Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

      Работаю в школе 21 год, посвящая себя детям. 18 лет работала в ХМАО. Показываю хороший результат по обучению учащихся начального звена. Главным в своей работе с учениками считаю создание ситуации успеха, комфортных условий для оптимального развития каждого ребёнка.

      Для меня важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно. С этой целью применяю такие нестандартные формы работы, которые позволяют не только вовлечь учащихся в творческую деятельность, но и помогают оценить индивидуальные способности каждого. Владение компьютерной грамотностью и возможностями интерактивной доски делают мои уроки современными, интересными, насыщенными.

      Принимаю активное участие в работе методического объединения школы, активно занимаюсь самообразованием.

      В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

      В учебном стандарте школ России говорится, что процесс развития и совершенствования речи (особенно письменной) связывается с формированием грамматико-орфографических представлений и умений.

      Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.

      Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, то есть неумение “видеть” орфограммы.

      Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.

      Изучение состояния орфографической зоркости учащихся начальных классов показало, что процент видения орфограмм младшими школьниками низок. Такое положение дел в начальной школе происходит:

      - во-первых, из-за отсутствия единства взглядов на природу русской орфографии, на лежащие в ее основе принципы. (В настоящее время четко определились две теоретические концепции русской орфографии: морфологическая и фонематическая);

      - во- вторых, из-за неразработанности научно-обоснованной системы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

      К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся начальных классов допускают ошибки в написании слов. Первые шаги на пути познания родного языка сложные, и определяют актуальность темы «формирование орфографической зоркости в работе у детей младшего школьного возраста». Каковы педагогические условия, способствующие формированию орфографической зоркости. В этом и состоит проблема. В решении проблемы состоит цель опыта: рассмотреть формы, методы и приемы, способствующие формированию орфографической зоркости.

      Теоретическую основу опыта составляют научные изыскания   профессора М. Р. Львова. Он выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

      – увидеть орфограмму в слове;

      – определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

      – определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

      – определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

      – решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

      – написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы.

      Оптимальность и эффективность средств

      Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

      При обучении младших школьников грамотному письму велико значение упражнений.

      К упражнениям предъявляю следующие требования: самостоятельность, систематичность (связь предыдущего упражнения с последующим), логичность (взаимосвязь главной и второстепенной мысли), устные предшествуют письменным.

      Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:

      – списывание;

      – комментированное письмо;

      – письмо с проговаривание;  

      – письмо с пропуском орфограмм;

      – исправления учениками умышленного допущенных ошибочных написаний;

      – письмо по памяти;

      – диктанты (предупредительный, объяснительный, выборочный, свободный, зрительно-слуховой, словарный);

      – орфографические пятиминутки.

      Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю предстоит продумать каждый из этапов урока, подобрать специальные упражнения, на основе которых будут не только получены новые знания, но и будет развиваться интеллект учащихся, их устная и письменная речь, орфографическая зоркость.

      Вот некоторые из них.

      1. Письмо с проговариванием.  Сначала образец проговаривания даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы, проговорить индивидуально.

      2. Списывание. Этот вид упражнения предполагает большую      самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

      3. Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

      4. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

      5. Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктуюслова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то произнёс неправильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

      6. Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывает трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

      7. Творческие работы. Много положительных эмоций вызывают у ребят задания творческого характера, когда им нужно конструировать предложения, самим составить текст на определённую тему, при этом, не забывая правил орфографии. Дети учатся оценивать свою работу, работу своих товарищей, учатся элементам контроля и самоконтроля.

      8. Зрительно - слуховой диктант. Этот вид диктанта помогает избежать орфографических ошибок. Дети находят в тексте слова, над которыми надо работать. Все слова разбираются. Текст закрывается и учащиеся записывают его под диктовку. Во II классе в I полугодии продолжаю писать диктанты, используя для повторения и закрепления изученного только наборы, состоящие из предложений. 

      9. Диктант «Проверь себя». Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно, как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.

Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даём возможность писать без ошибок, предупреждать их.

Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

      10. Свободный диктант как вид упражнения выполняет орфографические задачи, если входящие в него слова имеют ранее изученные орфограммы.  Ученикам представляется право свободной записи диктуемого текста с требованием обязательного употребления слов с необходимыми орфограммами.

      Свободный диктант представляет большие возможности для развития речи и повышения грамотности учеников, подготавливает детей к ещё более самостоятельной работе – изложению.

      Игры, развивающие орфографическую зоркость.

      Игра "Кто больше?" Учитель показывает схему-карточку - дети называют слова с указанной орфограммой.

      Игра "Узнай меня".  Даётся краткая морфологическая и слоговая характеристика слова, и указываются в нем типы орфограмм.

      Например: в глаголе 3 слога, 2-й ударный (дан глагол: рисуем); в глаголе 4 слога, 3-й ударный (дан глагол: поливает).

      Одно из главных направлений моей работы в решении проблемы развития орфографической зоркости - это дифференцированное обучение. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Учет индивидуальных особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики. Зная, что разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом, дифференцированный подход осуществляю в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы.   Широко использую в своей практике наглядный и дидактический материал. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям.

      Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

      Важно научить детей правильно выполнять работу над ошибками. Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть ещё не изученные орфограммы. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся. 

      В основе любого творчества лежит знание, поэтому в процессе подготовки к каждому новому учебному году и в течение учебного года стараюсь познакомиться с новейшими методическими пособиями, и беру на вооружение то, что можно использовать в дальнейшей своей работе. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы.