Особенности проведения уроков в классе с детьми с СДВГ
Особенности проведения уроков в классе с детьми с СДВГ
Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной программы, за последние годы резко возросло. В результате исследования была выделена особая категория учеников – это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Специалисты выявляют следующие клинические проявления СДВГ:
- Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется;
- Легкая отвлекаемость на посторонние предметы;
- Неумение сосредоточиться;
- Нетерпение;
- С трудом сохраняемое внимание;
- Частые переходы от одного незавершенного действия к другому;
- Сложности при выполнении заданий или во время игр;
- Неумение играть тихо, спокойно;
- Болтливость;
- Мешает другим, пристает к окружающим;
- Частая потеря вещей, необходимых в школе, дома.
Учитывая все выше сказанное, работа с такими детьми на уроках должна строиться с учетом их особенностей.
Необходимо:
- Исключить все посторонние помехи;
- Избегать перегрузок учащихся и стрессовых ситуаций;
- Тон общения должен быть доброжелательный, спокойный;
- Объем материала планировать меньше, темп урока медленнее;
- Наглядный материал должен быть свободным от лишних деталей;
- Нежелательно вывешивать пособия, которые не относятся к уроку
- Привлекать внимание к главному;
- Смена видов деятельности;
- Обеспечить оптимальные условия восприятия (крупный размер иллюстраций, четкость изображения);
- Учить анализировать образец;
- Усиление регулирующей роли речи (опиши образец, после выполнения работы расскажи о ней);
- Обучение рациональным способам работы;
- Учить способам контроля;
- Использовать опоры, памятки, схемы.
Существуют также особенности планирования учебного материала.
1. Имеется большой подготовительный период подготовки к обучению грамоте;
2. Изучение каждой темы включает в себя подготовку к каждой теме.
Подготовительная работа идет в 3-х направлениях:
- обогащение чувственного (сенсорного) опыта;
- пополнение, уточнение словарного запаса учащихся;
- постепенное усвоение необходимой терминологии.
3. Некоторые темы изучаются не так как принято в общеобразовательной школе. Объясняется это тем, что у детей в дошкольный период не накопилось достаточно знаний и обобщений о языке, которые обычные дети усваивают в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
4. Большее количество часов на изучение тем.
Последовательность изучения материала строится следующим образом:
1) Наблюдения за действиями учителя;
2) Предметно-практическая деятельность учащихся, сопровождающаяся словесной инструкцией;
3) Нахождение в окружающей обстановке предметов, заданного свойства (связь с жизнью);
4) Графическая работа в тетради;
5) Работа с книгой, таблицей;
6) Закрепление материала во внеурочное время.