Игра как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках математики
Проблема познавательного интереса достаточно давно исследуется педагогами и психологами.
Прогрессивные русские педагоги, писатели, публицисты (К. Д. Ушинский, А. И . Герцен, В. Г. Делийский, Н. Г. Добролюбов) отмечали огромное влияние интереса на качество знаний, учения, а плохое усвоение знаний прямо связано с отсутствием интереса к учению и неумением педагогов его пробудить.
Г. Н. Чернышевский считал, что долг и обязанность каждого педагога- сделать обучение интересным, но категорически осуждал всякую попытку превратить его в развлекательный процесс. Он доказывал, что интересное преподавание является только средством, повышающим эффективность серьёзного, содержательного обучения, а не самоцелью, что интерес в обучении достигается наиболее приемлемой и привлекательной формой изложения, простой и доступной, не многословной, а подкрепляемой убедительными доводами, яркими примерами, фактами.
По мнению Н. И. Пирогова опытный учитель должен возбудить внимание учащихся и развить у них интерес к сообщаемому учебному материалу, а это самое главное для успешности обучения.
К. Д. Ушинский рассматривал учение как серьёзный труд, который можно и нужно облегчить интересом, связанным с работой мысли, с приложением усилий воли. Учителю следует делать учение привлекательным, не лишая его, характера серьёзного труда, требующего напряжения и усилий.
" Воспитатель, учитель не должен забывать, что учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает всякую охоту к учению"
Л. Н. Толстой писал о том, что для успешного обучения нужно не принуждение, а возбуждение интереса ученика.
Особой и важной областью обучения является познавательный интерес, он относится к различным областям познавательной деятельности.
Интерес выступает, как самый энергичный стимулятор деятельности, реальных учебных, творческих действий. Интерес к учению снимает перегрузку учащихся, их усталость, создаёт эффект личного причастия школьника к учебному процессу, является источником творчества учащихся и может выступать как качественный показатель эффективности всего учебно-познавательного процесса в школе. Духовный мир ребёнка может обогатиться только в том случае, если он это богатство впитает через свои эмоции, через чувство сопереживания, радости, через познавательный интерес.
Современное содержание математического образования направленно, главным образом, на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления. В содержании усилена алгебраическая и геометрическая пропедевтика, включены системы содержательно - логических заданий и игр, вопросов, направленных на развитие познавательной активности у детей. Освоение этого достаточно сложного материала предполагает наличие у учащихся желание заниматься математикой, а, следовательно, формирование интереса к предмету- важная задача учителя.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих заданий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной сферы ребёнка, аналитико-синтетических процессов, памяти, воображения, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций.
Ещё одна причина побуждающая активно внедрять игровые специфические развивающие задания в учебный процесс начальных классов- возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними. Развивающие игры и упражнения базируются на различных психодиагностических методиках. Возможность представления заданий и упражнений преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей способствует ещё более лучшему усвоению знаний. Игровой увлекательный характер заданий снижает повышенную тревожность и даёт возможность детям проявить свои истинные возможности.
Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь друг другу, считаться с мнением других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воля, характер.