статья: «Анализ сложившихся практик неформального образования разновозрастных сообществ в образовательном пространстве школы»

Ткачева Светлана Львовна

        Чтобы эффективно общаться,мы

должнны осознать, что все мы

отличаемся друг от друга в том, как

мы воспринимаем мир, и

использовать это понимание в

качестве руководства для нашего

общения с другими людьми. 

Энтони Роббинс 

        Общение имеет огромное значение для общего психического развития детей, для становления ребенка как личности, развитие его самооценки. Умение продуктивно общаться является одним из критериев, определяющих готовность ребенка к дальнейшей жизни. Именно в общении считает Н.Ф.Талызина (1988г.) формируется у ребенка умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.

      Каждый воспитатель сталкивается с прблемой отсутствия интереса общения между разновозрастными детьми. Как организовать внеклассное занятие так, что бы оно стало для разновозрастных школьников радостью познания мира и активизировало бы их желание быть единым целым, а  не соперничать между собой? Какие методы стимулирования общения школьников использовать?

     Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Быстро ориентироваться в инфармационном пространстве; созданий условий, способствующих развитию способностей учащихся.

     В последние годы для реформирования системы образования предлогается большое разнообразие инноваций как в традиционной в классно-урочной форме, так и вне ее. Одним из видов такой работы является "Педагогическая мастерская". Эта форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Помимо школьного предметного преподавания мастерские в самом своем прцессе реализуют поистине огромный воспитательный потенциал. Поэтому они могут применяться в клубной деятельности и просто в работе классного руководителя и воспитателя.

    Мы провели такое занятие с разновозростными детьми 3 и 4 классов. Тема занятия "Такая разная вода". В прцессе занятия для детей была создана необходимая среда взаимодействия, которая рождает чувство общности, коллегиальности, взаимоуважения, что весьма актуально в современной жизни. Все это содействует воспитанию толерантности и обучению этике поведения. А так же ребята получили новые знания, совершенствовали свои навыки в работе с интерактивной доской. Работая в группах ребята познакомились ближе, помогали друг другу, обменивались знаниями, сообща выполняли задания, которые побуждали их проявлять творческие способности. Большим удовольствием было наблюдать за ребятами, которым занятие доставляло радость. Они почувствовали удовлетворение от совместного творчества, где мнение каждого было ценно и важно.

    После проведенного занятия ребята стали дружны, общаются между собой. Четвероклассники  проявляют внимание и заботу о своих младших товарищах. На прогулках больше времени проводят вместе,  участвуют в совместных играх, чего не было раньше. Ребята четвертых классов в свободное от уроков показывают кукольные представления ученикам третьих классов. Дети стали приветливыми предупредительными друг к другу.