Мой взгляд на мир
"Человек должен учиться потому, что он человек" Сухомлинский
"...потому, что он ЧЕЛОВЕК", маленький, беззащитный, беспомощный. Такими они приходят к нам в школу... Увидеть в них личность, научить ориентироваться в этом безумном мире, взлелеять то светлое, что заложено в каждом, - в этом я вижу свое назначение Учителя-наставника, друга, товарища, который знает правильные ответы на все вопросы, который всегда рядом и всегда поможет. Угрюмость, озлобленность, недоверие ко всем и каждому...И такие они встречаются на моем пути. Отсутствие любви и ласки, тепла маминой руки, сочуственного взгляда навсегда ранят душу ребенка, разрушают веру в себя, в свое великое предназначение на этой Земле. Как ему помочь? Как вернуть блеск его глазам, радостную улыбку, заразительный смех?... На протяжении многих лет мудрый учитель, большой человек, талантливый журналист Симон Соловейчик убеждал нас , учителей, в то, что мы все талантливы: "Вы-блестящий учитель, у вас блестящие ученики". Эта формула вселяла надежду, помогала жить, работать, творить и любить. Любить...Как это важно для учителя! Ведь излучая любовь ко всему живому - стебельку ландыша, набухшей почке, яркому солнышку, - учитель заражает этой любвью тех, кто верит ему, кто, затаив дыхание, внимает каждому его слову, жесту, ловит каждый взгляд.
Формула любви...Власть этой формулы безмерна. Она врачует, вдохновляет, обнадеживает...Именно любовь, любовь к жизни, любовь к Родине, любовь во всх ее проявлениях я считаю своей педагогической философией. Человек рождается потому что он нужен нам уже рожденным и живущим на земле. И поэтому он уже достоин любви. И не надо стесняться проявлять ее: доброе слово, легкое прикосновение к стриженной макушке, похвала за то, что он старательно выводит свои первые буквы, пускай еще неумело, - все это поможет маленькому человеку понять, что его ценят, понимают, что он очень нужен и важен. И тогда он готов на все, его энтузиазму нет предела, любовь, захлестнувшая маленькое существо, безмерна. Я для него-главный, непререкаемый авторитет, он идет за мной по пути постижения этого огромного мира и себя в этом мире. И как важно, чтобы тропа, по которой я его веду, была прямой и светлой.
"Человек должен учиться потому что он человек",-внушаю я своим ученикам. Учиться всему: языку, математике, чтению музыке учиться , чтобы быть сильным, свободным, прекрасным, учиться жизни, которая бывет прекрасна и сурова, благосклонна и беспощадна. Постигая законы жизни, не пасовать перед невзгодами, достойно встречать и преодолевать трудности, уметь в довольстве и благополучии не утратить первозданность чувств, мыслей.
"Лишь только тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой". Неуспокоенность и способность к состраданию, милосердию, умение в себе подобном увидеть личность - составляющие успеха в борьбе за сердце и душу ребенка, которая трепетно откликается на каждое слово добра, сочуствия, понимания... Мы вместе учимся ненавидеть зло, презирать подлость и равнодушие, мы вместе учимся любить - этой глубокой философией пронизано все,что связано с человеком. Мы-это я и мои ученики, у которых я тоже многому учусь.
Есть некий час - как сброшенная клажа:
Когда в себе гордыню укротим.
Час ученичества - он в жизни каждой
Торжественно-неотвратим.
- писала Цветаева. Святой час ученичества, осененный великой обоюдной любовью, без которой не мыслимо мое ремесло - ремесло учителя. И я вновь и вновь повторяю, как заклинание, как молитву, как проповедь, слова: "Вы -блестящий учитель,у вас блестящие ученики".