Методы и приёмы работы над повышением качества техники чтения

Альмухаметова Олеся Павловна

    В современной школе данный вопрос стоит особенно остро.

   Важно видеть две стороны этой проблемы. Для взрослых скорочтение необходимо, так как часто цель их чтения – просмотровая, ознакомительная. Для детей целью должно являться основательное усвоение знаний, понимание прочитанного, проникновение в его главную мысль, поэтому темп чтения не может быть искусственно завышен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon priyomy_po_rabote_kachestva_tehniki_chteniya.ppt203.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы и приёмы работы над повышением качества техники чтения

Слайд 2

В современной школе данный вопрос стоит особенно остро. Важно видеть две стороны этой проблемы. Для взрослых скорочтение необходимо, так как часто цель их чтения – просмотровая, ознакомительная. Для детей целью должно являться основательное усвоение знаний, понимание прочитанного, проникновение в его главную мысль, поэтому темп чтения не может быть искусственно завышен.

Слайд 3

Упражнения, направленные на формирование навыков чтения, разделены на три группы (деление условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения. Упражнения для развития техники чтения. Чтение вслух. Чтение про себя. Чтение жужжащее Чтение хором. Чтение в темпе скороговорки Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу). Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах. Бинарное чтение Один текст читают два ученика одновременно

Слайд 4

Упражнения, направленные на формирование навыков чтения, разделены на три группы (деление условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения. Упражнения для развития техники чтения. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст. «Буксир»: а) учитель читает вслух, изменяя ско­рость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем; б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показы­вают слово, где остановился учитель. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену. «Прыжки». Чтение через слово.

Слайд 5

Упражнения, направленные на формирование навыков чтения, разделены на три группы (деление условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения. «Голова и хвост». Учитель или уче­ник начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе. . «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и по­следнего слова в предложении. . «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударе­нием в конце слова и др.). Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

Слайд 6

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения. Упражнения для понимания смысла текста. Формирование навыка чтения при изучении произведений

Слайд 7

Формирование навыка чтения при изучении произведений С. В. Михалкова Мой секрет Научись читать трудные слова. ра – тра – стра – страна во – тво – ство – детство ро – кро – от – крою – открою ра – бра – со – бра – собрать 2. Восстанови слова. с.кр.т е е пр.ст.л.сь о и и п.пр.б.й о о у к.р.нд.ш а а а 3. Доскажи словечко. Все те, кто рос тогда со мной И набирал года. Однажды с этою страной Простились ... (навсегда)

Слайд 8

Формирование навыка чтения при изучении произведений С. В. Михалкова Мой щенок 1. Научись читать скороговорку: с удивле­нием, восторженно, сердито. Два щенка, щека к щеке, грызли щётку в уголке. 2 . Прочти, спроси, ответь! Вдруг Какой-то страшный зверь Открывает лапой дверь .. . Кто..? Как..? Что..? Что делает..? Какой..? 3.Прочитай предложения, вставляя гласные буквы. Из какого стихотворения эти строки? Дв. Ч.с. я г.р.в.л., Кн..ж.к. в р.к. н. бр.л., Н.ч.г. н. р.с.в.л., Вс. С.д.л. и жд.л.

Слайд 9

Формирование навыка чтения при изучении произведений С. В. Михалкова 4. Как говорят? Соедини слова из левого столбика со словами из правого столбика. Голодный, как ... . друг ... — друг человека. волк Закадычный ... . собака 5. Составь пословицу. Корнями, держится, человек, а, друзьями, дерево. (Дерево держится корнями, а чеювек друзьями )

Слайд 10

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием . Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э. Уже в начальной школе знакомлю детей с работой по толковому словарю, ищем объяснение трудным непонятным словам. Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка, при этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. очень важно, - призываю я родителей, - быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку. Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Слайд 11

Заключение. Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить. Быстрое чтение активизирует, процессы мышления, внимания, памяти и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике.