Рабочая программа
Календарно - тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для учащихся с ОНР | 45.85 КБ |
Предварительный просмотр:
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Логопедия
коррекционные занятия для детей
1-4 классов
на «2015- 2016» учебный год
.
Программа разработана и модифицирована на основе «Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Ястребова А.В, Бессонова Т.П.»
Составитель:
ФИО Ким Елена Львовна
Должность учитель-логопед
Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с общим недоразвитием речи. разработана с учетом диагностических данных учащихся и на основе государственной программы по русскому языку для учащихся начальных классов (программа «Русский язык» УМК «Школа России» для 1-4 кл., авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А. - М.: Просвещение, 2011г.), а также методических рекомендаций Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. («Обучаем читать и писать без ошибок», М.: Аркти, 2007г.)
Содержание логопедической работы.
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях :
- на фонетическом уровне;
- на лексико- грамматическом уровне;
- на синтаксическом уровне.
Коррекционная работа на фонетическом уровне:
А. коррекция дефектов произношения;
Б. формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов.
Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.
I Этап.. Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.
Темы :
Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.
Звукобуквенный анализ и синтез.
Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.
Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой “ь”.
Разделительный “ь”.
Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-
акустическим и графическим признакам.
Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-
акустическим и графическим признакам.
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.
II этап. Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Темы:
Понятия : слова-предметы, слова- действия, слова-признаки.
Уточнение и расширение словарного запаса учащихся: синонимы, антонимы, многозначность слов.
Состав слова.
Корень слова и однокоренные слова.
Безударные гласные в корне слов. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
Приставка, суффикс. Словообразование. Правописание.
Обобщение знаний учащихся о составе слова.
Предлоги.
Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание.
III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.
Темы:
Составление предложений. Выделение их из текста.
Связь слов в предложении.
Согласование существительных, прилагательных, глаголов.
Развитие навыков самостоятельного высказывания.
При работе над предложением следует:
- выделять предложения из сплошного текста;
- учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
- формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.
Календарно - тематическое планирование логопедических занятий на I этапе коррекционной работы с учащимися ОНР
на 2015 – 2016 учебный год.
Дата | Тема | Кол-во часов |
01-18.09 | Диагностический этап | 10 |
21-30.09 | Подготовительный этап Части тела. Представление о схеме собственного тела. Направления в пространстве. Пространственные взаимоотношения предметов. Предметы и фигуры. Последовательность предметного ряда. Последовательность числового ряда. Графическое обозначение направлений | 5 |
Коррекционный этап | 49 | |
01.10 | Буквы. Цифры. Слог. Слово | 1 |
05.10 | Работа над словом. | 1 |
08.10 | Слова, обозначающие предмет. | 1 |
12.10 | Слова, обозначающие действие предмета. | 1 |
15.10 | Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета. | 1 |
19.10 | Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». Простое нераспространенное предложение. | 2 |
Слова, обозначающие признак предмета. | 1 | |
26.10 | Простое нераспространенное предложение. Грамматическая основа предложения. Распространение простого предложения определением. Упражнение в выделении главных слов в предложении. | 2 |
09.11 | Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки. | 1 |
12.11 | Составление распространенных предложений. | 1 |
16.11 | Дифференциация понятий предложение – слово – текст. Определение количество слов в предложении. Определение количества предложений в тексте. Составление схем предложений. | 2 |
23.11 | Работа с предлогами в, на | 1 |
26.11 | Работа с предлогами к, от | 1 |
30.11 | Работа с предлогами в – из , на – с (со) | 1 |
03.12 | Работа с предлогами около (у), из-за | 1 |
07.12 | Работа с предлогами над, под, по | 1 |
10.12 | Составление предложений. Составление схем предложений. Знаки препинания в конце предложений. | 2 |
17.12 | Составление рассказа. Составление схем предложений. Знаки препинания в конце предложений. | 1 |
21.12 | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 |
24.12 | Гласные звуки и буквы. Гласные первого ряда. Гласные второго ряда. | 1 |
11.01 | Согласные звуки и буквы. | 1 |
14.01 | Понятие «Слог». Слогообразующая роль гласного. Звуко–буквенный анализ и синтез односложных слов. Схемы слов. | 1 |
18.01 | Слоговой и звуко–буквенный анализ и синтез односложных слов со стечением согласных. Схемы слов. | 1 |
21.01 | Слоговой и звуко–буквенный анализ и синтез двусложных слов. Схемы слов. Ударение. Перенос слова. | 1 |
25.01 | Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных. Схема слова. Ударение. Перенос слова. | 1 |
28.01 | Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез Трехсложных слов. Схема слова. Ударение. Перенос слова. | 1 |
01.02 | Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез Трехсложных слов со стечением согласных. Схема слова. Ударение. Перенос слова. | 1 |
04.02 | Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слова. | 1 |
08.02 | Слоговой и звуко – буквенный анализ и синтез Трехсложных слов. Схема слова. Ударение. Перенос слова. | 1 |
11.02 | Проверочная работа. Деление слов на слоги. Ударение. | 1 |
15.02 | Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. | 1 |
18.02 | Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. | 1 |
29.02 | Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю. Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «Ы И», «А Я», «О Ё», «У Ю», «Э Е». | 3 |
07.03 | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных ( в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слова. | 1 |
10.03 | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных ( в середине слов). Второй способ обозначения мягкости. Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в середине слова. | 1 |
14.03 | Разделительный мягкий знак. Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи. | 1 |
17.03 | Звонкие и глухие согласные. Различение звонких и глухих согласных. | 1 |
21.03 | Дифференциация согласных [б – п (б’ –п’)] в устной речи и на письме. | 1 |
24.03 | Дифференциация согласных [д – т (д’ –т’)] в устной речи и на письме. | 1 |
04.04 | Дифференциация согласных [г – к (г’ –к’)] в устной речи и на письме. | 1 |
07.04 | Дифференциация согласных[ г – к – х] в устной речи и на письме. | 1 |
11.04 | Дифференциация согласных [з – с (з’ –с’)] в устной речи и на письме. | 1 |
14.04 | Дифференциация согласных [ж – ш] в устной речи и на письме. | 1 |
18.04 | Дифференциация шипящих и свистящих. Дифференциация согласных [ ж – з] в устной речи и на письме. | 1 |
21.04 | Дифференциация согласных [ ш – с] в устной речи и на письме. | 1 |
25.04 | Дифференциация согласных [щ – с’] в устной речи и на письме. | 1 |
28.04 | Дифференциация согласных [ч – ц] в устной речи и на письме. | 1 |
02.05 | Дифференциация африкат. Дифференциация согласных [ч – т’] в устной речи и на письме. | 1 |
05.05 | Дифференциация согласных [ч – щ] в устной речи и на письме. | 1 |
10.05 | Дифференциация согласных [ц – с] в устной речи и на письме. | 1 |
12.05 | Дифференциация соноров [р – л] в устной речи и на письме. | 1 |
16.05 | Итоговая проверочная работа. | 1 |
19.05 | Текст. Работа над текстом | 2 |
Календарно - тематическое планирование логопедических занятий на II этапе коррекционной работы с учащимися, имеющими недостатки письма и чтения, обусловленные ОНР
на 2015 – 2016 учебный год.
Дата | Тема | Кол-во часов | |
01-18.09 | Диагностический этап | 7 | |
21.09-19.05 | Коррекционный этап | 55 | |
21.09 | Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы | 1 | |
24.09 | Слог. Слогообразующая роль гласного. | 1 | |
28.09 | Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. Образование гласных II ряда . | 1 | |
01.10 | Обозначение твердости и мягкости согласных гласными I и II ряда Обозначение твердости и мягкости согласных гласными а – я | 1 | |
05.10 | Обозначение твердости и мягкости согласных гласными о – ё | 1 | |
08.10 | Обозначение твердости и мягкости согласных гласными у – ю | 1 | |
12.10 | Обозначение твердости и мягкости согласных гласными ы – и | 1 | |
15.10 | Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в конце слова | 1 | |
19.10 | Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в середине слова | 1 | |
22.10 | Разделительный “ь” | 1 | |
26.10 | Дифференциация твердых и мягких согласных | 1 | |
29.10 | Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно – акустическому и оптическому сходству. Звук и буква а. Звук и буква о. Дифференциация гласных а – о. | 1 | |
09.11 | Звук и буква у. Дифференциация гласных о – у | 1 | |
12.11 | Дифференциация гласных ё – ю | 1 | |
16.11 | Звук и буква и. Дифференциация гласных и – у | 1 | |
19.11 | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных п –б | 1 | |
23.11 | Дифференциация согласных ф –в | 1 | |
26.11 | Дифференциация согласных т –д | 1 | |
30.11 | Дифференциация согласных к –г | 1 | |
03.12 | Дифференциация согласных с –з | 1 | |
07.12 | Дифференциация согласных ш –ж | 1 | |
10.12 | Дифференциация графически сходных букв. Дифференциация графически сходных букв п – т | 1 | |
14.12 | Дифференциация графически сходных букв п – т | 1 | |
17.12 | Дифференциация графически сходных букв б –д | 1 | |
21.12 | Дифференциация графически сходных букв л –м | 1 | |
24.12 | Дифференциация графически сходных букв х –ж | 1 | |
11.01 | Синонимы. Слова близкие по смыслу. | 1 | |
14.01 | Антонимы. Слова, имеющие противоположное значение | 1 | |
18.01 | Омонимы. Слова, совпадающие по написанию и произношению, но имеющие разное значение. | 1 | |
21.01 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | |
25.01 | Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову. | 1 | |
28.01 | Родственные слова. Корень слова. | 1 | |
01.02 | Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. | 1 | |
04.02 | Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов. | 1 | |
08.02 | Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова. | 1 | |
11.02 | Родственные слова и слова с омонимичными корнями. | 1 | |
15.02 | Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные». | ||
17.02 | Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную «О» или «Е» между ними. | ||
22.02 | Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах. | ||
25.02 | Приставка. Общее понятие о приставках и употребление их в речи. | ||
29.02 | Тренировочные упражнения в выделении приставок. | ||
03.03 | Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. | ||
07.03 | Приставка и предлог. Тренировочные упражнения на различение приставки и предлога. | ||
10.03 | Разделительный твердый знак. Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком. Разделительный мягкий знак. Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком. | ||
14.03 | Общее понятие о суффиксах и употребление их в речи. Тренировочные упражнения в выделении суффиксов. | ||
17.03 | Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи. | ||
21.03 | Суффиксы, указывающие на величину предметов. Суффиксы с уменьшительно – ласкательным значением. Суффиксы со значением увеличения. | ||
25.03 | Суффиксы профессий. | ||
04.04 | Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи. | ||
07.04 | Тренировочные упражнения в выделении окончаний. | ||
11.04 | Морфологический состав слова. Закрепление материала. | ||
14.04 | Имя существительное. Общее значение. Имя существительное. Род и число. | ||
18.04 | Глагол. Общее значение. Число и время. | ||
21.04 | Различение имени существительного и глагола. | ||
25.04 | Имя прилагательное. Общее значение. Число и род. | ||
28.04 | Различение имени существительного, имени прилагательного и глагола. | ||
02.05 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | ||
05.05 | Предложение. Составление предложений. | ||
08.05 | Согласование глагола с именем существительного в числе и роде. | ||
12.05 | Согласование имени прилагательного с именем существительного в числе и роде. | ||
16.05 | Распространение предложений | ||
19.05 | Выделение предложений из текста | ||
|
|
|
Календарно - тематическое планирование логопедических занятий на III этапе коррекционной работы с учащимися, имеющими недостатки письма и чтения, обусловленные ОНР
на 2015 – 2016 учебный год.
Номер п/п | Тема | Кол-во часов | ||
01-18.09.2015 | Диагностический | 6 | ||
21-19.05.2016 | Коррекционный |
| ||
21.09 | Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. Образование гласных II ряда . | 1 | ||
25.09-28.09 | Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в конце слова Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в середине слова Разделительный “ь”. Разделительный «ъ». | 2 | ||
01.10 | Твердые и мягкие согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных | 1 | ||
05.10-08.10 | Слоговой анализ и синтез слов | 2 | ||
12.10-15.10 | Звукобуквенный анализ и синтез слов | 2 | ||
19.10 | Звонкие и глухие согласные | 1 | ||
23.10 | Дифференциация согласных б –п | 1 | ||
26.10 | Дифференциация согласных в – ф | 1 | ||
29.10 | Дифференциация согласных г – к | 1 | ||
09.11 | Дифференциация согласных д – т | 1 | ||
12.11 | Дифференциация согласных з – с | 1 | ||
16.11 | Дифференциация согласных ж – ш | 1 | ||
19.11 | Дифференциация согласных с – ш | 1 | ||
23.11 | Дифференциация согласных з – ж | 1 | ||
26.11 | Дифференциация акустически сходных согласных: с – ц | 1 | ||
01.12 | Дифференциация согласных ц – ч | 1 | ||
04.12 | Дифференциация согласных ч – ть | 1 | ||
07.12-11.12 | Дифференциация согласных ч – щ | 1 | ||
14.12-21.12 | Родственные слова. Однокоренные слова | 3 | ||
24.12-26.12 | Безударные гласные в корне слов | 2 | ||
11.01-14.01 | Суффикс. Словообразование | 2 | ||
18.01-21.01 | Приставка. Словообразование | 2 | ||
25.01-28.01 | Предлоги | 2 | ||
01.02-04.02 | Приставки и предлоги. Дифференциация, правописание | 2 | ||
08.02-11.02 | Существительные, прилагательные. Согласование | 2 | ||
15.02-18.02 | Существительные, глаголы. Согласование | 2 | ||
22.02-29.02 | Синонимы, антонимы, многозначность слов. Фразеологизмы | 3 | ||
03.03-10.03 | Предложение Связь слов в предложении | 2 | ||
14.03-17.03 | Составление предложений | 2 | ||
21-03-24.03 | Распространение предложений | 2 | ||
04.04-07.04 | Выделение предложений из текста | 2 | ||
11.04-14.04 | Предложение. Связь слов в предложении | 2 | ||
18.04-21.04 | Текст. Выделение предложений из текста | 2 | ||
25.04-25.05 | Работа над текстом. Составление рассказов. Написание изложений и сочинений. | 8 | ||