаптированной образовательной программы, созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ.

       Создание условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Определение необходимых условий для адекватного возможностям ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида образования опирается на решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (раздел III п.5 протокола от 18 апреля 2008 г.) и изложены в  Письме Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

      Организация обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. 

      Под специальными условиями  для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальных образовательных условий в образовательной организации

     Процесс выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях, определение этих условий и их создание организуется следующим образом

1.  Детям с ОВЗ необходимо получить в медицинских организациях медицинские заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса.

2. Окружное ПМПК проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, готовит по результатам обследования детей рекомендации по созданию специальных условий образования, а также подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные рекомендации.

3. Консилиум организации определяет характер, продолжительность и эффективность создания специальных образовательных условий, составляет коллегиальное заключение ПМПк, которое содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и рекомендации по специальным условиям и адаптированную образовательную программу (если это необходимо), обобщающую рекомендации специалистов.  Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

4. Педагогические работники совместно составляют программу коррекционной работы, представляют ее для обсуждения и согласования Управляющему Совету школы, а впоследствии реализуют. Любая программа постоянно нуждается в оценке реализации, коррекции и доработке.

5. Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

6. В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных) и научных учреждений, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.

7. Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от их особенностей каждый из приведенных выше компонентов специальных условий, обеспечивающих реализацию необходимого уровня и качества образования, а также необходимую социализацию этой категории детей,  должен будет реализовываться в различной степени выраженности, в различном качестве и объеме. Так, например, материально-техническое обеспечение как один из неотъемлемых компонентов в максимально степени будет присутствовать при создании инклюзивного образовательного пространства для детей с нарушениями слуха и зрения за счет такой важной для их обучения и воспитания составляющей как технические средства обучения, в то время как для детей с различными расстройствами аутистического спектра ТСО не будут иметь такого превалирующего значения. В то же время для последних «центр тяжести» специальных условий будет сдвигаться на наличие специальным образом подготовленных сопровождающих (тьюторов) и другие организационно-педагогические условия. А для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (при этом при отсутствии, как правило, сопутствующих нарушений слуха или зрения)  на первый план помимо создания безбарьерной архитектурной среды, как важнейшего для них условия организации образовательных условий, выходит особенности построения программно-методического обеспечения, в частности, организация педагогического процесса в соответствии с операционально-деятельностными возможностями ребенка-инвалида вследствие ДЦП. 

8. Таким образом, при создании индивидуально ориентированных условий реализации образовательного процесса для конкретного ребенка с какими-либо ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями «проявляется» вся общая спецификация образовательных условий, которая каждый раз должна быть модифицирована, индивидуализирована в соответствии возможностями и особенностями данного ребенка. Именно такой процесс варьирования, индивидуализации специальных условий реализации заданного индивидуального образовательного маршрута должен лежать как в основе деятельности психолого-медико-педагогических комиссий – в его итоговом заключении, определяющем образовательный маршрут и условия его реализации, так и в деятельности консилиума образовательного учреждения. Наиболее важно, чтобы подобным образом разрабатываемые условия были включены в адаптированную с учетом индивидуальных особенностей детей  образовательную программу в качестве одного из ее компонентов. Точно также важно, чтобы в процессе оценки эффективности реализации АОП было уделено место оценке качества и полноты создания для данного ребенка с ОВЗ этих условий полноценного его включения в образовательный процесс в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями.

       В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. 

      Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". 

     Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. 

    В образовательном учреждении общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и так далее).

      Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, обучающихся в обычном классе образовательного учреждения общего типа, должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. 

      Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Установление порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков ребенка. 

       В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. 

      Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого-медико-педагогические комиссии, законодательную основу деятельности которых составляют статья 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статья 14 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". 

      Далее представлена схема педагогической оценки ребенка дошкольного возраста. Она  охватывает характер знаний, уровень развития познавательных процессов и степень овладения основными видами деятельности, особенности личности и поведения ребенка.

Педагогическое представление (характеристика) на ребенка
дошкольного возраста.

 Общие сведения о ребенке.

   Фамилия, имя, возраст, домашний адрес, в каком возрасте поступил в детский сад, откуда. 

 Сведения о семье и семейном воспитании.

   Состав семьи, образовательный уровень и профессия родителей, отношение к ребенку, основные занятия ребенка в семье, наличие игрового уголка, оценка родителями индивидуальных особенностей ребенка, отношение ребенка к членам семьи. Есть ли сестры, братья, их возраст.

Материально-бытовые условия семьи. Наличие обстоятельств, травмирующих ребенка (например, пьянство родителей, ссоры, безнадзорность, наличие отчима, мачехи и др.)

 Данные о физическом состоянии ребенка.

   Общее состояние здоровья (здоровый ребенок или ослабленный, требующий особого внимания), рост (отстает ли в росте, очень рослый), вес (нормальный, недостаточный, или избыточный), осанка (сутулость, сколиоз, нормальная осанка), плоскостопие. Имеются ли недостатки зрения или слуха, каковы особенности аппетита, нарушения сна. Развитие моторики.

Поведение ребенка в детском саду  (во время режимных моментов)

   Состояние культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

   Обычные занятия ребенка в свободное время, на прогулках. Преобладающее эмоциональное состояние ребенка, динамика поведения; выполнение правил поведения, указаний взрослого.

   Отношение к детскому саду, к товарищам, к воспитателю. Как дети группы относятся к данному ребенку. Есть ли постоянные товарищи. Любит ли помогать другим детям. Обидчив ли, часто ли жалуется на других детей.

   Отношение к занятиям и другой деятельности; трудолюбие, настойчивость, организованность, инициативность, выдержанность и т.д.

Характеристика игровой деятельности      

   Сюжеты, содержание игр, преобладание индивидуальных или совместных игр, поводы выбора игр и включение в совместные игры, характер выполняемых ролей, взаимоотношения с партнерами, использование игрового материала, длительность игр, выполнение правил в игре.

Отношение к труду  

   Проявляет ли интерес к трудовой деятельности. Обладает ли чувством ответственности при выполнении трудовых поручений. Отвлекается ли в процессе трудовой деятельности и почему. Доводит ли дело до конца. Нуждается ли в контроле взрослого.  Умеет ли намечать цель и план работы. Какие виды труда предпочитает. Помогает ли другим детям.     

Усвоение знаний        

   Какие разделы программы усвоил полностью. Какой программный материал усвоен недостаточно. При усвоении каких разделов ребенок испытывает наибольшие трудности. Возможные причины этих затруднений. Занятия по каким разделам вызывают наибольший интерес.

   Общий уровень выполнения заданий, контактность, старательность при выполнении заданий.

   Формы включения в общую работу, принятие заданий, темп выполнения, потребность в индивидуальной помощи, успешность выполнения заданий, склонность к исполнению допущенных ошибок.

 

Общее заключение

   Общий уровень развития ребенка по отношению к возрастной норме или по сравнению с другими детьми группы.

   Ярко выраженные положительные и отрицательные черты.

   Предполагаемые причины обнаруженных индивидуальных особенностей.     

   Перспективы развития, включая образовательный маршрут, его особенности, необходимость корректировки.

   Направления индивидуального воздействия, прогноз благоприятного (неблагоприятного) развития в результате реализации предполагаемого образовательного маршрута.