Описание системы опыта работы учителя начальных классов Сорокиной Юлии Олеговны
Описание системы опыта работы учителя начальных классов
МБОУ " ЦО № 34"
Сорокиной Юлии Олеговны.
Тема опыта: Формирование у младших школьников навыков учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в рамках
личностно-ориентированного подхода в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_sistemy_opyta_raboty_uchitelya_nachalnyh_klassov.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание системы опыта работы учителя начальных классов
МБОУ " ЦО № 34"
Сорокиной Юлии Олеговны.
Тема опыта: Формирование у младших школьников навыков учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в рамках
личностно-ориентированного подхода в образовании.
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество: Сорокина Юлия Олеговна
Дата рождения: 23 ноября 1991 года
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования № 34"
Должность: учитель начальных классов
Образование: высшее, закончила Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» со степенью Бакалавра в 2012 году. В 2014 году окончила Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова по программе "Управление в образовании", получила степень Магистра психолого-педагогических наук .
Квалификация: учитель начальных классов.
Курсы повышения квалификации: школа молодого педагога "Профессиональное становление учителя в условиях модернизации образования" при институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области (06 февраля 2014г., регистрационный № 8367 )
Обоснование актуальности представленного педагогического опыта
Инновации в системе начального и общего среднего образования основываются на разных подходах, одним из которых является личностно-ориентированное развивающее образование. Оно ставит своей целью обеспечить развитие каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля. Так в государственном образовательном стандарте второго поколения изменение парадигмы образования находит свое отражение в переходе от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.
Анализ научных исследований и педагогическая практика позволяют выявить следующие противоречия:
- между возрастающими требованиями общества к качеству образования, призванного обеспечить развитие личности учащихся, и недостаточностью школьной практики в решении данных задач;
- между научно-теоретической разработанностью проблемы формирования универсальных учебных действий и отсутствием практических, учебно-методических наработок в деятельности учителей;
- между требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования к уровню сформированности навыков учебного сотрудничества, как универсальных учебных действий, и недостаточной разработанностью теоретических основ и практических средств формирования исследуемых навыков у младших школьников.
Данные противоречия определили идею опыта: каковы практические пути и средства формирования навыков учебного сотрудничества у младших школьников в процессе обучения.
Аргументированность выбора психолого-педагогического инструментария
В основу разработки модели формирования навыков учебного сотрудничества, как универсальных учебных действий, в процессе обучения был положен системно-деятельностный подход. Его изучением занимались такие ученые как: А. Г. Асмолов, В. В. Давыдов, Ю. А. Конаржевский, В. В. Краевский и др.
Изучением учебного сотрудничества (коллективных, кооперативных, групповых форм работы) активно и всесторонне занимались такие ученые как: С. Г. Якобсон, Г.А. Цукерман, В. Я. Ляудис, М. И. Лисина, А.Г.Ривин. В.К. Дьяченко. Исследователи говорят о положительном влиянии группового сотрудничества на результат деятельности, на личность учащегося и формирование учебной группы как коллектива в результате сложных психологических механизмов, регулирующих и межличностное взаимодействие.
В работах И.С. Якиманской, И.А.Колесниковой наиболее точно раскрыт личностно-ориентированный подход, с позиций которого в моей практике рассматривается взаимодействие преподавателя и учеников как субъект-субъектное, партнерское учебное сотрудничество в пространстве совместной дидактически организуемой деятельности.
Теоретические положения организации совместной деятельности в образовательном процессе, позволившие раскрыть значение учебного сотрудничества в процессе обучения, разработаны на основе: Е. Африной, Г.А.Цукерман, В.В.Рубцова, В.Я.Ляудиса, С.П. Ивановой и др.;
Проанализировав подходы ученых, я могу сделать вывод, о том, что при всем многообразии точек зрения на феномен, сотрудничество рассматривается, прежде всего, в системе взаимодействия участников образовательного процесса, учителя и учащихся. Существенная роль при этом отводится установлению доверительных отношений, активности самих учащихся, готовности к диалоговому общению. Такое рассмотрение исследуемого феномена позволило мне конкретизировать понятие «навыки учебного сотрудничества». В моем опыте под учебным сотрудничеством я буду понимать взаимодействие субъектов образовательного процесса в различных педагогических ситуациях, основанное на способности к децентрации, взаимной ответственности, взаимопомощи и взаимоконтроле, сопровождающееся положительными эмоциями. В качестве субъектов мной рассматривается школьник и учитель, а говоря о педагогических ситуациях, я имею в виду, ситуации, возникающие на уроках и во внеурочное время, предполагающие учебное сотрудничество.
Обоснование использования предлагаемых образовательных технологий, их описание
Разработка модели проходила в несколько этапов. Мной было как можно точно раскрыто понятие «учебное сотрудничество», из которого были вычленены основные составляющие. В результате я выделила 5 основных навыков учебного сотрудничества: - учет и принятие мнения других;
- высказывание и аргументирование своей точки зрения;
- сохранение доброжелательного отношения, поддержание эмоционального настроя;
- действия взаимопомощи и взаимоконтроля;
- развитие социальных качеств лидерства, руководства, подчинения.
Данные навыки можно условно, по природе входящих в них действий, разделить на 2 группы. К первой следует отнести навыки, связанные с процессом речевого общения. Ко второй группе навыки, обеспечивающие психологическое восприятие и взаимодействие с собеседником. С учетом этих особенностей я предлагала пути и средства формирования навыков.
Так, для формирования навыков первой группы активно использовались диалоговые технологии. Технология учебного диалога - это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования. Дискуссия будет помогать ребёнку формировать свою точку зрения, отличать её от других точек зрения, а также координировать разные мнения для достижения общей цели.
Таким образом, используя метод дискуссии, у учащихся будут формироваться следующие навыки: учет и принятие мнения других, высказывание и аргументирование своей точки зрения.
При формировании 2 группы навыков сотрудничества я обратила свое внимание на группы парного состава. Достоинством такой работы является следующее: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища, а это способствует прочности усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки.
Использование групповых форм организации обучения влияет на формирование большого числа навыков сотрудничества, а именно: сохранение доброжелательного отношения, поддержание эмоционального настроя, формирование действия взаимопомощи и взаимоконтроля, развитие социальных качеств лидерства, руководства, подчинения.
В качестве еще одного эффективного метода для формирования навыков учебного сотрудничества я предлагаю привлечение учащихся к проектной деятельности. В результате развития учебного сотрудничества на основе проектной технологии существенно возрастает творческая самостоятельность учащихся, понимание ими смысла собственной деятельности, формируется культура общения, осознанно усваивается предметное содержание, формируются личностные качества, реализуются перспективные идеи культурологичности и вариативности образования.
Поскольку в сотрудничестве участвуют не только учащиеся, но и учитель, необходимо рассмотреть какую роль он выполняет в создаваемой модели. Учитель не дает в готовом виде знания, правила работы, необходимые для усвоения образцы. Он помогает выдвигать предположения, слышать мнения друг друга, учитывать разные точки зрения при построении собственного действия. Организовав взаимодействие детей, учитель сам включается в деятельность только в том случае, если дети вовлекают его. Таким образом, функции учителя приобретают совершенно отличный от традиционного характер.
Учитель сможет создать в классе нужную атмосферу, если он будет руководствоваться следующими принципами: 1.С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
2. Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.
3. Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению, выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
4.Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его, быть активным участником группового взаимодействия, открыто выражать в группе свои чувства.
5.Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
Представление показателей достижения результатов и анализ эффективности профессионального опыта
Исходя из выведенной структуры навыков учебного сотрудничества, мной были выявлены критерии сформированности исследуемых навыков у детей моего класса, соответствующие основным требованиям: научности, объективности, измеряемости.
Поэтому одним из критериев был принят когнитивный, которому соответствуют следующие показатели: знание о необходимости уважения мнения других; знание приемов взаимопомощи и взаимоконтроля; знание о поведении в различных коммуникативных позициях (лидера, руководства, подчинения).
Второй критерий – эмотивный, с помощью которого раскрывается эмоциональная составляющая совместного действия. Данному критерию соответствует следующая система показателей: проявление доверия, доброжелательности и открытости; сохранение положительного отношения к партнеру, позитивный эмоциональный настрой.
Третьим критерием мной выбран – деятельностный, показатели которого отражают степень освоенности детьми действий сотрудничества.
В данной диаграмме и таблице представлена положительная динамика уровня сформированности исследуемых навыков у детей за три года (2013 - 2015 гг.)
Класс Критерии | 1 класс (2013-2014) | 2 класс (2014-2015) | 3 класс 1 четверть (2015) |
Когнитивный | 20,4 % | 35% | 38% |
Эмотивный | 35% | 43% | 45,6% |
Деятельностный | 42,3% | 46,9% | 47,3% |
Вывод: Представленные мной результаты опыта работы позволяют утверждать, что формирование навыков учебного сотрудничества у младших школьников проходит более эффективно, если в образовательном процессе реализуется модель, предполагающая: активное использование диалоговой технологии, организацию групповых форм работы, вовлечение детей в проектную деятельность, реализацию модели партнерских, субъект - субъектных взаимоотношений участников образовательного процесса, при условии создания благоприятной эмоциональной среды.
Данный опыт работы не исчерпывает всех вопросов, связанных с формированием навыков учебного сотрудничества, как универсальных учебных действий, в образовательном процессе. Перспективу дальнейшей работы я связываю с организацией внеурочной деятельности школьников, которые обладают серьёзным потенциалом в плане формирования навыков учебного сотрудничества.