Родителям будущих учеников .... Что такое готовность к школе?
Авторы: Е.Э Кочурова, М.И. Кузнецова Готов ли ребенок к школе? (Беседы с учителем. Под редакцией Л.Е. Журовой – Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2005)
Без преувеличения можно сказать, что вопрос о готовности к обучению на сегодня один из самых обсуждаемых в психологических, педагогических, медицинских и родительских кругах. «Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Тесты для проверки и отбора детей в школы», «Советы по подготовке детей к школе» и т. п. литературы по этим вопросам сейчас очень много. И тем не менее еще раз обратимся к проблеме готовности детей к обучению и способам педагогической диагностики этой готовности. Что такое педагогическая диагностика Давайте вместе обсудим: «Что такое педагогическая диагностика? Нужна ли она?» Родителей пугают «собеседования», проводимые с будущими первоклассниками. Так стоит ли поднимать вопрос о педагогической диагностике? Мы абсолютно уверены, что стоит и что она не подменяет собой психологическую диагностику, а дополняет ее. Задачи, стоящие перед педагогической диагностикой, иные, нежели задачи психологической диагностики. Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника. В большинстве школ есть психологи, которые и занимаются приемом детей в 1 класс. Все показатели готовности детей к школе можно условно разделить на три взаимосвязанные части: физическая, интеллектуальная и личностная готовность. Физическую готовность оценивают медики и заносят нужные сведения в индивидуальную медицинскую карту. Интеллектуальную и личностную готовности оценивают психологи. Личностная готовность оценивается по показателям, характеризующим ориентировку в окружающем, запас знаний, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность и инициативу, степень развития потребности в общении, умение установить контакт с детьми, со взрослыми. Интеллектуальная готовность детей к школе может быть определена по следующим показателям: состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и мелких движений пальцев и кисти руки, состояние развития психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие. Таким образом, психолог дает Вам необходимые сведения о сформированности позиции школьника у каждого ребенка, уровне активности и самостоятельности, умении общаться со сверстниками и взрослыми, уровне мышления. Если в школе психолога нет, ряд вопросов Вам придется выяснять самостоятельно (на этом мы остановимся в конце беседы). Но если в школе есть психолог, который определил готовность Ваших ребят к обучению, и Вы работаете с ним в тесном контакте, нужно ли проводить еще и педагогическую диагностику? Да, но только сразу оговоримся, что под ней мы не подразумеваем проверку предметных знаний, умений и навыков, предусмотренных для изучения в 1 классе. Их отсутствие мало влияет на успешность обучения, намного важнее педагогу знать о таких параметрах, как сформированностъ предпосылок к овладению грамотой и математикой, того, что является основой усвоения этих предметов. Именно учитель должен осуществлять такую диагностику и использовать данные, собранные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
Комментарии
Роль мотивации в обучении в школе
Очень важным моментом, если не главным, является сформированность мотивации готовности к поступлению в 1 класс. Поэтому родителям нужно особое внимание уделить формированию этого важного компонента и, конечно же развитию любознательности и кругозора их чада!