Ещё раз о причинах речевых нарушений
«В мире все взаимосвязано, все переплетено,
пронизано мириадами петелек и узелков.
И когда мы видим следствие, то причина уже давно забыта.
Но это не значит, что ее нет. Хватило бы терпения отыскать!»
Наступило первое сентября - школьная линейка, нарядные дети, мелькание белых красивых бантов, в воздухе чувствуется и парит праздник! Для первоклассников и их родителей 1 сентября – это особенный день! Дети первый раз пришли в школу, у них начался новый этап их жизни – школьный! А у школьных учителей- логопедов 1 сентября – это не только праздник, но и начало диагностического обследования речи у первоклассников. К сожалению, с каждым годом количество детей, имеющих речевые нарушения, увеличивается. Диагностируя первоклашек, не перестаёшь удивляться тому, что некоторые родители не подозревают или не замечают имеющихся речевых нарушений у своего ребёнка. И всё чаще родители задают мне вопрос: «В чём причина возникновения, имеющихся речевых нарушений?» Моя статья адресована родителям таких детей, а также будет полезна учителям начальных классов, молодым специалистам – учителям-логопедам, а также студентам дефектологических факультетов.
Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которого последнее не может возникнуть. Установлена тесная взаимосвязь между внешними и внутренними факторами в возникновении речевой патологии и в формировании её клинической картины.
Впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины один из основоположников отечественной логопедии М.Е. Хватцев.
К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Функциональные причины Хватцев объяснил с позиций учения И.П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти и другие расстройства психических функций. Важную роль М.Е. Хватцев отводил и социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды.
В возникновении речевых расстройств большая роль принадлежит экзогенно-органическим факторам. Эта группа органических центральных причин, при поражении головного мозга, и группа органических периферических причин, при нарушении морфологического развития периферического речевого аппарата.
Под экзогенно-органическими факторами понимают различные неблагоприятные воздействия на центральную нервную систему ребёнка и на его организм в целом – инфекции, травмы, интоксикации другие. В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную (перинатальную) патологию; повреждения при родах (натальная патология) и воздействие различных вредных факторов после рождения (постнатальная патология).
Поражения нервной системы, которые объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения, обозначаются термином «перинатальная патология». Ведущее место в перинатальной патологии помимо заболеваний, инфекций, интоксикаций, токсикозов матери во время беременности, разнообразной акушерской патологии (узкий таз, затяжные или стремительные роды, неправильное предлежание плода и др.) занимает асфиксия и родовая травма.
Асфиксия – кислородное голодание плода в момент родов и родовая травма, приводящая к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток, усугубляют нарушения развития мозга плода, возникшие внутриутробно. Внутричерепные кровоизлияния могут захватить и речевые зоны головного мозга, что влечёт за собой различные нарушения коркового генеза (алалия). При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающие речедвигательный механизм речи, возникают тяжёлые нарушения звукопроизносительной стороны речи – дизартрии.
В этиологии речевых нарушений у детей определённую роль может играть иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, антигенам эритроцитов, в результате чего из эритроцитов выделяется токсическое для центральной нервной системы ребёнка вещество – непрямой билирубин, что приводит к неспецифическим нарушениям речи и слуха.
Нарушения внутриутробного развития плода – эмбриопатии – могут возникнуть в связи с вирусными заболеваниями, приёмом лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией, алкоголизмом и курением во время беременности.
При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжёлые речевые нарушения, сочетающиеся, как правило, с другими дефектами развития (слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата). Наиболее тяжёлые поражения отмечаются при заболеваниях женщины в период от 4 недель до 4 месяцев беременности краснухой, цитомегалией, токсоплазмозом и другими вирусными инфекциями.
У детей с аномалиями и пороками развития мозга часто наблюдаются: асимметрия черепа, аномалии неба, дефекты развития верхней челюсти, аномалии прикуса. Примером речевых расстройств, возникающих под влиянием неблагоприятных факторов на развивающийся плод, может быть открытая ринолалия, обусловленная врождёнными расщелинами нёба.
Речевые нарушения могут возникать и в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на мозг ребёнка после рождения, на последующих этапах его развития (нейроинфекции, травмы, опухоли мозга и др.). Структура таких нарушений будет зависеть от времени воздействия, вредности и локализации поражения мозга.
Таким образом, при оценке роли экзогенно-органического фактора в возникновении речевых расстройств в детском возрасте необходимо учитывать:
Ø время;
Ø характер и локализацию повреждения;
Ø особенности пластичности нервной системы ребёнка;
Ø степень сформированности речевой функции в момент повреждения мозга.
Определённые значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы, в частности при ринолалии, заикании, нарушениях письменной речи. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию под влиянием даже незначительных факторов.
Наследственные факторы могут играть ведущую роль в возникновении «вторичных» речевых нарушений, наблюдаемых при хромосомных синдромах и наследственно-дегенеративных заболеваниях нервной системы. Синдромы речевых расстройств наблюдаются при многих наследственно обусловленных заболеваниях обмена веществ (при фенилкетонурии и др.).
Функциональные причины нарушений речи не приводят к изменению в строении речевого аппарата, нарушают только его функцию. К ним относятся социально-психологические причины, связанные с неправильным воспитательным подходом к ребёнку в отношении речи (отсутствие эмоционально-положительного окружения; подражание взрослых неправильной речи детей – «сюсюканье»; перегрузка речи сложным речевым материалом, не соответствующим возрасту и развитию ребёнка; недостаток внимания к речи ребёнка или излишняя требовательность к ней; двуязычие или многоязычие в семье и др.). В связи с этим роль речевого окружения и речевого общения очень велика, и их недостаточность может быть одной из основных причин, нарушающих формирование речи.
Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечёткость звукопроизношения, заикание, нарушение темпа речи и др.) могут иметь в своей основе эффект подражания. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды её развития, которые создают предрасполагающие условия для «срыва» речи в 1-2 года, в 3 года и в 6-7 лет.
Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах – испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т. д. Это задерживает развитие речи, а при острых психотравмах может вызвать у ребёнка мутизм, невротическое заикание.
Нарушения речи могут быть обусловлены также общей физической ослабленностью ребёнка, различными заболеваниями внутренних органов: рахитом, нарушениями обмена веществ и другими.
Нарушения речи могут вызываться и неблагоприятными социально-бытовыми условиями, приводящими к микросоциальной педагогической запущенности, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи. Большое значение имеет эмоциональная депривация – недостаточность эмоционально-положительного контакта со взрослыми. Особое значение имеют нарушения взаимосвязи матери с ребёнком в первые годы жизни. Известно, что нормальное довербальное развитие на первом году жизни, имеющее важное значение для формирования речи, возможно только при адекватном взаимодействии ребёнка с матерью или другим близким лицом.
Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с явными дефектами речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжёлых заболеваний, например, с церебральным параличом) отстают в развитии речи.
При анализе причин возникновения нарушений следует учитывать соотношение речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при коррекционном обучении.
Анализ этиологии речевых нарушений помогает разграничению «первичных» речевых расстройств, связанных с поражением или дисфункцией речевых механизмов, от «вторичных», наблюдаемых у детей с нарушениями интеллекта или сенсорными дефектами, а также при различных текущих заболеваниях центральной нервной системы.
Таким образом, большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий речевого развития речи. Если отклонения обнаруживают у ребёнка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышают вероятность полноценного обучения в школе. Если же речевые дефекты выявляются при поступлении ребёнка в школу или в младших классах, то их уже труднее компенсировать, что отрицательно сказывается на обучении и адаптации, освоении школьной общеобразовательной программы.
Используемая литература:
1. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. – М.: 2004.
2. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – М.: 2002.