«Воспитание культуры поведения»
Я в своей воспитательной системе работы использую простые по содержанию, разнообразные занятия по этической грамматике, игры, тетеатрализованные представления.
В этом курсе выделены четыре раздела: «Этика общения». «Этикет», «Этика отношений с окружающими», «Этика отношений в коллективе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kultury_povedeniya.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
«Воспитание культуры поведения»
Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку.
Уже в начальных классах школы важно, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, их осознанию и закреплению.
Чтобы этого достичь, необходима система воспитания этической культуры учащихся в учебно- воспитательном процессе школы.
Такая система предполагает следующие логически взаимосвязанные структурные компоненты:
- Методически – инструментированный с учетом возрастных особенностей этический курс занятий.
- Педагогический прием «этический заряд», повседневно используемый педагогом в совместной деятельности и общении с учащимися.
- Коллективную внеклассную деятельность детей с этической направленностью, ориентированную на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие.
Я провожу простые по содержанию, разнообразные занятия по этической грамматике, игры, театрализованные представления.
В курсе этической грамматики выделены четыре раздела: «Этика общения». «Этикет», «Этика отношений с окружающими», «Этика отношений в коллективе».
В качестве примера приведу одно из занятий по теме «Я могу быть волшебником».
- Сегодняшнее занятие, ребята, у нас не простое, а волшебное. И знаете почему?
- Потому что сегодня мы попробуем с вами стать волшебниками. Как вы думаете, что для этого надо сделать?
- Надо попробовать попасть в сказку и понаблюдать за волшебниками. Попробуем?
- В какую сказку вы хотите попасть?
- Что же волшебного там происходит?
- Так что же делают в сказках волшебники?
- Да, они творят добро.
- В чем же это выражается? (Помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
- А вы можете помочь доброму человеку? Как?
- А помешать злому? Как?
- Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное большинство – это доброта. Не случайно народная мудрость гласит: доброта, что солнце. Как вы понимаете это выражение? (Рисую солнышко и на его лучах записываю слова теплота, внимание, заботливость).
- Итак, каждый лучик солнышка дарит людям теплоту, заботливость и внимание, верно?
- Получается, что лучик волшебный. Давай проверим. Вот я беру волшебную палочку, взмахиваю ею и лучик летит к (называем имя). Он делает тебя внимательным и заботливым.
- К кому ты бы хотел проявить свое внимание и заботу?
- Что бы ты сделал? Почему?
- Кто еще хочет взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный луч.
- Теперь пусть каждый совершит свое волшебство. Приготовились, взмахнули палочкой… Да свершится чудо!
- Какое? Какое каждый из вас захочет! Для этого он запишет свое чудо на волшебном свитке, и оно обязательно исполнится.
(Используется прием свитка. На каждую первую парту ряда кладется лист бумаги. Дети записывают свое желание и заворачивают край листа, чтобы последующий не видел сделанной записи, и передают другому. В итоге получаются свитки желаний, которые учитель, разворачивая, читает вслух).
- Видите, как много доброго вы хотели бы сделать по отношению к близким, себе, одноклассникам. А когда очень хочешь сделать добро, оно исполняется. Такова волшебная сила добра. Может быть, именно поэтому в древней азбуке буква Д обозначала добро, М – мысль, З – землю, Л – людей.
Пусть наш волшебный цветик – семицветик поможет убедиться в силе добра. Кто хочет стать лепестками цветика – семицветика? (Дети – лепестки берутся за руки).
Со словами: Лети, лети лепесток, Через запад на восток, через сквер, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть по- моему вели – один из лепестков открывается и летит к кому ему хочется из класса. Он обращается к другу с добрыми пожеланиями, ласковыми словами).
- Ну, как, убедились, что можете быть волшебниками?
- Останемся ими и дальше. Пусть наши занятия помогут вам в этом.
Ориентируясь на второй компонент системы, я начинаю каждый учебный день с эмоционального этического заряда доброты. Начиная день, выказываю свою уверенность, что они будут доброжелательны, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, чтобы в классе не возникало конфликтных ситуаций.
Перед тем как отпустить детей домой, организую этическую пятиминутку, посвященную анализу прожитого дня. На этой пятиминутке учу детей, как правильно относиться к конфликтам. Они пытаются разобраться, как можно было избежать возникшего конфликта, если же он уже произошел, как помирить конфликтующие стороны, чтобы никто не ушел домой обиженным.
Постепенно в детском коллективе формируется привычка с позиций доброжелательности и уважения друг к другу, накапливается опыт нравственного решения конфликтов, формируются задатки самоконтроля в поведении детей, устанавливается доброжелательная атмосфера в их взаимоотношениях.
Помимо уроков этической грамматики, методических приемов заряды доброты и моральной пятиминутки, использую третий компонент системы – коллективная деятельность этической направленности. Это школа вежливости – театрализованное представление – диалог, подготовленный одним коллективом.
Культура поведения – это культура речи, культура общения и культура внешнего вида. Во внеклассной и учебной работе я знакомлю учащихся с нормами и правилами, которые предъявляет общество к речи и внешнему виду детей. Но внешний вид – это не только одежда человека, это его поза, жест, мимика. Эти три составляющие человеческого общения очень важное, и я учу детей пользоваться ими. Учу не только слушать собеседника, но и смотреть ему в глаза, наблюдать за осанкой, походкой. Подчас они могут рассказать о состоянии, настроении человека куда больше, чем слова. Эти жесты изображаются детьми.
В результате учащиеся убеждаются, что принятые в обществе формы контакта и взаимодействия с людьми, закрепленные в правилах культурного поведения, основаны на принципах гуманизма, справедливости, здрвавого смысла, стремления к красоте. Необходимость придерживаться существующих правил выступает как обязательный признак воспитанности. А воспитанный человек не делает ничего такого, что могло обидеть, унизить другого.
А педагог, воспитывая детей, одновременно воспитывает и себя, будучи всегда рядом и ощущая причастность к их жизни. Как тут не вспомнить слова Я. Корчака: «Мыслящий воспитатель не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует».