Успешность обучения младшего школьника

Мусаева Инна Юрьевна

        «Успешность обучения учащихся начальных классов»

    Школа - новая социальная среда для ребенка, переступая порог школы, он превращается в ученика, а это значит, что теперь у него появляются конкретные обязанности. Поступление в школу- стресс, так как ребёнок сталкивается с непривычным, новым для него. Ведущим видом деятельности становится учение. Ребёнок хочет быть успешным, и это стремление является предпосылкой  желанного успеха. Но  часто  уже в самом начале обучения ребенок встречается с проблемами,  ведь для большинства современных детей характерны,  быстрая переключаемость внимания, неумение сосредоточится, быстрая утомляемость, а, следовательно, они начинают  испытывать трудности и скуку, последствиями  чего становятся серьезные неудачи. Дети  не желают ходить в школу, утрачивают интерес к предметам уже в начальной школе. Формируется целый ряд последствий: дети не способны к организации своей деятельности, к взаимодействию с учителем и сверстниками.

В данный период у ребенка  начинает формироваться мнение о себе, как об ученике  и происходит это в результате оценки их взрослыми: педагогами, родителями. Очень важно,  чтобы положительная оценка  преобладала - бы  над отрицательной оценкой личности ребёнка.  Но случается так, что родители сами испытывают страх перед школой, а эти страхи находят выход в «жёстком оценочном» контроле ребёнка. Учителям  следует ориентировать родителей на «мягкий» контроль над детьми, нельзя позволять родителям  возлагать груз ответственности  за их эмоциональное состояние на ребёнка. Если взрослые уважают ребенка, ценят его личностные качества, достижения, успехи, то у ребенка будет формироваться  позитивная самооценка, которая позволит ему чувствовать себя уверенно.

 Один из основных законов начального обучения -  «учиться на успехе», и

задача педагога и родителей помочь  правильно организовать успешное обучение.

В начальных классах важнейшим условием заинтересованного отношения ребёнка к учёбе служит личность учителя, его умения поддержать каждого ученика, умение сотрудничать и сопереживать.

Для создания условий, при которых обучение будет успешным нужно устранить причины недостаточной успешности, а у каждого ребенка они свои. Совместно с психологом  необходимо установить эти причины. Это могут быть: низкий уровень механической памяти, развития произвольности, развитие общего интеллекта, слабая концентрация внимания, недостатки самоконтроля, недостаточный словарный запас, низкий уровень развития логических операций и другие.

Результаты  диагностики помогут  вовремя исправить ошибки,выработать индивидуальные траектории развития каждого неуспешного ученика, будут способствовать развитию познавательных процессов.

Специальные упражнения помогут детям повысить самостоятельность, разовьют умения планировать  и оценивать действия в соответствии с предъявляемой задачей, осуществлять контроль

 Начальная школа – время приобщения к взрослой жизни, в которой за 4 года у детей будут  победы, но будут и поражения. Главное, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю жизнь, а лишь расширяли кругозор человека.

Поэтому, мы - учителя начальной школы должны сделать всё возможное, чтобы труд ребенка был радостным, а уроки интересными. Развивать познавательные и творческие способности учащихся позволяют  эффективные формы и средства обучения, к которым  я отношу нетрадиционные типы уроков: уроки- путешествия, деловые игры, уроки – зачёты и семинары, интеллектуальные игры и викторины, проведение предметных недель.

Актуальным остаётся вопрос об изменениях в работе учителя для того, чтобы организовать процесс обучения  в соответствии с идеологией нового стандарта. Предметом итоговой оценки выпускников становиться овладение ими универсальными учебными действиями как основой умения учиться. Формирование этого умения требует разработки  новых методов и форм контроля и оценивания. В этой связи, на мой взгляд, особое значение имеет педагогическая диагностика, её результаты необходимы  учителю для полной объективной оценки учебных возможностей ребёнка. Диагностика даст возможность прослеживать качественные изменения, которые происходят с учащимися. Если учитель будет  регулярно фиксировать эти изменения, то ему не составит труда определить в какой помощи ребёнок нуждается. Выполнение заданий диагностики позволяет судить о шаблонности или оригинальности мышления ребенка и его гибкости. Учитель получает возможность совершенствовать процесс обучения: учить  сомневаться, рассуждать, приучаться думать, обосновывать, выбирать, уметь объяснять свой выбор. Данные, полученные в результате проведённой диагностики в конце учебного года,  дадут возможность подвести итог, увидеть успехи.

Приоритетной задачей начальной ступени является сохранение

индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения.

Для начального  общего  образования  на  данном  этапе   развития общества  приоритетным  является формирование учебной деятельности как желания  и  умения  учиться,  развитие  познавательных   интересов   и готовности  к  обучению  в  основном  звене.  Эти  показатели  учебной деятельности постепенно приобретают характер  важнейшей  универсальной способности человека - потребности в самообразовании.

Желаю вам позитивной и эффективной работы и замечательных учеников.