Методы и приёмы работы над повышением качества техники чтения
В современной школе данный вопрос стоит особенно остро.
Важно видеть две стороны этой проблемы. Для взрослых скорочтение необходимо, так как часто цель их чтения – просмотровая, ознакомительная. Для детей целью должно являться основательное усвоение знаний, понимание прочитанного, проникновение в его главную мысль, поэтому темп чтения не может быть искусственно завышен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В современной школе данный вопрос стоит особенно остро. Важно видеть две стороны этой проблемы. Для взрослых скорочтение необходимо, так как часто цель их чтения – просмотровая, ознакомительная. Для детей целью должно являться основательное усвоение знаний, понимание прочитанного, проникновение в его главную мысль, поэтому темп чтения не может быть искусственно завышен.
Упражнения, направленные на формирование навыков чтения, разделены на три группы (деление условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения. Упражнения для развития техники чтения. Чтение вслух. Чтение про себя. Чтение жужжащее Чтение хором. Чтение в темпе скороговорки Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу). Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах. Бинарное чтение Один текст читают два ученика одновременно
Упражнения, направленные на формирование навыков чтения, разделены на три группы (деление условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения. Упражнения для развития техники чтения. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст. «Буксир»: а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем; б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену. «Прыжки». Чтение через слово.
Упражнения, направленные на формирование навыков чтения, разделены на три группы (деление условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе. . «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении. . «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.). Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения. Упражнения для понимания смысла текста. Формирование навыка чтения при изучении произведений
Формирование навыка чтения при изучении произведений С. В. Михалкова Мой секрет Научись читать трудные слова. ра – тра – стра – страна во – тво – ство – детство ро – кро – от – крою – открою ра – бра – со – бра – собрать 2. Восстанови слова. с.кр.т е е пр.ст.л.сь о и и п.пр.б.й о о у к.р.нд.ш а а а 3. Доскажи словечко. Все те, кто рос тогда со мной И набирал года. Однажды с этою страной Простились ... (навсегда)
Формирование навыка чтения при изучении произведений С. В. Михалкова Мой щенок 1. Научись читать скороговорку: с удивлением, восторженно, сердито. Два щенка, щека к щеке, грызли щётку в уголке. 2 . Прочти, спроси, ответь! Вдруг Какой-то страшный зверь Открывает лапой дверь .. . Кто..? Как..? Что..? Что делает..? Какой..? 3.Прочитай предложения, вставляя гласные буквы. Из какого стихотворения эти строки? Дв. Ч.с. я г.р.в.л., Кн..ж.к. в р.к. н. бр.л., Н.ч.г. н. р.с.в.л., Вс. С.д.л. и жд.л.
Формирование навыка чтения при изучении произведений С. В. Михалкова 4. Как говорят? Соедини слова из левого столбика со словами из правого столбика. Голодный, как ... . друг ... — друг человека. волк Закадычный ... . собака 5. Составь пословицу. Корнями, держится, человек, а, друзьями, дерево. (Дерево держится корнями, а чеювек друзьями )
Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием . Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э. Уже в начальной школе знакомлю детей с работой по толковому словарю, ищем объяснение трудным непонятным словам. Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка, при этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. очень важно, - призываю я родителей, - быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку. Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.
Заключение. Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить. Быстрое чтение активизирует, процессы мышления, внимания, памяти и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике.