Развитие диалектического мышления
Развитие диалектического мышления
Школа ТРИЗ
Зачем диалектика нужна людям?
Опыт обучения Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) говорит, что основные законы диалектики с лёгкостью могут быть понятны даже детьми дошкольного возраста.
Одна из причин – это не столько трудность самого предмета диалектики, сколько трудный язык, каким она излагается (обычно языком Гегеля).
Попробуем изложить некоторые положения диалектики по возможности кратко и ясно. Для детей диалектика изложена в виде игры или упражнений
Мировоззрение принципов диалектики:
1. Всё в природе изменяется и развивается.
Переход из одного состояния в другое (например, нагрел твёрдый лёд и получил другое агрегатное состояние воды – жидкость). Меняется всё, что взаимодействует. А взаимодействует всё, слабо или сильно.
Сложилась легенда о происхождении о происхождении термина «материя». Такое название предложил Аристотель. Слово «лес», как строительный материал, из которого делаются любые постройки. Римляне, перенимая греческую философию, перевели это слово на свой язык: по латыни «строительный материал» будет «материас». До наших дней философы называют всё вместе взятое, что существует на свете материей.
2. Что является причиной изменения и развития?
Неживая природа изменяется согласно законам природы, в ней противоречий нет. Живая природа изменяется в соответствии с законами природы, но, обладая возможностью ставит цели и свободой выбора развивается, разрешая Процесс решения противоречия и является развитием. Под противоречием будем понимать столкновение двух противоположных требований (желаний) к качествам, количеству или поведению одного и того же объекта.
Например, автор хочет, чтобы в книге были цветные иллюстрации, а издатель хочет, чтобы иллюстраций не было совсем, так ниже будет себестои мость, но чтобы при этом книга раскупалась по высокой цене. Вот противоречие.
Если считать разрешение противоречий прчиной развития, то и развитие является причиной возникновения новых противоречий.
3. Развитие системы идёт неравномерно.
Если не вмешиваться в процесс, то развитие пойдёт в два этапа: первый – медленное накапливание количественных изменений, часто незаметных, которые когда-нибудь приведут ко второму этапу – резким качественным изменениям, называемым скачками.
Например, в сказке «О рыбаке и рыбке» рост недовольства Золотой рыбки жадностью старухи привёл к скачку – к потере Старухой всего полученного от рыбки.
Обязателен ли скачок? Если не вмешиваться в процесс, то изменение состояния обязательно. Если вовремя вмешаться в процесс, то можно предотвратить скачок, если он вреден.
Этому надо учить детей – вмешиваться и предотвращать вредные скачки, катастрофы, конфликты. Катастрофу, как пожар, легче предупредить, чем потом погасить.
4. В каком направлении идёт развитие?
Говорят, что в сторону разнообразия и усложнения систем. Если это так, то не жди простой жизни. А если учесть, что нет таблеток от глупости, то ясно, что надо хорошо знать мир, в котором мы живём (законы) и развивать своё мышление, чтобы делать меньше ошибок.
5. Всё в природе взаимосвязано, взаимозависимо, взаимосцеплено, взаимообусловлено.
Поэтому и говорят, что мир един, единство мира. А если взаимодействует, то и изменяется.
Следствие: если что-то изменил, то ищи, что где-то и кому-то будет хорошо, а где-то, когда-то и кому-то может быть плохо.
В заключении. Все законы диалектики действуют одновременно, а связи, как правило, двухсторонние. Воздушная среда воздействует на растения, а растения на воздушную среду, например, обогащая ее кислородом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие диалектического мышления. Школа ТРИЗ | 14.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие диалектического мышления
Школа ТРИЗ
Зачем диалектика нужна людям?
Опыт обучения Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) говорит, что основные законы диалектики с лёгкостью могут быть понятны даже детьми дошкольного возраста.
Одна из причин – это не столько трудность самого предмета диалектики, сколько трудный язык, каким она излагается (обычно языком Гегеля).
Попробуем изложить некоторые положения диалектики по возможности кратко и ясно. Для детей диалектика изложена в виде игры или упражнений
Мировоззрение принципов диалектики:
- Всё в природе изменяется и развивается.
Переход из одного состояния в другое (например, нагрел твёрдый лёд и получил другое агрегатное состояние воды – жидкость). Меняется всё, что взаимодействует. А взаимодействует всё, слабо или сильно.
Сложилась легенда о происхождении о происхождении термина «материя». Такое название предложил Аристотель. Слово «лес», как строительный материал, из которого делаются любые постройки. Римляне, перенимая греческую философию, перевели это слово на свой язык: по латыни «строительный материал» будет «материас». До наших дней философы называют всё вместе взятое, что существует на свете материей.
- Что является причиной изменения и развития?
Неживая природа изменяется согласно законам природы, в ней противоречий нет. Живая природа изменяется в соответствии с законами природы, но, обладая возможностью ставит цели и свободой выбора развивается, разрешая противоречия. Процесс решения противоречия и является развитием. Под противоречием будем понимать столкновение двух противоположных требований (желаний) к качествам, количеству или поведению одного и того же объекта.
Например, автор хочет, чтобы в книге были цветные иллюстрации, а издатель хочет, чтобы иллюстраций не было совсем, так ниже будет себестои мость, но чтобы при этом книга раскупалась по высокой цене. Вот противоречие.
Если считать разрешение противоречий прчиной развития, то и развитие является причиной возникновения новых противоречий.
- Развитие системы идёт неравномерно.
Если не вмешиваться в процесс, то развитие пойдёт в два этапа: первый – медленное накапливание количественных изменений, часто незаметных, которые когда-нибудь приведут ко второму этапу – резким качественным изменениям, называемым скачками.
Например, в сказке «О рыбаке и рыбке» рост недовольства Золотой рыбки жадностью старухи привёл к скачку – к потере Старухой всего полученного от рыбки.
Обязателен ли скачок? Если не вмешиваться в процесс, то изменение состояния обязательно. Если вовремя вмешаться в процесс, то можно предотвратить скачок, если он вреден.
Этому надо учить детей – вмешиваться и предотвращать вредные скачки, катастрофы, конфликты. Катастрофу, как пожар, легче предупредить, чем потом погасить.
- В каком направлении идёт развитие?
Говорят, что в сторону разнообразия и усложнения систем. Если это так, то не жди простой жизни. А если учесть, что нет таблеток от глупости, то ясно, что надо хорошо знать мир, в котором мы живём (законы) и развивать своё мышление, чтобы делать меньше ошибок.
- Всё в природе взаимосвязано, взаимозависимо, взаимосцеплено, взаимообусловлено.
Поэтому и говорят, что мир един, единство мира. А если взаимодействует, то и изменяется.
Следствие: если что-то изменил, то ищи, что где-то и кому-то будет хорошо, а где-то, когда-то и кому-то может быть плохо.
В заключении. Все законы диалектики действуют одновременно, а связи, как правило, двухсторонние. Воздушная среда воздействует на растения, а растения на воздушную среду, например, обогащая ее кислородом.