Применение в практике образовательных технологий деятельностного типа.
Применение в практике образовательных технологий деятельностного типа.
В соответствии с ФГОС, одной из задач является развитие у ребёнка интереса, переходящего в потребность к познанию, ориентирование на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность. Работая по программе «Школа России»в 3-м классе, я отработала ряд приёмов по формированию УУД, которые хорошо «прижились» в моём классе и дают положительный результат.
Приёмы и задания, используемые для формирования УУД.
Личностные УУД:
- психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок;
- короткие стишки, фразы, дающие положительный настрой на урок;
Познавательные УУД:
1.Проблемное обучение.
Cтавлю перед детьми проблемный вопрос. Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала.
2. Проектное обучение.
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
Творческие проекты и небольшие исследования дети готовят к урокам и внеклассным мероприятиям.. Организация исследовательской деятельности с младшими школьниками возможна как на уроках, так и во внеурочное время. Конечно, в рамках урока невозможно провести полноценное исследование, но вполне реально отрабатывать отдельные этапы исследовательской работы. Например, вопрос «Как вы думаете…?» учит детей выдвигать гипотезы по различным вопросам , на разных уроках. Работа со словарями, хрестоматиями, Интернетом – это сбор информации по теме. Особое место в учебниках второго поколения занимает проектная деятельность. Уже с 1 класса учащиеся выполняют проекты по разным дисциплинам.
3. Педагогические игры. Например, дидактическая игра "Убери лишний вагон". (Работа в группах)
Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу. Задачей учащихся было найти слово, которое является лишним среди всех остальных. Для этого им необходимо было вспомнить состав слова, разобрать каждое слово по составу, затем, сравнив состав всех слов, найти лишнее слово, отличающееся от остальных слов по составу. У школьников формируется умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе обсуждения в команде. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее.
4.На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты.
5. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.
Использование ИКТ, электронных образовательных ресурсов, интернет- ресурсов особенно актуально в современном мире. Большинство учебников (Школа России) имеют приложения на электронных носителях, которые помогают организовать как фронтальную, так и индивидуальную работу.
Коммуникативные УУД:
1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»
Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.
Упражнение «Повторяем с контролем». Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра по деятельности. Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.
• Регулятивные УУД.
На этапе введения нового знания я использую проблемно- диалогические методы обучения. Для уроков русского языка подходит использование проблемной ситуации со столкновением мнений учеников. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?», «Задание было одно? А выполнили вы его как?» « Почему так получилось?» «Чего ещё мы не знаем?». На математике использую проблемную ситуацию с затруднением. На уроке математики в 3-м классе по теме: « Умножение двузначного числа на однозначное» подвела к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание умножения, последним был пример 17*3. Здесь начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы. Далее приступаем к поиску решения. Работая в группах, ребята предлагают различные варианты. Все варианты вывешиваются и разбираются. Начинаю подводящий диалог. Выбираем наиболее удобный способ. Опираясь на наблюдения, составляем алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. Новое открыто! На уроках окружающего мира применяю проблемную ситуацию с противоречием между двумя или более положениями и между житейскими представлениями учащихся и научным фактом. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы.
Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.
Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Словарную или письменную работу ребята выполняют на маленьких листочках, эти листочки приклеивают на стенд , а на перемене командиры групп проверяют и оценивают.
На этапе рефлексии использую слова
Ø «Я понял…»
Ø «Я удивился…»
Ø «Я научился…»
также составляем синквейн.
Работая по программе « Школа России», приходится много времени уделять на подготовку к урокам т.к. разработанных хороших уроков по ФГОС нет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_v_praktike_obrazovatelnyh_tehnologiy_deyatelnostnogo_tipa.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение в практике образовательных технологий деятельностного типа.
В соответствии с ФГОС, одной из задач является развитие у ребёнка интереса, переходящего в потребность к познанию, ориентирование на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность. Работая по программе «Школа России»в 3-м классе, я отработала ряд приёмов по формированию УУД, которые хорошо «прижились» в моём классе и дают положительный результат.
Приёмы и задания, используемые для формирования УУД.
Личностные УУД:
- психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок;
- короткие стишки, фразы, дающие положительный настрой на урок;
Познавательные УУД:
1.Проблемное обучение.
Cтавлю перед детьми проблемный вопрос. Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала.
2. Проектное обучение.
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
Творческие проекты и небольшие исследования дети готовят к урокам и внеклассным мероприятиям.. Организация исследовательской деятельности с младшими школьниками возможна как на уроках, так и во внеурочное время. Конечно, в рамках урока невозможно провести полноценное исследование, но вполне реально отрабатывать отдельные этапы исследовательской работы. Например, вопрос «Как вы думаете…?» учит детей выдвигать гипотезы по различным вопросам , на разных уроках. Работа со словарями, хрестоматиями, Интернетом – это сбор информации по теме. Особое место в учебниках второго поколения занимает проектная деятельность. Уже с 1 класса учащиеся выполняют проекты по разным дисциплинам.
3. Педагогические игры. Например, дидактическая игра "Убери лишний вагон". (Работа в группах)
Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу. Задачей учащихся было найти слово, которое является лишним среди всех остальных. Для этого им необходимо было вспомнить состав слова, разобрать каждое слово по составу, затем, сравнив состав всех слов, найти лишнее слово, отличающееся от остальных слов по составу. У школьников формируется умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе обсуждения в команде. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее.
4.На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты.
5. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.
Использование ИКТ, электронных образовательных ресурсов, интернет- ресурсов особенно актуально в современном мире. Большинство учебников (Школа России) имеют приложения на электронных носителях, которые помогают организовать как фронтальную, так и индивидуальную работу.
Коммуникативные УУД:
1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»
Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.
Упражнение «Повторяем с контролем». Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра по деятельности. Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.
• Регулятивные УУД.
На этапе введения нового знания я использую проблемно- диалогические методы обучения. Для уроков русского языка подходит использование проблемной ситуации со столкновением мнений учеников. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?», «Задание было одно? А выполнили вы его как?» « Почему так получилось?» «Чего ещё мы не знаем?». На математике использую проблемную ситуацию с затруднением. На уроке математики в 3-м классе по теме: « Умножение двузначного числа на однозначное» подвела к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание умножения, последним был пример 17*3. Здесь начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы. Далее приступаем к поиску решения. Работая в группах, ребята предлагают различные варианты. Все варианты вывешиваются и разбираются. Начинаю подводящий диалог. Выбираем наиболее удобный способ. Опираясь на наблюдения, составляем алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. Новое открыто! На уроках окружающего мира применяю проблемную ситуацию с противоречием между двумя или более положениями и между житейскими представлениями учащихся и научным фактом. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы.
Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.
Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Словарную или письменную работу ребята выполняют на маленьких листочках, эти листочки приклеивают на стенд , а на перемене командиры групп проверяют и оценивают.
На этапе рефлексии использую слова
- «Я понял…»
- «Я удивился…»
- «Я научился…»
также составляем синквейн.
Работая по программе « Школа России», приходится много времени уделять на подготовку к урокам т.к. разработанных хороших уроков по ФГОС нет.
Комментарии
Спасибо!Очень полезная и
Спасибо!Очень полезная и нужная информация!
Спасибо за информацию.
Спасибо за информацию.
Я очень рада,что материал
Я очень рада,что материал понравился.