Опыт организации режима работы с текстовой информацией
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_vystuplenie_avgustovka_novoe.docx | 34.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт организации режима работы с текстовой информацией
в начальной школе.
(Из опыта работы учителя начальных классов МАОУ «Гимназия №1» Мироновой Ю.Л.)
Формирование у младших школьников интереса к чтению, воспитание внимательных и вдумчивых читателей является одной из важнейших задач начальной школы.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
-самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.
Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.
Многолетний опыт работы школ показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения.
В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Какова же методика работы с текстовой информацией на уроках? Прежде чем говорить об этом, ответим на вопрос: какому чтению мы учим?
Во-первых, в начальной школе нужно учить медленному чтению художественного текста, т. е. ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь соразмышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного.
Во-вторых, нужно понимать, что мы учим ребенка читать не для нас, взрослых, а для самого себя, а, значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.
В своей практике работу с текстовой информацией организую следующим образом. С первых дней пребывания ребёнка в школе начинается активное приобщение в увлекательный мир детской книги через многообразные формы работы с детской книгой. На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Те приёмы учебной работы, которые использую, являются важным средством развития критического мышления учащихся. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы работы с текстом формируют самостоятельность мышления и повышают учебно-познавательный интерес.
В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Приемы активного чтения: (слайд)
- Прием «Чтение с пометами»
Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"-" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!" – это меня очень заинтересовало и др.
- Прием «Толстые и тонкие вопросы»
(Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).
- Прием «Чтение с остановками»
Данный прием содержит все стадии технологии:
1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Приемы активизации ранее полученных знаний: (слайд)
- Прием «Ассоциация»
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
- О чем может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»?
Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске
- Прием «Ключевые слова»
После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей
работы.
- Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех «Да - нетка» учит:
- связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
- слушать и слышать соучеников.
Приемы графической организации учебного материала: (слайд)
- Прием «Составление кластера»
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
- Прием «Перепутанные логические цепочки»
На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны
прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное
и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
Приемы, требующие творчества учащихся: (слайд)
- Прием «Синквэйн» и «Диаманта»
Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма написания таких стихотворений.
|
- Прием «Цветопись»
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
- Прием « Пятиминутное эссе»
Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь
ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Методы и приемы, используемые при групповой работе: (слайд)
- Метод «Шесть шляп критического мышления
В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Шесть шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Цель - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
- Прием «Учебный мозговой штурм»
Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.
- Прием «Письмо по кругу»
Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.
Маркировочные таблицы: (слайд)
- Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»
Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы «Что я знаю» по теме. Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные сведения, ранее полученные на уроках и во внеурочной деятельности.
Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются (без оценок!) и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.
На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.
- Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT».
Это «самоактивизирующая» системная разметка для эффективного чтения и размышления».
Формирование интереса к чтению книг идет двумя путями: во время уроков литературного и внеклассного чтения и во внеурочное время.
В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение учащегося к чтению, выступают педагогические технологии.
К наиболее эффективным технологиям относится: (слайд)
- технология критического мышления;
- технология продуктивного чтения;
- проектная технология;
- информационно - коммуникативная технология;
- технология групповой работы.
В своей практике работу с текстом провожу не только на уроках литературного чтения, а также при домашнем чтении.
Домашнее чтение художественных произведений предполагает работу с читательским дневником, основная цель которого – содействие формированию читательских интересов младших школьников через научение способам ориентировки в мире книг и совершенствовании технической стороны чтения, что позволит сохранить у детей положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще. В читательском дневнике могут быть предложены разные формы подведения итогов читательской деятельности.
Например, в моём классе в читательском дневнике у ребят отмечены следующие параметры:
№ п/п | Автор. Название произведения | Главная мысль (чему учит) | Моё творчество (эпизод, который произвел на меня впечатление) |
Благодаря родителям, в классе имеется своя классная библиотека, в которой собраны книги. При отборе книг в классную библиотеку даю родителям следующие рекомендации:
Во -первых, при отборе книг нужно руководствоваться воспитательными целями.
Во – вторых, необходимо жанровое и тематическое разнообразие: проза и стихи; художественная и научно – популярная литература; фольклор – сказки, загадки; произведения писателей – классиков и современных авторов.
В- третьих, детям нужно рекомендовать только подлинно художественные, образцовые книги, отличающиеся высокими художественными достоинствами.
Нашей классной библиотекой заведует девочка, которая читает лучше всех в классе. Она ведёт учёт книг, рекомендует детям книги по интересам. Один раз в неделю на уроке чтения мы подводим итоги, кто больше прочитал за неделю. Эти дети награждаются аплодисментами.
В качестве контрольно-измерительных материалов используются тестовые задания, составленные на основе ФГОС с учётом содержания образовательного стандарта и требований к уровню подготовки учащихся, проверяющих читательскую компетентность учащихся.
Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности. Однако, как показывает практика, учащиеся, оканчивая школу, не всегда в должной мере владеют навыками в коммуникации. Сказывается недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений, отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников.
Формирование коммуникативных умений на уроках литературного чтения – это, прежде всего:
- Умение раскрывать тему, основную мысль;
- Находить материал к высказыванию;
- Систематизировать материал, собранный к высказыванию;
- Строить высказывания правильно, точно, ясно и, по возможности, ярко;
- Определять авторскую позицию;
- Высказывать собственное отношение.
Особая трудность в обучении связной речи - научить тому, как построить свою речь, какими средствами донести до слушателей свой замысел. Деление текста на законченные смысловые части и озаглавливание их, тоже вызывают у учащихся большие затруднения.
С этой целью мною разработана «Творческая тетрадь». Работа по ней ведётся в основном на уроках риторики. В неё включены упражнения, стимулирующие творческую активность и познавательную деятельность. Обучающиеся составляют устные рассказы по готовому плану, по опорным словам, определяют тему текста, основную мысль, определяют тип текста и т.д. Упражнения могут быть использованы для фронтальной и групповой работы с учащимися на занятиях в классе и в качестве домашних заданий. Оформление яркое, тексты интересные, задания развивающие и это привлекает детей, способствуют развитию коммуникативных способностей учащихся, развитию личностного творческого потенциала. Положительная динамика уже сейчас наблюдается в умении озаглавливать текст, делить текст на абзацы, озаглавливать части текста, воспроизводить его подробно, сохранять порядок действий, не допускать фактических ошибок.
Формирование коммуникативных умений и навыков в процессе обучения вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой деятельности.
В нашем учебном заведении у каждого учителя начальных классов оформлена папка «Формирование читательской активности и читательской компетенции обучающихся начальных классов МАОУ «Гимназия №1» », которая включает следующие разделы:
- Формирование читательской активности и читательской компетенции обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.
- Виды работ с текстовой информацией на уроках литературного чтения.
- Правила работы с текстовой информацией на уроках литературного чтения в начальных классах.
- План мероприятий по формирование читательской активности и читательской компетенции обучающихся начальных классов МАОУ «Гимназия №1» на 2015-2016 уч.год
- Дидактический материал для организации работы с текстовой информацией:
- упражнения по формированию навыка чтения;
- внеклассные мероприятия;
- работа с родителями.
6. Диагностический материал по проверке навыков работы с
текстовой информацией:
-тексты для проверки техники и выразительности чтения;
- тесты для проверки работы с текстом.
7. Мониторинг уровня читательской компетенции:
- техника чтения;
- план индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.
Государство ставит перед нами задачу подготовить выпускников начальной школы, обладающих не только базой знаний, но и ключевыми компетенциями, позволяющими осуществить успешную социализацию в современном мире. Поэтому, я считаю, что если работа с текстовой информацией будет вестись системно, то это будет непременно способствовать социальной адаптации в обществе, гражданской активности.