Создание коллаборативной среды.

Ефремова Наталья Ивановна

     Обучение в школе занимает достаточно объёмный промежуток времени в жизни человека,  в течение которого происходит активное развитие личности. Успешность обучения и преподавания заключается в создании учителем атмосферы, позволяющей каждому ребёнку  чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Каждый ребёнок – личность и именно в младшем школьном возрасте происходит её становление.........

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie_2_sozdanie_kollaborativnoy_sredy._-_kopiya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание коллаборативной среды.

     Обучение в школе занимает достаточно объёмный промежуток времени в жизни человека,  в течение которого происходит активное развитие личности. Успешность обучения и преподавания заключается в создании учителем атмосферы, позволяющей каждому ребёнку  чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Каждый ребёнок – личность и именно в младшем школьном возрасте происходит её становление. Хорошо ли я знаю своих учеников? Я часто задавала себе такой вопрос. И сама же на него отвечала: «Да, достаточно хорошо». Но, оказывается, что это было совсем не так. Придя в школу на практику в свой 4 «Г», для установления в классе атмосферы сотрудничества и доверия я стала использовать на каждом из моих уроков вводные игры и динамические паузы. Мои учащиеся по-разному восприняли происходящее, так как раньше это на уроках использовалось мало. Некоторые ребята, например, Д., стали смеяться с видом того, что я занимаюсь отнюдь не уроком, а какой-то «ерундой», другие, например К., пытались вообще «протестовать» против игровых элементов (девочка сложила руки перед грудью, показав жестом, что участвовать в игре она категорически не будет). Но большинство учеников с огромным интересом и пониманием отнеслись  к играм типа «Если нравится тебе, то делай так!», «Гусеница», «Как здороваются в разных странах», «Девочка (принцесса), дракон и самурай», «Как чихает слон» и другим. Ребята смогли вести себя свободно и раскованно, экспериментировать, выполняя разные роли, проявить свои эмоции (радость, смех, удовлетворение), творческий подход. Ученик К., проводя по моей просьбе динамическую паузу, показал совершенно другие движения ребятам, они удивились, но с удовольствием выполнили. А ещё им было интересно посмотреть на мою реакцию – вдруг я стану ругать К.? Но я похвалила мальчика за креативный подход и внесённое в урок разнообразие. По моим наблюдениям ребята на уроках стали чувствовать себя свободнее, увереннее высказывают свои мысли, заинтересованы в том, что же будет дальше и каждый день ждут от меня чего-то более интересного. Я стала спокойнее относиться к тому, что если у учащихся какое-то задание вызвало наибольший интерес, то надо дать детям возможность завершить начатое. Ребята с удовольствием работают в группах, на лицах удовлетворение коллективным трудом. Рефлексируя свою работу на уроке, М. написала в тетради: «Мне нравится работать в группе потому, что вместе легче думается и быстрее находишь правильное решение». Проведя общую рефлексию в конце первой недели практики по ответам учеников можно судить, что дети с удовольствием воспринимают изменения, происходящие в их обучении, нравится ощущение свободы творчества и защищённости (работа в команде). Ученица А. имеющая заболевание центральной нервной системы, стала активно включаться в работу класса, пыталась выступать в роли спикера в групповой работе. Ребята стали понимать, что не нужно стесняться своих мыслей, так как даже если ты ошибся, то твои одноклассники помогут справиться, группа всегда поддержит своего представителя; что каждый ученик нашего класса – индивидуальность, а в наших отличиях друг от друга – большая сила: кто-то хорошо говорит, кто-то – рисует, кто-то может дать дельный совет, кто-то всегда подаст руку помощи и не бросит в беде.

     Пока ещё с трудом, но учащиеся пытаются сами определять цели и  разрабатывать задачи урока. Так, на одном из уроков русского языка по теме: «Работа с толковыми словарями» (пробный урок по внедрению новых подходов в обучении и преподавании) учащиеся, ответив на вопросы (Как проверить написание слов, к которым нельзя подобрать проверочные слова? – обратиться к словарю. Какие виды словарей вам известны? – орфографический, толковый. В чём предназначение толкового словаря? – для объяснения смысла непонятных слов.  Умеете ли вы работать с таким словарём?   - пока не умеем.  Как вы думаете, какова же цель нашего урока? – Работа с толковым словарём. Чему вы должны научиться на уроке? – пользоваться толковым словарём по необходимости), смогли чётко поставить цель и определить задачу урока – чему они должны научиться. Подводя итог урока, дети смогли сделать вывод, что они теперь действительно умеют работать с толковым словарём, знают, где и как его можно использовать. Таким образом, самостоятельное определение темы урока учащимися, постановка его цели и задач помогли учащимся активно включиться в групповую работу, выполнить предложенные задания.

     В заключение хочу отметить, что учитель несёт ответственность за то, чтобы каждому ребёнку было комфортно на его уроке, чтобы каждый ребёнок мог высказаться и был услышанным и понятым, чтобы дети понимали, что можно свободно задавать учителю и своим сверстникам вопросы и подвергать что-либо сомнению. Человеческая чуткость, энтузиазм учителя, индивидуальный подход к каждому ребёнку, создание учителем условий для развития личности каждого учащегося – вот ключи к здоровой рабочей атмосферы в классе.