Развитие навыков аудирования у учащихся начальной школы.
Аудирование - один из самых сложных видов работы для изучающих иностранный язык. Тем не менее, оно максимально приближено к тому, что ждёт человека при использовании иностранного языка в реальной жизни - Вам что-то говорят, а вы должны узнать что-то конкретное (маршрут, цену, рекомендации врача) или же напротив выявить главное из сказанного (при разрешении конфликта или при неформальном общении).
Даже для учеников имеющих большой словарный запас и понимание грамматики, построения предложения, аудирование как форма контроля может преподнести неприятный сюрприз. Что уж говорить об учениках начальной школы, которые только начали изучать язык.
Аудирование - комплексный вид работы. Нужно услышать, обобщить информацию, выявить из неё необходимую и ещё и записать.
Современные школьники привыкли жить в "шумном" мире - кричащий из соседней комнаты телевизор, музыка вокруг и в наушниках, машины на улице круглые сутки. Всё это заставляет учиться не обращать внимание на то, что мы слышим. Таковы реалии нашего мира - вечный шум, доставляющий неудобства нам, уже совершенно не мешает нашим детям, но за это они платят ухудшением восприятия.
Для детей 8-9 лет, которые ещё не уверенно пишут даже на родном языке письмо на иностранном языке - уже сложная задача, отнимающая силы и значительно занимающая внимание (и отвлекающая от самого процесса прослушивания). И здесь на помощь может прийти более привычный и приятный вид работы - рисунок. В игровой форме, благодаря азарту, ожиданию приятного и забавного результата, обучаемые легко включаются в работу, с удовольствием и охотой вслушиваются в предлагаемый текст.
Одним из первых заданий, которое охотно выполняют обучаемые, которое располагает к дальнейшей работе по данной методике, является "Нарисуй зверя". Предполагается, что животное вымышленное, так что логически догадатсья, додумать, не получится - нужно слушать.
Es un mónstruo. Tiene la cabeza grande y redonda, su cuello es corto. Tiene el cuerpo muy grande y 6 patas cortas y finas. Tiene una cola larga y una melena en la cabeza. Sus ojos son pequeños y sus orejas son muy grandes. Tiene bigotes muy largos y la boca grande.
Чтение текста занимает около 30 секунд. Таким образом, в игровой форме можно быстро понять, насколько дети усвоили лексику, или провести приятную тренировку новой лексики (если новые слова отображены на доске). Кроме того, это нотка хорошего настроения на уроке, повышающая взаимное доверие между учениками и учителем.
Для освоения (повторения) лексики удачно использовать задания-картинки. Классическим примером будет задание на перечисление предметов. К любой из тем можно подобрать сюжет и визуальный образ. Например, школьник собирает рюкзак. На рисунке изображен набор предметов, которые ученики зачёркивают по мере перечисления. В конце, например, можно узнать, что герой рассказа не будет брать с собой.
Para ir al colegio Pepe mete en su mochila los rotuladores, el lapiz, el bolígrafo, la regla, el diario, las tijeras, la goma, las pinturas con el pinzel, el libro de cuentos. También toma la bolsa con los zapatos. Que está sobre la mesa.
Задания такого типа с удовольствием выполняются обучаемыми любого возраста. Так на уроках страноведения учащимся 10 класса предлагается нарисовать план типичной деревни племени майя в процессе прослушивания текста.
Важно понимать, что сочетание визуального и аудиального восприятия информации обеспечивает её лучшее понимание и запоминание. В то же время мини-аудирования, проведённые в комфортной для обучаемых форме формируют умение быстро концентрировать внимание на прослушиваемом тексте, находить необходимую информацию и, самое главное, воспринимать аудирование как приятную и понятную форму работы.
Таким образом можно избежать сложностей связанных с аудированием как формой контроля, и в свою очередь, приблизить обучаемых к свободному владению языком в будущем, помочь им использовать свои знания в живом общении с носителями языка.
P.S. Не смотря на то, что это скорее статья, в блоге она будет более доступна для чтения и обсуждения.
Комментарии
комментарий
комментарий