Использование игровых технологий на уроках в начальной школе...

2011-2012год

Уважаемые коллеги! Хочется поделиться положительным опытом использования игровых технологий на своих уроках. Последние 5 лет я веду информатику в начальных классах, поэтому мне часто приходится пользоваться игровыми моментами (и совсем не обязательно это компьютерные игры) на уроках. Я считаю, что это способствует активному обучению нового материала, запоминанию сложных терминов, активизации мыслительной деятельности, созданию благоприятной атмосферы в классе, практическому пониманию темы, а так же повышению учебной мотивации, помогают разнообразить учебный процесс, в более доступной форме объяснить сложные темы. Чтобы отследить эффективность результатов применения данной технологии, я провожу к концу урока самостоятельную или , практическую работы, иногда тестирование. Результаты всегда одинаковы - 100% обученности и качества.

Приведу пример по конкретной теме.

Например, «Кодирование информации» есть и во 2, и в 3 и даже в 4 классах. Для объяснения темы я использую фильм – презентацию «Мир кодов», сделанный моими ученицами в рамках одноименного проекта. Фильм построен в форме путешествия на машине времени с посещением Древнего мира, Средневековья и Современного мира. Он озвучен и адаптирован для учащихся начальных классов. Дети с интересом смотрят его, а после просмотра активно включаются в обсуждение. Для закрепления и повторения темы использую игру-соревнование «Шифровальщик». Для этого разбиваю детей на малые группы (3-4человека). Каждой группе даю зашифровать абсолютно одинаковые слова, но с помощью кубиков «Мир кодов» ребятам достается своя кодировочная таблица. Готовые ответы вносятся на интерактивную доску, для проверки снимается «шторка» с готовых правильных ответов. Чья группа быстрее и правильно зашифрует слова, та и победила. Стимулом являются оценки, а главное, первыми внести данные на интерактивную доску. Используя игровую технологию на этих уроков, я ставила целью: как можно доступнее познакомить учащихся с новым действием – кодированием информации. В результате моя цель достигнута. Подтверждением является успешное выполнение заданий, 100% выполнение самостоятельной работы и заданий в рабочих тетрадях, а главное активность и интерес к предмету у детей.

Хочется обратить внимание на то, что дети младшего школьного возраста , в силу своих возрастных и психологических особенностей, легко увлекаются игрой и трудно из неё выходят. Имея огромный педагогический опыт, я стараюсь четко рассчитать временные рамки и учесть на каком этапе урока их использовать, поэтому трудностей с игровыми моментами не испытываю и отрицательного опыта не имею.

 
 

Комментарии

2012-2013год
Прошел ровно год с написания эссе об игровых технологиях. Моё мнение не изменилась. Я по-прежнему считаю, что игровые технологии помогают процессу обучения, тем более, учащихся начальной школы. Скажу больше, для меня этот год был более чем плодотворным в данном направлении. Я активно применяла в процессе обучения интерактивную доску. Уважаемые коллеги, моему восторгу нет предела! Всё время задаюсь вопросом, как я раньше без неё справлялась? Ведь, это уникальная возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: с её помощью можно работать практически с любым имеющимся программным обеспечением и одновременно реализовать различные приемы индивидуальной и коллективной, публичной ("ответ у доски") работы учащихся. Доской можно управлять прикосновением пальцев, что позволяет работать без специальных инструментов и знаний, писать и рисовать виртуальными красками. Дети воспринимают работу на доске как игру, на самом же деле идет процесс обучения.
Одна проблема все же имеется (может, я и повторяюсь). Дети младшего школьного возраста слишком увлекаются, их трудно вернуть из игры. Они начинают путать рамки игры и серьезности. Поэтому надо всегда чувствовать эту грань, четко распределить время и вовремя остановить столь увлекательный процесс.
РS: Хочется поделиться ещё одним открытием, которое я сделала для себя. Это конструктор тестов PowerPoint, автор Комаровский Анатолий Николаевич. Поверьте, это прекрасное подспорье для игровых технологий на уроке. Пользуясь шаблонами, можно сделать не только тест с единичным и множественными вариантами ответов, а также использовать идею перемещения объектов в режиме демонстрации, предложенную Гансом Хофманом. Мы пошли ещё дальше, на основе конструктора с учеником 2 класса сделали игру по энергосбережению.
Так как у нас семинар для учителей начальных классов,думаю целесообразнее представить вашему вниманию мультимедиа урок по русскому языку в 3 классе на тему "Непроизносимые согласные в корне слова". Этот урок был разработан творческой группой (я - учитель информатики, Бабенко С.В- учитель начальных классов и Науминко Н.В. - учитель начальных классов) и выставлен на международный конкурс, где получил высокую оценку. В нем широко используются игровые технологии. Например, в презентации (сопровождающей урок), дети отправляются в путешествие по карте, где встречаются с вулканом шипящих, болотом непарных, королевством удвоенных и пропастью непроизносимых согласных. Разгадывая электронный кроссворд, ребята найдут ключевое слово. А пройдя электронный тест, получат оценку, поставленную компьютером.
Мультимедиа урок "Непроизносимые согласные в корне слова" (Буква-неслышимка)