Работа над выразительным чтением в начальной школе.

Сидельникова Светлана Геннадьевна

Приходя на урок литературного чтения, мы , учителя, ставим перед собой очень важную задачу: НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ!Да, и не просто – читать, а ОСОЗНАННО ЧИТАТЬ. И только учитель начальных классов знает , как кропотлив и тщателен этот труд. Есть детки, которые приходят к нам в 1 класс с приобретённым навыком чтения, а есть , которые таким навыком не обладают. Отсюда вытекает ещё одна задача перед учителем: продолжать учить осмысливанию текста умеющих детей читать и начинать учить элементарному навыку чтения, начиная со звуковой стороны, сливая слоги и т. д. не умеющих деток читать…
От простого к сложному и так пока не получим результат. А каков он , результат-то этот? Можно ли пронаблюдать его и где?
Не хочу никого обидеть, просто желаю поделиться своими наблюдениями, ну и маленьким личным опытом, который получила тоже методом проб и ошибок. Не осуждайте.
Выступают наши детки, читают стихи и прозу. Выучили, молодцы, без запинок рассказали, без стеснения. Ура. Но ура, ли? Как рассказали, дело ли в зазубривании строчек? Приятно ли слушать то, что говорится не от души, а потому что заставили или попросили? И сам не понял, что и зачем рассказал. Вот именно это и наблюдается чаще всего. Почему говорю о выступлении, потому что именно на сцене ребёнок наедине с собой и одновременно со всеми, именно здесь он проявляет все свои творческие способности, а ведь учить литературному чтению значит учить творчеству! Таким образом , учитель показывает на ошибках своих детей свои ошибки, свои недочёты в работе. Отсюда и вытекает задача перед учителем : научить правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению. Советую учителям  работать сначала над собой, а потом уже с детьми. Если вы сами не прочувствовали изучаемое произведение, ваши дети его тоже не поймут. О какой осознанности, выразительности может идти речь?
Одна   из важнейших   задач  начальной   школы – формирование   у  детей   навыка чтения,   являющегося   фундаментом   всего   последующего    образования. Сформированный    навык   чтения   включает   в   себя   как   минимум   два основных  компонента:  технику   чтения   (правильное   и   быстрое   восприятие   и озвучивание   слов,   основанное   на   связи   между   их зрительными   образами,   с   одной    стороны,   и   акустическим и   речедвигательными, - с   другой);  здесь не имеется в виду чтение на заданное
время;
понимание   текста   (извлечение   его   смысла,   содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются   друг  на  друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание прочитанного, а лёгкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придаётся его технике, на последующих – пониманию текста.
Работа над ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ речи на уроках чтения в начальных классах является важным этапом становления речи детей. Выразительность чтения-это тоже один из компонентов осознанности чтения. Прочувствовать-значит принять и понять, а после воспроизвести! Именно выразительность нам даёт понять отношение ребёнка к прочитанному тексту. Выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчёркивается словом «чтение».

ПРОБЛЕМА: Отсутствие интонации(выразительности) в речи ученика при чтении литературного произведения.
Гипотеза: Если умело организовать в классе работу с изучаемым текстом, то дети приобретут навыки выразительного чтения.
Из истории.
Больше значение выразительному чтению как средству нравственного и эстетического воспитания придавали многие известные педагоги: К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М.А. Рыбникова, Л.А. Горбушина. Вопросы выразительного чтения освещали методисты прошлого и современности Т.А. Задорожная, Н.А. Зайцева и др.

М.Р. Львов, Л.А. Горбушина, Н.Н. Светловская, А.А. Бонадренко, О.В. Кубасова, Е.И. Матвеева отмечают, что развитие интонационной выразительности чтения некоторое время недооценивалось учителями. Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительное чтение – это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…»
М. А. Рыбникова
                                                                   Выразительное чтение – возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.
Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.
Выразительное чтение – одна из сторон навыка чтения. Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы.
Признаки выразительного чтения:
умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению учащихся средних классов. Мы называем выразительным такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение.
Прочитать текст выразительно, значит:
раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем;
показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.
Большое влияние на учащихся оказывает выразительное чтение учителя. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение учителя доставляет детям эстетическую радость, раскрывая благородство нравственного облика героя, вызывая глубокие эмоциональные переживания – «упражнения в нравственном чувствовании», как называл их К.Д.Ушинский. Наблюдая образцовое чтение учителя, учащиеся стремятся и сами при чтении раскрывать свое отношение к прочитанному всеми доступными им средствами.
Из методики знакомых нам педагогов.
Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста учащимися. Естественной, правильной выразительности можно достигнуть лишь на основе вдумчивого чтения и достаточно глубокого анализа образов произведения. Это не значит, что до обобщающей беседы не уделяется внимания этой стороне чтения.                      
Наоборот, в процессе повторного громкого чтения используется всякая возможность для постепенной подготовки к выразительному чтению: предлагается правильно прочитать уже осмысленные детьми отрывки или эпизоды; обращается их внимание на отдельные изобразительные средства, отыскиваем в них логически и эмоционально важное слово, требуем соблюдения интонации, соответствующей знакам препинания, - словом, на протяжении урока учитель помогает учащимся овладеть необходимыми средствами выразительности.
К чтению учителя и школьника нельзя предъявлять те же требования, что к художественному чтению артиста, владеющего, кроме специально поставленного голоса, и другими средствами выразительности, имеющего возможность длительной организованной подготовки к чтению.
Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований, предложенных Л.А.Горбушиной :
1.Соблюдение знаков препинания.
Дети, еще во время обучения чтению, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом важным фактором является воспитание в них навыка связывать определенный знак интонации с содержанием предложения. Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит тот или иной знак: ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.Постепенно учащиеся усваивают типичные интонации и при других знаках препинания: запятая при однородных сказуемых, тире в бессоюзном предложении, двоеточие перед перечислением и так далее. В начальной школе учащиеся узнают о том, какие знаки препинания не требуют пауз и изменения тона. Так, не делается остановки перед обращением, стоящим в конце предложения, не выделяются пауза или одиночные вводные слова и одиночные деепричастия. Все эти знания, приобретенные учащимися еще во время обучения в начальных классах, являются необходимой базой для обучения выразительному чтению в 5-7 классе.
2. Паузы логические и психологические.
Они не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения. Логические паузы делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед словом или после его. Пауза после слова привлекает внимание слушателя к этому слову. Использование паузы также повышает значение распространенных членов предложения, помогая схватить смысл всего словосочетания.
Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию. Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульминационной части сказки или рассказа, а также важно помнить о характере небольших пауз в конце стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания и смысла слов следующей строки. Эти паузы подчеркивают ритмический рисунок стиха. Соблюдение их не допускает понижения голоса в конце строки, при котором получается глубокое «рубленное» чтение. Интонация в стихотворении распределяется по предложению, а не по строке и паузы между стихами не должна ее искажать.
3. Ударение.
В предложении или в сложном словосочетании одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением. Неправильно считать, что ударение всегда выражается относительно большей громкостью и повышением тона. Часто ударность достигается, наоборот, понижением голоса, причем усилением выдыхания проявляется в замедленном произношении слова.

Выразительность чтения очень повышается благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов и правильному выдыханию при их произношении. Недопустимо резкое усиление на слове, ускорение, отсутствие паузы при нем, - это ведет к выкрикиванию, нарушается благозвучие речи. Рекомендуется выделять ударением имена существительные, перечисляемые однородные члены, повторяющиеся слова. Если глагол стоит в конце предложения, то обычно на него падает ударение. Ударение часто бывает на качественном наречии, стоящем перед глаголом. При сопоставлении действий или качеств оба сопоставляемые слова несут на себе логическое ударение.
Одиночное прилагательное, как и местоимение, обычно не выделяется ударением. На него иногда распространяется усиление голоса, которое делается для существительного. Если же прилагательное стоит после существительного, оно чаще всего несет в себе основной смысл предложения и подчеркивается паузами и усилением голоса. Яркие, выразительные средства (метафоры, сравнения, звуковые повторы) оттеняются в эстетических целях, чтобы подчеркнуть красоту или эмоциональное содержание художественного образа.
4. Темп и ритм чтения.
Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.
Изменение темпа является хорошим приемом характерной окраски речи при чтении диалога.

Верный ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или напевность, плавность) зависит от размера, которым написано стихотворение, от чередования в нем ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом отдельном случае идти прежде всего от содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется.
5. Интонация.
Определение интонации дано О.В. Кубасовой , которая в это широкое понятие включает использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения. Эта окраска чаще всего передает авторское отношение к описываемым фактам: одобрение, презрение и другие эмоции и оценки. Ярче всего эта окраска проявляется в мелодике речи, то ест в понижении и в повышении голоса. Также изменения высоты голоса называются интонацией (более узкое значение). Интонация понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх и затем резко падает на месте знака тире, ровно повышается при перечислении определений или сказуемых, стоящих перед существительными, а также ровно снижается при обратном их соотношении. Но, кроме этих синтаксических обусловленных изменений высоты тона, огромную роль в определении выражения мыслей и чувств играет интонация смысловая и психологическая, определяемая содержанием и нашим отношением к нему.
Вопрос об основной окраске тона обычно ставится перед детьми после полного или частичного разбора содержания, на основе освоения детьми образов, мыслей произведения. При этом недопустимо директивное определение тона: надо, мол, читать грустно или весело. Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда мы сумеем разбудить в ученике стремление передать слушателям свое понимание прочитанного. Это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа, после чего ставится вопрос, стимулирующий чтеца к выражению воспринятого.
После подготовки чтения учащиеся приобретают живую, естественную окраску, интонация становится осмысленной и психологически оправданной.

Выразительная речь – устная произносимая речь, соответствующая содержанию высказывания или читаемого текста. Но всё-таки основное средство выразительности звучащей речи – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации.
Условия организации работы над выразительностью чтения

Для эффективной работы над выразительностью чтения учащихся учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения. К ним относятся следующие, изложенные М.Р.Львовым .
1. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, упражнения в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения. Однако нельзя думать, что работа над выразительностью чтения состоит только в использовании тренировочных упражнений. Обучение выразительному чтению – сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, так как органически обуславливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работай над идеей произведения.
2. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи. Если образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы технические средства для воспроизведения чтения мастером.
Демонстрация образца выразительного чтения имеет не одну цель: во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель; во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателями понимание смысла произведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению; в-третьих, он служит основой для «подражательной выразительности» и может сыграть положительную роль даже в том случае, если глубина произведения оказалась непонятна читателю: подражая интонации, выражающей определенные чувства, ребенок начинает испытывать эти чувства и через эмоциональные переживания приходит к осмыслению произведения.
3. Работа над языком произведения – тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения, если не понята форма произведения, поэтому наблюдение над выразительно-изобразительными средствами становится органической частью работы по уяснению идейной направленности произведения.
4. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знакам» создавать перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет. Приемами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение по ролям, драматизация. Таким образом, можно назвать еще один фактор, влияющий на выразительность чтения, - сочетание такой работы с разнообразными видами деятельности на уроке литературы.
5. Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Желательно, чтобы в конце урока два-три ученика прочитали вслух произведение (или часть его), а ученики класса обсудили удачи и промахи в их чтении. При этом надо помнить, что тон такого обучения должен быть деловым и доброжелательным.

Из вышесказанного следует, что главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателям свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи. Однако такое сложное умение возникает как результат кропотливой работы учителя над выработкой, во-первых, умений, помогающих проникнуть в смысл произведения, а во-вторых, умений целесообразно пользоваться своим голосом.
Методы и приемы работы над выразительным чтением
Работа по выразительному чтению в школе не требует специальных часов, она сочетается с разнообразными видами работы на уроках русского языка и, особенно, на уроках литературы. При этом особое значение приобретают методы работы по выразительному чтению.
От умелого образно-эмоционального чтения учителя во многом зависит степень воздействия художественного произведения на ум, волю и чувства учащихся. От учителя требуется такая работа, которая развивала бы у детей потребность и умение самостоятельно претворять в жизнь полученные ими знания и навыки. Если учитель не научит своих учеников образно-эмоциональному чтению художественных произведений, то большая часть его усилий пропадет даром.
Как говорил Е.В. Язовицкий, «можно без конца слушать и анализировать поэтические творения Пушкина, Лермонтова, Некрасова…, но если их не читать вслух (пусть даже и не очень совершенно) то многое из того, что принято называть эстетической сущностью произведения, останется для учащихся на всю жизнь непонятным и непрочувствованным».
Приемы работы учащихся над авторским текстом почти ничем не отличаются от приемов, применяемых учителем. Вот так описывает эту работу Е.В. Язовицкий: «Получив задание, учащиеся должны, прежде всего, несколько раз прочитать стихотворение, рассказ или отрывок, выяснить основную мысль автора, определить главную цель чтения и сквозное действие, направленное на ее воплощение, должны нарисовать в своем воображении предлагаемые автором обстоятельства и постараться оживить их при помощи своих собственных видений и ассоциаций». С помощью различных педагогических и методических средств учитель облегчает активное усвоение языка: подбирает посильный для данного возраста учебный материал, использует различные методы и приемы обучения, организует занятии в системе. При выборе методов и приемов учитывается содержание программы, специфика понятий и представлений, которые необходимо сформировать при обучении.

Методика и формы работы над выразительным чтением, которые использую я на уроках литературного чтения.
Работу над умением выразительно читать текст я начинаю уже в первом классе. Эта работа включает в себя:
  1. Работа над дикцией.
Использую чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, характерные малышам. Работаю над культурой живой интонации. Ежедневно «отколачиваем» произношение, чёткость произношения слов, громкость, что является первым шагом к работе над выразительным чтением.
  1. Работа над выделением логического ударения.  Сначала под руководством учителя, а потом и самостоятельно.
  2. Составление партитуры стихотворения, в котором проставляются все паузы.
  3. Выразительное чтение учителем или артистом в записи.
  4. Анализ чтения других учеников и самоанализ. Дети привыкают анализировать своё и чужое чтение, что помогает им читать лучше предыдущего и даёт уверенность в своих силах.
  5. Связываю изучаемое произведение с предметами : музыка, русский язык, изобразительное искусство, т.п.
Вся эта работа должна быть включена в систему уроков в начальной школе и предварять чтение стихотворений или прозы. Дети должны получить и определенные теоретические сведения:
-по технике чтения(дыхание, дикция, орфоэпия)
-по логике чтения(логические паузы, сочетание силы голоса и высоты темпа, ритма, ударения)
-по эмоционально-образной выразительности с сопереживанием и чувствами.


Интонация – это сложный комплекс просодических элементов, включающий мелодику речи, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения синтаксических категорий и экспрессивно-эмоциональных коннотаций
Интонация – это звуковая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.
Интонация включает в себя целый комплекс элементов, среди которых:
1) мелодика речи: основной компонент интонации, она осуществляется повышением и понижением голоса во фразе (например, произношение вопросительных и повествовательных предложений), именно мелодика речи организует фразу, расчленяя ее на синтагмы и ритмические группы, связывая ее части;
2) ритм речи, или чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаического. Основная единица ритма речи - ритмическая группа, состоящая из ударного и примыкающего к нему безударного слогов;
3) интенсивность речи, то есть степень ее громкости, сила или слабость произнесения высказывания;
4) темп речи, то есть скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов), скорость ее протекания, длительность звучания во времени (например, к концу высказывания темп речи замедляется, отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстрее, чем информативно-значимые отрезки, которые произносятся в замедленном темпе);
5) тембр речи, то есть звуковая окраска речи, передающая ее эмоционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недоверия, игривая интонация и т.д.),
6) фразовое или логическое ударение, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе для усиления их смысловой нагрузки.
Функции интонации очень разнообразны:
  1. Членит речевой поток;
  2. Оформляет высказывание в единое целое;
  3. Различает коммуникативные типы высказывания;
  4. Выделяет важное;
  5. Выражает эмоциональное состояние;
  6. Различает стили речи;
  7. Характеризует личность говорящего.
Интонация описывается при помощи акустических параметров: интенсивности. Длительности, частоты основного тона и спектра. Она должна быть живой и яркой.
Компоненты, составляющие интонацию:
1. Сила голоса –это степень его громкости, его усиления или ослабление. Она выражается , во-первых, в общей громкости звучания, но и в выделении наиболее значимых слов.
Например . Работаем со скороговоркой « Проворонила ворона воронёнка» . показываю три смайлика :
   2         3

Задание:
-Прочитайте с таким настроением, какое вы видите у первого смайлика. (Таким же образом читают , смотря на второй смайлик и третий). Так я работаю над интонированием скороговорок.
2.  Логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. «Ударение, - писал К.С. Станиславский, - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделенном слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!». Причиной ошибок в расстановке логических ударений является недопонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее видение того, о чем идет речь. Таким образом, расстановка логических требует предварительного анализа текста.
Мой приём работы.
Например, вернёмся к той же скороговорке: « Проворонила ворона воронёнка»
Задание: - Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что ворона проворонила именно воронёнка.
- Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что ворона именно проворонила воронёнка.
- Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что именно ворона проворонила своё дитя.
3. Пауза – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом. Чем теснее связаны между собой речевые звенья, тем короче пауза. Чем связь меньше, тем длиннее пауза.
Здесь рекомендую работу связать со знаками препинания и смыслом, который вложил автор в произведение.
4. Темп и ритм – обязательные компоненты, участвующие в создание определенной интонации. Эти выразительные средства между собой.

Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения – прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых рассказывают или читают. Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса.
Предлагаю такую работу на уроке: Выбираем одно из предложений в тексте. Например , «Завьюжила, закружила зима город.»
Задание: -Набрав воздух в рот, постепенно выпуская его изо рта, повторим это предложение.
- А теперь проделывая то же самое, кружимся вокруг себя.
5. Мелодика речи – движение голоса по звукам разной высоты. Именно с работы над мелодикой чтения начинается формирования выразительности речи в начальных классах. Для определения мелодики недостаточно исходить только из знаков препинания. Мелодика может не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения.
6. Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношения к тому, о чем говоришь или читаешь.
7. Тембр – это природная окраска голоса, которая в той или в иной степени остается постоянной, выражает ли говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу… Тембр в определенной степени можно менять.
8. Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, позы) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей. Неязыковые средства выразительности органично связаны с интонацией, а их характер зависит от ситуации и содержания высказывания, поэтому их никогда не надо придумать. Выбор читающим невербальных средств должен непроизвольно вытекать из психологического состояния, возникающего в связи с восприятием и осмыслением текста. Использование жестов и мимики должно быть разумным, ими нельзя злоупотреблять, иначе это приведет к гримасничанию, формализму и отвлечет слушателей от смысла высказывания.
Педагогу целесообразно соблюдать правила использования неязыковых средств выразительности.
Приведем здесь некоторые из них:
- на уроке лучше стоять. Такое положение помогает овладеть вниманием учащихся, дает возможность наблюдать за аудиторией, держать в поле зрения всех детей;
- не следует расхаживать по классу: хождение отвлекает внимание детей и утомляет их;
- учителю надо держаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно;
- следует избегать механических жестов, не оправданных психологически;
- удобная поза, не мешающая дыханию и работе всего речевого аппарата, вызывают у исполнителя чувство уверенности, и помогает найти нужное для исполнения внутреннее состояние.
Важным компонентом исполнения является выразительная мимика. Следует помнить о том, что неточное, а также чрезмерное использования мимики затрудняет восприятие и раздражает зрителей. Поэтому при подготовке к исполнению рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.
Все перечисленные компоненты составляющие интонацию помогают в усвоение выразительного чтения.
Интонация – это ответ на ситуацию разговора. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней: она – проявление внутреннего его состояния, его мыслей, чувства.
Ещё несколько игровых упражнений, которые я использую на уроках чтения:
  1. Задуй свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте , что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте , что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох  и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное  количество коротких выдохов. ( Можно учащимся раздать полоски из цветной бумаги)
 2. Медвежата. Представьте, что вы медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, чётко произнося звук «м».        МАМ, МЁДУ Б НАМ.
Устанавливаю тесную связь с русским языком, работая над предложениями и знаками в конце и в середине текста.
Подбираю картины, пейзажи, натюрморты, портреты, разбирая цвета и художественные образы .
Вхождение в образы героев произведений, исценировка. И это далеко не все приёмы работы над выразительным чтением. Их я предоставлю в своих разработках уроков. Вам желаю удачи. Вашим деткам приобрести побольше знаний и умений.




 

 

 

                                         

 

Скачать:

Предварительный просмотр: