праздник прощание с букварём

Шубина Евгения Константиновна

 

Конспект

урока - праздника

"Прощание с букварем"

в 1 классе 

программа «Гармония»

 

 

 

 

                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели:                                                                                                                                                     
• Закрепление материала, полученного на уроках обучения грамоте.
• Создав атмосферу удивления, восторга, развивать коммуникативные способности.
• Повышать интерес к языку и чтению.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

 

Задачи:

- создать атмосферу праздничного дня, удовлетворения от собственных результатов

- в  ходе коллективно-распределительной деятельности  выявить усвоение знаний букварного периода и готовность детей к изучению русского языка и литературного чтения;

- развивать  познавательный интерес, внимание, логическое мышление

- прививать  уважение к книге младших школьников

- создавать условия для совместной учебной деятельности детей и родителей.

 

                                  Ход мероприятия 

 

Учитель:   -  Ребята! Сегодня у нас немножко грустный, но и приятный урок.   (Слайд1)

Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни, самостоятельно прочитанной книгой – «Букварём».

Но сначала …

Давайте вспомним, какими вы пришли в школу всего несколько месяцев назад. (Слайд 2)

Чтение детьми стихотворений.

1.Дома сверкают окнами,

Кругом шары, банты.

Все суетятся, бегают,

Спешат купить цветы.

 

2.Мамуля в модном платье,

На пальцах – маникюр,

Наряд – как от Версаче,

А может, от кутюр.

 

3.Мой папа в новом галстуке,

С блестящими щеками,

С сияющей улыбкой

Помчался за цветами.

 

4.И вот во двор осенний

Спустилась вся семья.

Соседи, как героя,

Поздравили меня.

 

5.Идем вдвоем с букетом

Немного впереди,

А сердце часто-часто

Стучит в моей груди.

А сегодня…

 

6.Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

 

7.Пусть зовут нас шестилетки!

Пусть не ставят нам отметки!
Нам пятёрки далеки! Все же мы...

Ученики!

Любим чистый светлый класс!

Это раз!

Там читали мы слова!

Это два!

 

 

8.Ну, а в третьих,

 я Лариске сам уже пишу записки.
И бабуля говорит:

 “Мой внучонок – вундеркинд!”

 

 

 

9 В школе  рисуют и поют,

здесь читают и считают.
Можно многое узнать,

 если только не зевать!

 

10.Сегодня необычный праздник,

Такой бывает в жизни раз.

С буквариком пришёл прощаться

Весёлый, дружный, первый класс.

 

11.Букварь нам в руки ключик к знаньям дал,

Поэтому Букварь – начало всех начал.

И говорим мы Букварю: «Спасибо!

И как мы без тебя прожить смогли бы?»

Не можем мы представить жизнь без книг,

И каждый уже к чтению привык.

 

12. Мы в нарядах нынче новых

 И у всех счастливый вид,

 Ведь сегодня мы досрочно

 Изучили алфавит!

 

Учитель:

                            Я сейчас открою тайну Вам.

                            За высокими горами,

                            За дремучими лесами,

                            Есть волшебная страна…

                            И сегодня в этот час

                            Я возьму с собою вас,

                            Мы войдём в страну большую,

                            Под названьем «Букваландия»       (Слайд 3)

                            Только вход лишь тем открыт,

                            Кто изучил весь алфавит.

                            Кто любит много читать,

                            Кто любит играть и мечтать,

                            Кто может смеяться,

                            И трудностям не поддаваться.

                            Кто любит трудиться

 

Учитель:  - Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по волшебной стране Букваландии.

                                  

                                                   Станция – Алфавитово    (Слайд 4 )

Учитель:  Первая наша остановка – большая и прекрасная станция Алфавитово.

  Работа с учебником букваря ( уч с 116)

Здесь живут все буквы родного языка. Сколько всего букв в нашем алфавите? Прочитайте загадку на странице 117.

Учитель:  Давайте вспомним алфавит в песенке( учебник  с 117).

 Чтение детьми песенки.

Учитель:   Алфавитова семья вам представлена, друзья!                                                                                                                                                      

                  Стали буквы в чёткий строй,

                  Строй как строй, да не простой

                  Он зовётся азбукой.

Азбука - старшая сестра букваря. Азбука - почему её так назвали ? Сейчас час мы называем в азбуке буквы «а,бэ, ве» , а раньше а «аз», б- «буки», в – «веди». Так и получилось- АЗБУКА.Люди  сочинили  много пословиц об азбуке. Азбука к мудрости ступенька. Аз да буки – потом и науки. Трудно поверить что когда – то у нас не было печатных книг. Их переписывали от руки гусиными перьями на особом материале – пергаменте (кусочек телячье кожи ). Переписчик выводил каждую букву. Особенно красиво он вырисовывал заглавные буквы красной или золотой краской. Поэтому книги стоили очень дорого и купить могли их только богатые люди. Книгу хранили как ценную реликвию.      

Учитель:  Ученики  класса приготовили для вас инсценировку про одну из букв нашего алфавита.

Я предлагаю узнать эту букву из игры «Кто внимательный?».

- Назовите одинаковый звук в этих словах: этаж, эскалатор, этажерка, электричество.    

    Разыгрывание сценки учащимися.                                               

                                               «Буква Э недовольна»

- Э-э, - ворчливо протянула буква Э, - поставили меня  чуть не в самый конец алфавита…

Эк, меня занесло куда!

Эх, мне бы на первое место!

Эй, буквы, пропустите-ка меня вперед!..

Но буквы сказали:

- Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно полезной быть.

Обсуждение важности пользы букв.

                                                      Физминутка для глаз.

                                          Станция -  город Букваринск 

Учитель: 

Есть на речке на Чернильной

Город маленький, непыльный,

С незапамятных времён

«Букваринск» зовётся он.      (Слайд 5)

В этом городе живёт

Удивительный народ,

Хлебосольный, незлобливый,

Дружный и трудолюбивый:

 Работа с учебником  с 118-119. Чтение двустиший.

- Благодаря БУКВАРЮ вы узнали все эти буквы.

 Ребята,  а вы знаете кто напечатал первую русскую азбуку?

 Дети:  Иван Фёдоров.

 Учитель:  Иван Федоров был великий человек, основатель книгопечатания в России. Он первый напечатал русскую азбуку. Это было давно, более 500 лет назад. Тогда еще не умели печатать книги, а переписывали их от руки гусиным пером. На эту работу уходило много времени. И вот Иван Федоров задумал организовать в Москве типографию. Он всё делал сам. Сам смастерил станок для печатания, сам набирал эти буквы и печатал. Сначала он работал в Москве, а потом поехал в Литву и там продолжал своё дело.  Много лет спустя после его смерти, в 1909 году, ему поставили памятник в Москве.  За то, что он так усердно работал на пользу людям.

 

           Игра « Найди лишнюю букву»( попросить объяснить выбор лишней  буквы)  (Слайд6)

А О Б Я

И Е Я Ю

В С Р Д

Ш П М Ф

Учитель: На уроках обучения грамоте мы открыли секреты русского языка. Послушайте разговор двух ребят. Почему ребята долго не могли понять  друг друга ?

Сценка “Овсянка”

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!

- Как я люблю овсянку!

- И я люблю!

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это- вкусная?

- Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!

- Да ты про что говоришь?

- Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?

- И я про овсянку!

- Ты про какую овсянку?

- Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша, а птица!

- Птица овсянка, что ли? Не слыхал про такую.

- Идем ко мне – мою овсянку слушать!

- Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

Учитель: Как называются слова, у которых несколько значений?  Раскройте смысл многозначных  слов: звезда, язык, земля.

                         

                                                     Станция – Загадкино     (Слайд 7)

Учитель: Сейчас мы находимся на самой замечательной, самой загадочной станции.

Перед тем, как проводить конкурс, я получила письмо от бабушки-Загадушки. Она прислала вам загадки, которые надо не просто отгадать, а еще и определить количество букв и звуков в слове – отгадке. Слова –отгадки я предлагаю вам написать на листочках. (Приложение 1)

- Она кружит на острой ножке, жужжит как будто бы жучок

 Захочет – вскачь пройдет немножко,

 Захочет – ляжет на бочок.( Юла – 3 буквы, 4 звука). Почему?

- Не барашек, и не кот, носит шубку круглый год

 Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета.( заяц - 4 буквы, 5 звуков).

- Льется речка – мы лежим.

 Лед на речке – мы бежим.(Коньки – 6 букв, 5 звуков) Почему?

- Ее в лесу всегда найдешь – пойдем гулять и встретим.

 Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнее.( Елка – 4 буквы, 5 зв.) Почему?

Учитель: Молодцы! С заданием  вы справились хорошо. Ну, а сейчас давайте отдохнем.

 

                                                            Физминутка

 

Станция – Сортировочная  (Слайд 8)

Учитель: А сейчас мы находимся на станции Сортировочная. Как вы думаете, почему так называют эту станцию? (ответы детей)

На этой станции сортируют товары и отправляют по назначению.

На нашей станции случилась необычная история. Однажды все буквы перепутались, и движение на станции Сортировочная остановилось.

Для того, чтобы мы могли отправиться дальше в путь надо буквы рассортировать.

Задание. Даны буквы: А, Н, О,У, М, П, И, Р, С, Э, Ъ, Е, Ь. Надо распределить буквы на группы:

                        буквы, которые обозначают гласные звуки;

                       буквы, которые обозначают согласные звуки;

                       буквы, которые «всегда молчат».

                       (Задание выполняют у доски три первоклассника.  Проверка и чтение стихотворений каждым учеником.)

 

1 первоклассник:            Гласные тянуться в песенке звонкой,

                                          Могут заплакать и закричать,

                                          В темном лесу звать и аукать

                                          И в колыбели Аленку баюкать,

                                          Но не желают свистеть и ворчать.

2 первоклассник:          А согласные согласны

                                         Шелестеть, шептать, скрипеть,

                                         Даже фыркать и шипеть,

                                         Но не хочется им петь.

 

3  первоклассник:        Мы знаем буквы, знаем слоги.

                                         Умеем говорить, считать.

                                         И постепенно, понемногу.

                                         Мы научились все читать.

Учитель: Мы продолжаем работу на этой станции,  и я предлагаю вам поработать в парах. Но сначала давайте вспомним правила работы в парах. (Слайд 9)

 

Работа в парах по листочкам. (Приложение 2)

1.  Найдите звуковые модели слов и соединить линиями. (Слова: класс, весёлые, учатся, ребята, хорошо, в.)

Проверка у доски.(Напечатанные слова и схемы слов в Приложении 3)

2. Составьте из слов предложение:

Весёлые ребята хорошо учатся в классе.

 

 Станция – Шифровальная   (Слайд 10)

Учитель: На Шифровальной станции  живут шифровки – секретные записи. Нам надо их расшифровать. Необходимо поставить буквы в нужном порядке.              

Первая шифровка:   ИФЖАР

Здесь спряталось животное.

                                                                                                                                   (ЖИРАФ)

Вторая шифровка:   ЕРЗАБ

Здесь зашифровано название животного                                                      (ЗЕБРА)

Третья шифровка:  МДЕВЬДЕ

Зашифровано название животного                                                                 (МЕДВЕДЬ)

Учитель: Как можно назвать группу, в которую входят эти животные?

 Назовите отличительный признак млекопитающих.

 

Физминутка (про любого представителя млекопитающих)

 

Учитель: Продолжаем расшифровывать. Я сечас предлагаю продолжить пословицы, а если не справитесь, то можно обратиться за помощью родителей.  (Слайд 11)

 

   Доскажи пословицу :  

 Поспешишь - …(людей насмешишь.)

 Семеро - …(одного не ждут.)

 Тяжело в ученье - …(легко в бою.)

 Делу – время, а …(потехе – час.)

 Кончил дело - …(гуляй смело.)

                           

Учитель: Сейчас мы находимся на самой замечательной станции и я предлагаю вам разгадать кроссворд (Слайд 12) и записать разгаданные слова в пустые «окошечки» по вертикали. (Приложение1)

   Кроссворд

1)      Чёрные, кривые,

От рождения немые.

А как только встанут в ряд

Сразу вдруг заговорят. (Буквы)

2)      У карандаша простого

Есть помощница одна.

Если сделает ошибку,

Вмиг сотрёт её она. (Резинка)

3)      Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать равную черту

Всем я помогаю. (Линейка)

 

4)      Путешествую по странам,

По морям и океанам.

И по суше, и средь вод,-

Мне не нужен пароход,

Поезд, самолёт, автобус.

Потому что есть, друзья,

Шар волшебный у меня.

Называется он… (глобус)

5)      То я в клетку, то в линейку.

Написать по мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?... (тетрадь)

 

Учитель: - Прочитайте, что получилось по вертикали. (книга)  (Слайд13)

 

              Чтение стихотворения учеником:             Посреди любой страницы  оживают чудеса.                                                                                       

                                                                                      Не слипаются ресницы, разбегаются глаза.

                                                                                      Но читая, дни  и ночи  курса верного держись!

                                                                                      И тогда откроют книжки, замечательную жизнь!

 

Станция – Бюро находок   (Слайд14)

Учитель:  На станции Бюро находок вам предстоит не только ответить на вопросы викторины, но и найти книгу, в которой поселился главный герой произведения.

                                                                                                                             (Выставка книг.)

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.  (Буратино, «Золотой ключик…», А. Толстой)

 

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком. (Чиполлино, «Приключения Чиполлино», Дж. Родари)

 

Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке  девочка спала.

Вот какая девочка! Как она мала! (Дюймовочка, «Дюймовочка», Г.-Х. Андерсен)

 

Девочка хорошая по лесу идет,

Но не знает девочка, что опасность её ждёт.

За кустами светится пара злющих глаз.

Кто-то страшный встретится девочке сейчас. (Красная Шапочка, «Красная Шапочка» , Ш. Перро)

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной,

Он сам, того не ведая,

Несет её домой. (Маша, «Маша и медведь», русская народная сказка)

Был он тучкой грозовой,

С Пятачком ходил домой.

Больше всех любил он мед,

Крошка маленький… (Винни-Пух, «Винни-Пух и все-все-все…», А. Милн)

Не тигрёнок, не синица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка. (Чебурашка, «Крокодил Гена», Э. Успенский)

Учитель: Вот вы и «Букварь» прочли,

                 Полный курс наук прошли,

                 И теперь без передышки

                 Вы прочтёте любые книжки.

1-ый первоклассник:   До свидания, Букварь дорогой!        (Слайд 15)

                                        Грустно нам расставаться с тобой.

                                        Книг других ты милей и родней –

                                        Мы читали тебя много дней!

 

2-ой первоклассник:   Не теряли мы времени зря:

                                       Знаем буквы от «А» и до «Я».

                                       А теперь расстаёмся с тобой,

                                       До свидания, Букварь дорогой!

                    ( читают стихотворение В.Берестова «Читалочка»  учебник с 120)

Учитель: - Дорогие первоклассники! От имени администрации и всех учителей школы я поздравляю вас с посвящением в читатели. Читая, вы станете умнее, добрее, сильнее. Позвольте мне вручить вам удостоверения читателей. (Вручение удостоверений) (Приложение 5)

Исполнение песни «Прощай, букварь!» на слова  и музыку Людмилы Мельниковой  (Папка «ПЕСНЯ»)

Учитель: - Сейчас слово для поздравления предоставляется родителям. ( Родители поздравляют детей и вручают подарки).

Приложение

КЛАССЕ

ВЕСЁЛЫЕ

УЧАТСЯ

ХОРОШО

В

КЛАСС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Ученицы 1 класса «Б»

_________________________

в том, что она изучила науки «Букваря» и ей присвоено звание

«Чтец интересных книжек»

                     Кл. руководитель

                      

 

 

 

 

 Попрощавшись с Букварём

 

К новым знаниям пойдём.

 

С книгой будем мы дружить

 

И учёбой дорожить.

 

Рядом – верные друзья,

 

Вместе – школьная семья

 

ПЕСНЯ «РАССТАЁМСЯ С БУКВАРЁМ»

Мой букварь, мой друг надёжный,
Расстаёмся мы теперь.
В новый мир большой и сложный.
Для меня открыл ты дверь.

Расстаёмся с букварём,
 
Песню мы о нём поём! (2 раза)

Много радостных событий
Ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий
Ты ступенькой послужил.

Расстаёмся с букварём,

Песню мы о нём поём! (2 раза)

Раскрывал тебя как чудо,
Наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)

 

 

 

Мой букварь, мой друг надёжный,
Расстаёмся мы теперь.
В новый мир большой и сложный.
Для меня открыл ты дверь.

Расстаёмся с букварём,
 
Песню мы о нём поём! (2 раза)

Много радостных событий
Ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий
Ты ступенькой послужил.

Расстаёмся с букварём,

Песню мы о нём поём! (2 раза)

Раскрывал тебя как чудо,
Наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правило в стихах

(правила разрезать)

Запомни твёрдо: жи и ши

Пишем через букву и.

Запомни твёрдо: ча и ща

Пишем через букву А!

В сочетаниях чу-щу

Пишем только букву У!

Пусть станет привычно писать на «отлично».

Сочетание жи-ши только с и всегда пиши!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по математике в 1 классе Рыжикова Любовь Петровна МБОУ Ямновская ООШ с Ямново, Борского района учитель начальных классов I квалификационная категория

Слайд 3

0 , 1 , 2 , 4 , 3 , 5 , 6 , 8 , 7 , 9 , 10 3 5 7

Слайд 10

6 3 5 3 3 4 З Д О Р О В Медицинская карточка Айболит

Слайд 11

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1252&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%8B&noreask=1&img_url=cs305210.vkontakte.ru%2Fu71154602%2F-14%2Fx_ea798223.jpg&rpt=simage&lr=47 пальма http://images.yandex.ru/yandsearch?p=106&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%8F&img_url=crazymama.ru%2Fimages%2Fforumgallary%2F7404.jpeg&rpt=simage - Бармалей http://images.yandex.ru/yandsearch?p=191&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&noreask=1&img_url=s7.rimg.info%2F1a97c7fef107c139555c16c25d50ecb9.gif&rpt=simage&lr=47 -обезьянка Иллюстрация к книге К.Ив. Чуковский «Айболит», с 3