«Воспитание культуры поведения»

Садыкова Клара Мухаметовна

Я в своей воспитательной системе работы использую простые по содержанию, разнообразные  занятия по этической грамматике, игры, тетеатрализованные представления.

В этом курсе  выделены четыре раздела: «Этика общения». «Этикет», «Этика отношений с окружающими», «Этика отношений в коллективе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kultury_povedeniya.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

 «Воспитание культуры поведения»

Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям.  В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку.

Уже в начальных классах школы важно, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, их осознанию и закреплению.

Чтобы этого достичь, необходима система воспитания этической культуры учащихся в учебно- воспитательном процессе школы.

          Такая система предполагает следующие логически взаимосвязанные структурные компоненты:

  • Методически – инструментированный с учетом возрастных особенностей этический курс занятий.
  • Педагогический прием «этический заряд», повседневно используемый педагогом в совместной  деятельности и общении с учащимися.
  • Коллективную внеклассную деятельность детей с этической направленностью, ориентированную на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие.

Я провожу простые по содержанию, разнообразные  занятия по этической грамматике, игры, театрализованные представления.

В курсе этической грамматики выделены четыре раздела: «Этика общения». «Этикет», «Этика отношений с окружающими», «Этика отношений в коллективе».

В качестве примера приведу одно из занятий по теме «Я могу быть волшебником».

- Сегодняшнее занятие, ребята, у нас не простое, а волшебное. И знаете почему?

- Потому что сегодня мы попробуем с вами стать волшебниками. Как вы думаете, что для этого надо сделать?

- Надо попробовать попасть в сказку и понаблюдать за волшебниками. Попробуем?

- В какую сказку вы хотите попасть?

- Что же волшебного там происходит?

- Так что же делают в сказках волшебники?

- Да, они творят добро.

- В чем же это выражается? (Помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).

- А вы можете помочь доброму человеку? Как?

- А помешать злому? Как?

- Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное большинство – это доброта. Не случайно народная мудрость гласит: доброта, что солнце. Как вы понимаете это выражение? (Рисую солнышко и на его лучах записываю слова теплота, внимание, заботливость).

- Итак, каждый лучик солнышка дарит людям теплоту, заботливость и внимание, верно?

- Получается, что лучик волшебный. Давай проверим. Вот я  беру волшебную палочку, взмахиваю ею и лучик летит к (называем имя). Он делает тебя внимательным и заботливым.

- К кому ты бы хотел проявить свое внимание и заботу?

- Что бы ты сделал? Почему?

- Кто еще хочет взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный луч.

- Теперь пусть каждый совершит свое волшебство. Приготовились, взмахнули палочкой… Да свершится чудо!

- Какое? Какое каждый из вас захочет! Для этого он запишет свое чудо на волшебном свитке, и оно обязательно исполнится.

(Используется прием свитка. На каждую первую парту ряда кладется лист бумаги. Дети записывают свое желание и заворачивают край листа, чтобы последующий не видел сделанной записи, и передают другому. В итоге получаются свитки желаний, которые учитель, разворачивая, читает вслух).

- Видите, как много доброго вы хотели бы сделать по отношению к близким, себе, одноклассникам. А когда очень хочешь сделать добро, оно исполняется. Такова волшебная сила добра. Может быть, именно поэтому в древней азбуке буква Д обозначала добро, М – мысль, З – землю, Л – людей.

Пусть наш волшебный цветик – семицветик поможет убедиться в силе добра. Кто хочет стать лепестками цветика – семицветика? (Дети – лепестки берутся за руки).

Со словами: Лети, лети лепесток, Через запад на восток, через сквер,  через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть по- моему вели – один из лепестков открывается и летит к кому ему хочется из класса. Он обращается к другу с добрыми пожеланиями, ласковыми словами).

- Ну, как, убедились, что можете быть волшебниками?

- Останемся ими и дальше. Пусть наши занятия помогут вам в этом.

Ориентируясь на второй компонент системы, я начинаю каждый учебный день с эмоционального этического заряда доброты. Начиная день, выказываю свою уверенность, что они будут доброжелательны, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, чтобы в классе не возникало конфликтных ситуаций.

Перед  тем как отпустить детей домой, организую этическую пятиминутку, посвященную анализу прожитого  дня. На этой пятиминутке учу детей, как правильно относиться к конфликтам. Они пытаются разобраться, как можно было избежать возникшего конфликта, если же он уже произошел, как помирить конфликтующие стороны, чтобы никто не ушел домой обиженным.

Постепенно в детском коллективе формируется привычка с позиций доброжелательности и уважения друг к другу, накапливается опыт нравственного решения конфликтов, формируются задатки самоконтроля в поведении детей, устанавливается доброжелательная атмосфера в их взаимоотношениях.

Помимо уроков этической грамматики, методических приемов заряды доброты и моральной пятиминутки, использую третий компонент системы – коллективная деятельность этической направленности. Это школа вежливости – театрализованное представление – диалог, подготовленный одним коллективом.

Культура поведения – это культура речи, культура общения и культура внешнего вида. Во внеклассной и учебной работе я знакомлю учащихся с нормами и правилами, которые предъявляет общество к речи и внешнему виду детей. Но внешний вид – это не только одежда человека, это его поза, жест, мимика. Эти три составляющие человеческого общения очень важное, и я учу детей пользоваться ими. Учу не только слушать собеседника, но и смотреть ему в глаза, наблюдать за осанкой, походкой. Подчас они могут рассказать о состоянии, настроении человека куда больше, чем слова. Эти жесты изображаются детьми.

В результате учащиеся убеждаются, что принятые в обществе формы контакта и взаимодействия с людьми, закрепленные в правилах культурного поведения, основаны на принципах гуманизма, справедливости, здрвавого смысла, стремления к красоте. Необходимость придерживаться существующих правил выступает как обязательный признак воспитанности. А воспитанный человек не делает ничего такого, что могло обидеть, унизить другого.

А педагог, воспитывая детей, одновременно воспитывает и себя, будучи всегда рядом и ощущая причастность к их жизни. Как тут не вспомнить слова Я. Корчака: «Мыслящий воспитатель  не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует».