Использование нетрадиционных приёмов для заучивание правил в начальной школе
Каждый практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками учеников. Это всегда очень обидно, досадно, порой опускаются руки. К тому же из года в год все мы чувствуем, что грамотность наших воспитанников неумолимо, даже катастрофически падает. Что же делать? В чем причина? Как научить писать без ошибок?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinyova_o.g.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Синёва Ольга Геннадьевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №28» г. Балаково
«Учение должно быть
с увлечением, а не с мучением…»
С.Л. Соловейчик
Cлайд №1
Каждый практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками учеников. Это всегда очень обидно, досадно, порой опускаются руки. К тому же из года в год все мы чувствуем, что грамотность наших воспитанников неумолимо, даже катастрофически падает. Что же делать? В чем причина? Как научить писать без ошибок?
Проблема предупреждения ошибок существует с тех пор, как появилась методика, как она оформилась в науку. Все мы ищем пути лечения и предупреждения этой болезни, имя которой – безграмотность. Готовых рецептов формирования грамотных учеников нет! Все, о чем я сегодня буду говорить в плане предупреждения ошибок, вы все, конечно, знаете. Проблема, может быть в том, что надо периодически вспомнить, что можно использовать нам в своей работе.
Итак, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки?
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение. Слайд №2
В настоящее время работа по орфографии идет в основном стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать правило и свободно писать - вещи разные! Знание правила - это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений позволяют закрепить правило.
В последнее время появилось множество публикаций, в которых разработаны упражнения для развития познавательных процессов на отвлеченном, т.е. оторванном от школьной программы материале. Действительно, развивать способности ребенка можно по-разному. Но думается, что учителю, который должен еще и научить, выгоднее всего отрабатывать познавательные навыки именно на учебном материале. Например, развитие восприятия целесообразно начинать на буквах русского алфавита - основе основ грамоты, память развивается при заучивании словарных слов и правил, мышление - на вопросах и заданиях, которые помогают включать учебные задачи в сознание учеников. Слайд №3
Учитывая специфику содержания учебного материала, В.В. Лайло, педагог – новатор, подобрала психологические приёмы по развитию, направленные на преодоление трудностей обучения. Одна из них - труднозапоминаемые и легкозабываемые правила русского языка. Я благодарна Валентине Васильевне за её методические рекомендации, книги, рабочие тетради. Слайд № 4
Сегодня я хочу напомнить Вам некоторые нетрадиционные приёмы для заучивания правил в начальной школе.
Приёмы для заучивания правил Слайд №5
Для перехода заученного материала из кратковременной памяти в долговременную большую роль играют многократное повторение материала (правила), постоянное "мелькание" его перед глазами, т.е. все то, что способствует длительному стоянию материала в сознании, а значит, и его непроизвольному запоминанию. Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
1. Коллективная игра "Ваш пропуск, слово!"
Заучиваемое правило записывается учителем на доске. Каждое слово из правила (сначала первое, потом второе и т.д.) должно получить "пропуск" в правило, но перед этим оно подвергается тщательной проверке.
В игре есть ведущий и контролер, все остальные учащиеся - защитники слов. Ведущий поочередно называет слова, входящие в правило. Контролер ждет, пока защитники докажут важность того или иного слова. Если слово в правиле необходимо, то оно получает от контролера законный "пропуск". (На доске такое слово помечается любым условным знаком, например "плюсом".)
Предположим, заучивается правило о проверке парных согласных. Оно начинается так: "Парные согласные в корне слова перед глухими согласными надо проверять".
ПАРНЫЕ. - Защитники доказывают, что слово в правиле очень нужное - ведь если его убрать, то получится, что проверять надо все согласные подряд, а не 6 пар из них.
"Парные" получают "пропуск" в правило.
СОГЛАСНЫЕ. - Без этого слова в правиле не обойтись, так как если его опустить, то возникнет неясность, что именно из "парных" надо проверять. "Согласные" тоже идут в правило на "зеленый свет".
Подобным образом разыгрываются и другие слова из правила. В процессе выдачи "пропусков" происходит самое важное: ребята глубже уясняют лексическое значение каждого слова и нужность его в правиле, а это неизбежно приводит к непроизвольному запоминанию самого правила.
2. Игра "В слово" Слайд №6
Надо рассказать правило по одному слову по порядку. Например, 1-й ученик произносит "чтобы"; 2-й - "проверить"; 3-й - "безударную"; 4-й - "гласную" и т.д. Правило проговаривается несколько раз. При назывании слова важно быстро встать и выпрямиться, а назвав слово, сесть - тогда запоминанию поможет и память на движение. Если кто-то забывает назвать свое слово, то за него отвечает следующий участник.
Секрет запоминания в том, что отвечающий произносит только одно слово, а по законам игры вынужден держать в уме все правило, причем долгое время (пока игра продолжается), т.к. неизвестно, какое из слов ему достанется.
3. Выполнение заданий: "Найдите в правиле слова..." Слайд №7
При заучивании того или иного правила учитель дает ребятам одно или несколько заданий (они перечислены ниже), выбирая наиболее подходящие из них в зависимости от изучаемого правила.
Примерные задания
Найдите в правиле слова:
1) состоящие из трех букв (затем из четырех, из пяти букв и т.д.);
2) состоящие из одного слога (затем из двух, трех и т.д. слогов);
3) с ударением на первом слоге (затем на втором, третьем и т.д. слоге);
4) состоящие только из корня (или из корня и суффикса, или из корня и приставки и т.д.);
5) с безударной гласной в корне слова (или в приставке, или в суффиксе, или в окончании) или с парной согласной, или с непроизносимой согласной, или с разделительным мягким знаком и т.д.;
6) отвечающие на вопрос кто? (или что?);
7) которые являются именами существительными (или именами прилагательными, или глаголами);
8) которые являются именами существительными в единственном числе (или во множественном числе), или именами прилагательными того или иного рода, числа; или глаголами того или иного времени.
4. Рассказывание правила в разных вариантах и ролях
Слайд №8, №9
1) Расскажи правило "по телефону" маме или товарищу. Попроси их проверить, не делаешь ли ты в правиле ошибок.
Рассказывающий может нарочно сделать ошибку, которую должен найти ученик на другом конце "телефона", слушающий за маму или товарища. Оцениваются оба ученика.
2) Расскажи правило так, как рассказал бы первокласснику (или неграмотной бабушке, или своей собаке, или любимой игрушке).
Рассказчик должен подготовить предполагаемого слушателя к восприятию правила, т.е. предугадать, какие сведения из правила ему неизвестны, растолковать непонятные места.
3) Игра "Поучи правилу попугая".
Один ученик выступает в роли Учителя, другой играет Попугая. Все остальные учащиеся - зрители и жюри.
"Учитель" произносит первую фразу из правила и останавливается, ждет, пока это повторит "попугай". Если ошибок у "попугая" нет, то "учитель" проговаривает для него второе предложение - и "учеба" продолжается. Когда "попугай" выучит правило, актеры меняются ролями. После второй игры жюри ставит обоим игрокам оценки, учитывая не только знание правила, но и актерскую исполнительность.
4) Расскажи так, как будто ты сам сделал открытие правила. Образец: "Ребята, эврика! Оказывается, в русском языке есть слова, в которых некоторые согласные не произносятся, а пишутся. Не верите? Тогда сравните написание слов с их произношением: звездный, капустный, солнце, здравствуй. Заметили, что подчеркнутые согласные обозначают звук, который в слове не произносится? Я назвал эти согласные непроизносимыми.
Пересмотрев "Словарь русского языка", я разведал, что непроизносимыми бывают согласные д, т, в, л. Наверное, вы опасаетесь за грамотность при написании слов с непроизносимыми согласными? Не бойтесь! Я придумал правило для проверки таких слов. Вот оно:..."
5) Передай правило по "радио", как самую свежую новость.
Рассказчик должен сыграть роль радиокомментатора: "Внимание! Передаю последнее известие. Ученикам такого-то класса, такой-то школы (называется конкретный класс и школа) только что стало известно, что "не" с глаголами пишется отдельно..." и т.д.
6) Представь, что в очень большом зале, где тебе пришлось рассказывать правило, сломан микрофон, а ты так хочешь, чтобы люди, сидящие в зале, тебя услышали.
Рассказывающий говорит громко и очень четко, выразительно артикулируя губами и делая частые паузы в процессе выступления, чтобы убедиться, что каждое его слово доходит до слушателей.
7) Угадайте, какое слово "проглотил" диктор телевидения.
В роли диктора - учитель или ученик. "Диктор" рассказывает правило по предложению. Одно слово из предложения "проглатывается". После каждого предложения "диктор" останавливается. Ребята отгадывают, какое слово "проглочено".
8) Представьте себе, что в классе, где вы рассказываете правило: а) очень жарко (отвечающий поминутно вытирает пот со лба, помахивает перед лицом ладонью, надеясь охладиться); б) очень холодно (рассказчик ежится от стужи, втягивает голову в плечи); в) постоянно падает мел, и надо успевать и рассказывать правило, и поднимать мел.
9) Огромный воздушный шар уносит тебя в прекрасное путешествие. Шар поднимает тебя все выше и выше. На прощание ты должен успеть рассказать правило тем, кто остается на Земле:
"До свидания, я скоро вернусь! Пожалуйста, запомните, как определить падеж имени существительного: надо найти слово, от которого это существительное зависит, и от этого слова поставь вопро-о-о-с. (А голос все дальше, все тише...)"
5. Рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой
Слайд №10
1) Расскажите правило весело или грустно.
2) Все сведения, содержащиеся в правиле, возьмите под сомнение.
Например: "Неужели гласные бывают безударными? Правда ли, что их обязательно надо проверять? Почему надо непременно подбирать проверочные слова? А что если проверочные слова будут не родственными, а любыми, первыми попавшимися? Зачем добиваться, чтобы в проверочном слове именно на эту гласную падало ударение? И т.д."
3) Защитите правило или пожалейте его.
Образец: "Дорогая Частица Не! Не огорчайся, что Глагол не хочет признать тебя частью себя. Зато перед ним ты - самостоятельное слово, хотя и называешься Частицей. К тому же есть глаголы, которых ты победила, и они уже не могут прожить без тебя: ненавидеть, невзлюбить, негодовать, недоумевать".
Или: "Частица Не! Мы не дадим тебя в обиду Глаголу! Ему не удастся превратить тебя в приставку и сделать своей собственностью, потому что мы будем писать тебя отдельно от Глагола".
4) Расскажите правило так, словно содержание его является строжайшей тайной для всех, кто в данный момент захочет подслушать его за дверью класса.
6. Придумывание "усилений" для тех мест в правиле, которые особенно трудны для запоминания Слайд №11, №12
Вот примеры подобных "усилений".
1) Гласные в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу пишутся не так, как слышатся.
2) К правилу о написании имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце.
У женщин характер мягче, чем у мужчин, и написание совпадает: ж.р. ь, м.р. - .
3) Запомните приставки с гласной "А":
Красавица ЗА-НА-НАД любит все на букву "А": ананасы, апельсины, абрикосы. Остальные приставки пишутся с гласной "О".
4) Гласные в суффиксах -ОЧК-ОВ похожи на круглые линзы
ОЧКОВ.
Не забывайте, что «…справедливая похвала нужна детям, как солнечное сияние - цветам» Кристиан Боуви
Слайд №13
Разумеется, все предложенное не является чем-то новым, претендующим на статус особых методических приемов, но систематическая работа по предупреждению ошибок на каждом уроке дает результаты.
Таким образом, подводя итог сказанному, хочется пожелать успеха Вам, уважаемые коллеги, и Вашим ученикам в овладении сложнейшей русской орфографией, используя нетрадиционные приёмы для заучивания правил, изложенные сегодня мной. Здоровья Вам и творческих успехов! Всё в Ваших руках! Слайд №14
Литература: Слайд №15
- Иванова М.В. Развитие орфографической зоркости у младших школьников // Начальная школа. – 2004.-№3- стр. 43-45.
- Лайло В.В. Какое слово диктор «проглотил»? Приемы для лучшего запоминания правил.
- Лайло В.В. Печаль …. душу печет. «Усиление орфограммы»- один из пиемов длительного запоминания.
- Лайло В.В. «Обучение через развитие познавательных процессов» Изд-во Москва, 1994.
5. Лайло В.В. «Повышение грамотности и психологическое развитие
школьников» Гум. Изд. Центр Владос, 2001.
Интернет-ресурсы:
Комментарии
Ольга Геннадьевна! С большим
Ольга Геннадьевна! С большим удовольствием познакомилась с Вашей подборкой игр.Попробую использовать их на своих уроках.
Мне очень нравится методика развития орфографической зоркости С.Л.Соловейчик УМК"Гармония".Мои дети,обучавшиеся по "Гармонии" уже в 9 классе.Учителя русского и литературы отзываются положительно.