Разноуровневые задания как средство формирования самооценки у младших школьников

Сорокина Юлия Олеговна

Разноуровневые задания как средство формирования самооценки у младших школьников.

 

Цель: выявить особенности влияния разноуровневых заданий на развитие самооценки младших школьников.

Задачи:

1. Изучить состояние проблемы развития самооценивания у младших школьников в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить практический опыт использования  разноуровневых заданий на уроках математики в начальной школе

 3. Разработать разноуровневые задания, способствующие развитию у младших школьников самооценки.

4. Проанализировать возможности разноуровневых заданий в решении проблемы развития самооценки у младших школьников.

В концепции Модернизации Российского образования говорится, что одной из задач образования на современном этапе является формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности. Решение данной актуальной задачи связано с понятием самооценивания личности.

Самооценка является «составной и неотъемлемой частью развития личности». Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека.

В психолого-педагогической литературе рассматриваются различные факторы формирования самооценки, такие как воспитание, образование, статус в обществе, разнообразные методические приёмы. Одним из таких факторов являются разноуровневые задания, которые возникли как интегральное понятие на пересечении педагогики развивающего обучения и развития способностей. Разноуровневые задания, в первую очередь, означают развитие интеллектуальных умений, мышления и повешения самооценки у учащихся на уроках.

От того, как окружающие относится к ребёнку, зависит и его отношение к самому себе. От уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, её участие в деятельность коллектива. Самооценка формируется, под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этих результатов всегда дают окружающие взрослые – учитель, родители. Оценка взрослых и родителей определяет самооценку учащихся начальных классов.

Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, является школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания.

         Внедрение технологии разноуровневого обучения гарантирует результат освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно – возможность для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.

Начинать надо с того, что знакомо ученику, и постепенно раскрывать перед ним все более сложные явления, опираясь на его самостоятельную активность.  Учитель готовит к уроку пакет дидактических    материалов в трех вариантах.

          Первый – самые простые задания. Они включают необходимый для усвоения темы теоретический материал, где нужно полностью восстановить неоконченную запись формул, определения; образец решения простого примера или задачи по изучаемой теме и один пример, который ученик должен решить сам по образцу.

          Задания второй группы – это теоретические вопросы по теме (но без подсказок!) и аналогичный пример, который ученик должен выполнить сам по образцу; предлагается также простой пример, который нужно решить самостоятельно.

          Задания третьей группы включают проверку знаний по теории (возможно, по ранее пройденным темам), более сложный пример или задачу, но с рекомендациями по решению, и задания, для решения которых нужно применить нестандартный подход. 

          Очевидно, что от одной группы к последующей трудность выполнения задач повышается. Такая организация обучения и закрепления учебного материала на практике способствует переходу учеников из одной группы в другую. Очень важно, чтобы учитель, составляя многочисленные карточки – таблицы советов, памятки и т.п., помнил, что задания должны быть подобраны так, чтобы слабоуспевающие ученики проявляли максимум самостоятельности, имели реальную возможность развития.

  Вот примерные виды помощи, которые может разработать учитель:

– указания типа задачи, правила, на которое опирается задача или упражнение;

– дополнения к заданию в виде схемы, чертежа;

– запись условия в виде таблицы, значков, матрицы;

– указание алгоритма решения;

– показ аналогичной задачи, решенной ранее;

– объяснение хода выполнения подобного задания;

– предложение выполнить вспомогательные задания, подводящие к решению основной задачи;

– наведение на поиск решения с помощью ассоциации;

– указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения

задания;

– расчленение сложной задачи (упражнения) на ряд элементарных;

– постановка наводящих вопросов;

– указание правил, на основании которых выполняются задания;

– предупреждение о наиболее типичных ошибках.

Основная цель начального  этапа: выявление существующего уровня самооценки учащихся. В качестве основных задач на данном этапе выступали:

1. Выявить уровень самооценки у школьников, стимулы  учебной деятельности, сформированность самооценки.

2. Изучение самооценки детей.

3. Установление связей между самооценкой и успешностью обучения.

Для решения поставленных задач использовались такие методы, как наблюдение,  беседа.

          Для решения поставленных нами задач можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки».

          Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Учитель дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

 

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

 

2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

 

3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

Чтобы увидеть, что самооценка влияет на успешность обучения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, первоначально успешность обучения влияет на самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения, мы провели следующие исследования.

 

Используя методы математической статистики мы вычислили средний бал успешности обучения для каждого ученика.

К слабым ученикам мы отнесли детей имеющих средний бал от 2,5 до 3,5.

На среднем уровне находились дети, имеющие средний бал от 3,5 до 4,5.

         К сильным ученикам отнеслись дети, имеющие от 4,5 до 5 баллов.

Полученные результаты показали, что на первое полугодие  второго класса детей относятся  к сильным ученикам; 16% к ученикам на среднем уровне и 29% к слабым ученикам.

Анализируя особенности самооценки учеников второго класса, выявлено, что, 41% детей имеют адекватную самооценку, а 59% имеют неадекватную самооценку. Из них 78% - завышенную самооценку, 22% - заниженную самооценку.

Результаты исследования показали, что на протяжении младшего школьного возраста происходит динамика развития самооценки: увеличивается процентное соотношение детей имеющих адекватную самооценку и изменяется количество детей имеющих завышенную самооценку. Однако мы замечаем, что увеличивается процент детей имеющих заниженную самооценку. Если на начало второго класса их было 22%, то в конце их 26,7%.

Сравнивая успешность обучения с результатами, полученными в ходе исследования самооценки мы видим, что большинство неуспевающих детей второго класса переоценивают результаты своей учебной деятельности. Они еще не обнаруживают расхождение между тем, что он них требуется и тем, что они в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это не достаточно осознается, а главное не принимается школьником.

Сравнивая успешность обучения детей второй половины 2 класса с результатами, полученными в ходе исследования самооценки, мы видим, что успешность обучения влияет на характер самооценки: у хорошо успевающих учеников самооценка становится адекватной, либо завышенной, и только в некоторых случаях заниженной. У неуспевающих учеников самооценка становится адекватно-низкой.

 

Когда мы задавали вопрос детям в начале второго класса: «Каким учеником ты себя считаешь?», они затруднялись дать ответ, не понимая какого ученика можно назвать слабым, средним и сильным. Многие дети давали неадекватные ответы.

Когда детям во второй половине 2 класса задавали тот же вопрос, они уже давали адекватный ответ, то есть они уже были способны выделять слабого, среднего и сильного ученика.

          На вопрос: «Твоя работа заслуживает оценки три, а учитель поставил тебе пять, обрадовало бы это тебя?» 26,7% учеников второго класса ответило «нет», а 73,3% – «да», то есть большинство детей обрадовалось незаслуженной пятерке. В второй половине 2 класса на тот же вопрос 53,3% ответило «нет» и 46,7% – «да».

 Также деятельность учителя тоже подверглась самоанализу, была выявлена степень сформированности самооценки у детей.

Группа учеников (каждый самостоятельно) выполняла учебное задание в присутствии учителя. К одним детям учитель постоянно подходил, интересовался тем, что они делают, хвалил, поощрял. К другим детям он тоже подходил, но обращал внимание главным образом на допускаемые ими ошибки. Некоторых детей он вообще оставил безо всякого внимания, ни к кому из них ни разу не подошел.

Результаты оказались следующими: лучше всех справились с заданием те дети, которых учитель подбадривал. Гораздо хуже выполнили задание те ученики, которым учитель указывал на ошибки. Совершенно неожиданным оказалось то, что самые низкие результаты получились не у тех, кому учителя делал  замечания, а у детей, которых он вообще не замечал, никак не оценивал.

Этот опыт очень убедительно показал, что ребенок, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается, поэтому знать самооценку ребенка очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения. Особенно важно учитывать самооценку ребенка, т.к. она еще формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

 

Педагогическими условиями применения разноуровневых заданий в работе с младшими школьниками являются: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения разноуровневых заданий, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся.

Таким образом, выполнение разноуровневых заданий - процесс интересный и увлекательный для школьников. Они испытывают удовлетворение не только от результатов своей работы, но и от осознания, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости. Роль педагога заключается в оказании помощи и создании условий для успешной деятельности школьников с учетом их интересов и подготовленности.