Образовательная система Гармония
Пояснительная записка к системе учебников
«Гармония»
(Издательство «Ассоциация XXI век»)
Образовательная система «Гармония» включает учебники, рабочие тетради и методические пособия по всем предметам начальной школы, разработанные с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Все учебники прошли экспертизу и включены Министерством образования и науки Российской Федерации в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях.
Система учебников «Гармония» включает:
1. Русский язык
· Букварь авторов: Соловейчик М.С., Бетенькова Н. М., Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е.
· Учебники русского языка для 1–4 классов авторов Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С.
2. Литературное чтение (автор Кубасова О. В.).
3. Математика (автор Истомина Н. Б.).
4. Информатика и ИКТ (авторы Нателаури Н. К., Маранин С. С.).
5. Окружающий мир (авторы Поглазова О. Т., Ворожейкина Н. И.,
Шилин В. Д.).
6. Технология (автор Конышева Н. М.).
7. Музыка (авторы Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н., Нехаева О. И.).
8. Изобразительное искусство (авторы Копцева Т. А., Копцев В. П.,
Копцев Е. В.).
9. Физическая культура (авторы Тарнопольская Р. И., Мишин Б. И.).
10. Французский язык (авторы Владимирова В. Г., Григорьева Е. Я.).
11. Основы религиозных культур и светской этики (авторы Ворожейкина Н. И., Заяц Д. В.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_sistema_garmoniya.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к системе учебников
«Гармония»
(Издательство «Ассоциация XXI век»)
Образовательная система «Гармония» включает учебники, рабочие тетради и методические пособия по всем предметам начальной школы, разработанные с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Все учебники прошли экспертизу и включены Министерством образования и науки Российской Федерации в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях.
Система учебников «Гармония» включает:
- Русский язык
- Букварь авторов: Соловейчик М.С., Бетенькова Н. М., Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е.
- Учебники русского языка для 1–4 классов авторов Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С.
2. Литературное чтение (автор Кубасова О. В.).
3. Математика (автор Истомина Н. Б.).
4. Информатика и ИКТ (авторы Нателаури Н. К., Маранин С. С.).
5. Окружающий мир (авторы Поглазова О. Т., Ворожейкина Н. И.,
Шилин В. Д.).
6. Технология (автор Конышева Н. М.).
7. Музыка (авторы Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н., Нехаева О. И.).
8. Изобразительное искусство (авторы Копцева Т. А., Копцев В. П.,
Копцев Е. В.).
9. Физическая культура (авторы Тарнопольская Р. И., Мишин Б. И.).
10. Французский язык (авторы Владимирова В. Г., Григорьева Е. Я.).
11. Основы религиозных культур и светской этики (авторы Ворожейкина Н. И., Заяц Д. В.).
Авторы системы рассматривают школьный учебник как важнейшее методическое средство, которое должно обеспечить реализацию воплощённых в ФГОС общих подходов к содержанию и организации образования младших школьников и достижение планируемых результатов – личностное развитие детей, их духовно-нравственное воспитание, формирование у них конкретных предметных знаний, умений и комплекса универсальных учебных действий (метапредметных умений).
В каждом из учебников образовательной системы «Гармония» на основе фундаментального ядра содержания общего среднего образования, с учётом возрастных особенностей учащихся и задач обучения в начальной школе представлено содержание соответствующего курса. На базе комплекса основополагающих знаний предусмотрено формирование всех определённых стандартом предметных умений младших школьников.
Основная особенность образовательной системы «Гармония» заключается в разнообразном методическом инструментарии, который, учитывая психологические особенности младшего школьного возраста, обеспечивает формирование универсальных учебных действий в процессе усвоения предметного содержания. Спектр методических приёмов и способов организации учебной деятельности представлен во всех учебниках достаточно широко, что позволяет учителю вовлечь в активную познавательную деятельность всех учащихся, формируя у них желание и умение учиться. В каждом учебнике системы нашли отражение различные мотивационные ситуации, способы постановки учебных задач, проговаривание последовательности выполняемых учащимися действий, системное обучение способам самоконтроля и проверки полученного результата.
В сфере личностных универсальных действий содержание, представленное в каждом учебнике образовательной системы «Гармония», формирует внутреннюю позицию учащихся на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи, способность к организации самостоятельной учебной деятельности, готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать свои мысли, действия и поступки, выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью. Способы организации учебной деятельности учащихся, нашедшие отражение в учебниках образовательной системы «Гармония», способствуют формированию у учащихся таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; воспитанию желания экологически грамотно и безопасно взаимодействовать с окружающим миром природы и людьми, умения видеть красоту в окружающем мире и в поведении людей, ценностного отношения к России, своему народу, своему краю, культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
Не только специальные задания, но и «общение» младших школьников с персонажами представленных учебников помогают младшему школьнику учиться понимать точку зрения другого, объяснять, отвечать на вопросы, контролировать выполняемые действия. Они формируют также коммуникативные умения, толерантность в общении, уважение к взглядам и мнению собеседника. Например, в учебнике русского языка такими персонажами являются младший по возрасту Антон и мальчик-иностранец, а в учебнике математики одноклассники Миша и Маша. «Общение» с персонажами учебника по русскому языку помогает ребёнку учиться понимать точку зрения другого человека, его трудности, соотносить их со своими, создавать понятные для собеседника высказывания, что-то объяснять, отвечать на заданные вопросы, контролировать выполняемые действия. Включение в учебник математики заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения Миши и Маши, является эффективным методическим средством для формирования всех универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных). Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля, для коррекции ответов Миши и Маши, которые могут быть один верным, другой – неверным, оба верными, но не полными, требующими дополнения, для получения информации, для овладения умением вести диалог, для разъяснения способа решения задачи и др. В результате чтения, анализа, обсуждения диалогов и высказываний Миши и Маши, учащиеся не только усваивают предметные знания, но и приобретают опыт построения понятных для партнера высказываний, учитывающих, что партнёр видит и знает, а что нет, учатся задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
Создание условий для становления у детей, наряду с предметными умениями, личностных и метапредметных учебных действий – регулятивных, познавательных, коммуникативных – обеспечивается следующим.
– В учебниках реализуется деятельностный подход к организации учебной работы, что позволяет формировать у учащихся умение осознавать учебную задачу, планировать свои действия, осознанно их выполнять, осуществлять самоконтроль, итоговый и пошаговый, проводить самооценку. В процессе обучения также создаются условия для формирования познавательной деятельности младших школьников, для проявления самостоятельности, творческих способностей младших школьников;
– На материале каждого учебного предмета осуществляется целенаправленное формирование приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), обучение установлению причинно-следственных связей, построению рассуждений, фиксации выводов в различной форме: словесной, схематичной, модельной.
– Наряду с развитием логического мышления, все учебники создают условия для развития эмоциональной сферы ребёнка, для расширения его опыта образного восприятия мира.
– Учебниками системы обеспечивается обучение всем видам речевой деятельности, в том числе различным видам чтения, поиску, получению, переработке и использованию информации, пониманию и представлению информации в различной форме: словесной, изобразительной, схематичной, модельной.
– Методическим аппаратом учебников созданы условия для организации продуктивного общения, сотрудничества детей с учителем и друг с другом, для формирования в целом коммуникативных умений: слушать и стараться понимать собеседника; строить свои высказывания с учётом задач, условий и принятых правил общения; использовать речь как средство организации совместной деятельности, как способ запроса, получения и передачи информации; создавать небольшой монолог, участвовать в диалоге, понимать возможность различных точек зрения на один и тот же вопрос, осознавать и аргументировать своё мнение.
Важное место во всех учебниках отводится формированию умения анализировать информацию, представленную в различных формах: краткими текстами сообщений (технология, окружающий мир), зрительным рядом (математика, окружающий мир, технология, русский зык, музыка, физическая культура, изобразительное искусство), вопросами для обсуждения, самопроверки, заданиями в виде инструкций, таблиц, схем, диаграмм (математика, окружающий мир). Все виды информации обращены прежде всего к учащимся и стимулируют их на активное включение в деятельность, так как для их выполнения ученики должны самостоятельно осуществить выбор способов решения той или иной задачи, рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результата деятельности, составление и проговаривание плана выполняемых действий.
Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет целостность комплекта, которая заключается в единстве структуры учебников по всем классам и предметам, единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности.
Учебники образовательной системы «Гармония» характеризуются единством психолого-педагогических позиций, реализацией деятельностного подхода в обучении, ориентацией на всестороннее развитие учащихся. При этом формирование у ребёнка целостной картины мира, осознания разнообразных связей и отношений между явлениями осуществляется с учётом специфики каждой предметной линии учебников. Так, например, содержание учебников математики, русского языка, технологии ориентировано на формирование у детей логического, алгоритмического мышления, а в учебниках по литературному чтению, изобразительному искусству, музыке – на становление у младших школьников ассоциативно-образного мышления, воображения и интуиции.
Все учебники нацелены на развитие творческого потенциала детей. При этом учебники по предмету «Окружающий мир» способствуют формированию естественнонаучных исследовательских наклонностей ребенка. Учебники технологии развивают конструкторские, дизайнерские способности детей. На основе этих учебников осуществляется проектная деятельность. Учебники по литературному чтению и русскому языку стимулируют словесное творчество младших школьников, по музыке и изобразительному искусству – художественное. Экологический компонент содержания, эмоционально-нравственное отношение к природе, окружающей среде, нормам экологической этики, нравственно-этическое отношение к культуре народов России представлен в курсе «Окружающий мир» и в других предметных линиях.
Учебно-методический комплект по иностранному языку нацелен на комплексную реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению языку. Основная задача обучения иностранному языку в начальной школе – заложить основы речевой, социокультурной и языковой компетенции и таким образом подготовить младших школьников к дальнейшему, более глубокому овладению предметом в основной и старшей школе. Отбор содержания и форм обучения учащихся сделан в соответствии с со здоровьесберегающими, естественно-научными принципами организации учебно-воспитательного процесса, что способствует повышению качества усвоения знаний и комфортному состоянию учащихся
Из приведенных примеров видно, что учебники системы дополняют друг друга, так как направлены на развитие разных сторон личности ребёнка. Именно этим система создаёт предпосылки для гармоничного развития младшего школьника.
Учебники системы способствуют духовно-нравственному воспитанию младших школьников. При единстве подходов к решению общих задач в рамках различных учебных предметов делаются акценты на разных направлениях работы. Так, формирование представлений о символах государства, интереса и уважения к стране, к родному краю, ценностного отношения к природе и в целом к окружающей среде обеспечивают, прежде всего, учебники предметной линии «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство». При этом учебники «Окружающий мир» знакомят учащихся с географическими особенностями России, формируют представление о многообразии национально-культурных традиций народов России, правах и обязанностях граждан. Приоритетной задачей учебного курса «Литературное чтение» является воздействие на духовно-нравственную сферу учащихся. На основе осмысленного чтения высокохудожественных, ценных в воспитательном отношении произведений и выявления морального содержания действий персонажей и идейного содержания текстов на основе вопросов и заданий целенаправленно развивается нравственно-этическая ориентация детей, их способность к сопереживанию как литературным героям, так и окружающим людям, отзывчивость и готовность прийти на помощь. Основы гражданской идентичности формируются при чтении и обсуждении разнообразных произведений русского фольклора, а также авторских произведений о героическом историческом прошлом России. Также способствует духовно-нравственному воспитанию детей учебник курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Кроме того, он расширяет и систематизирует знания и представления учеников о культуре народов России, традициях, нравственных и моральных ценностях, полученные при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы.
Содержание учебников предметных линий «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Литературное чтение» направлено на воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, развитие художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, художественной культуре разных народов мира.
Формирование информационной культуры обеспечивает, наряду с учебниками по различным предметам, учебник по информатике. Вариативность предлагаемых в учебнике информатики заданий, связь с различными предметами школьного курса, реализующими метапредметные связи (математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение, музыка), опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения информатике содержательных игровых ситуаций позволяет оказать положительное влияние на развитие познавательных интересов и способствует формированию у учащихся положительного отношения к школе. Содержание учебника информатики, ориентированное на формирование логического и алгоритмического мышления, умения осуществлять поиск и представлять информацию различными способами (текст, таблица, схема и др.), анализировать и интерпретировать данные, а также первоначального представления о компьютерной грамотности (в том числе, о правилах создания информационной среды и умения применять её для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач), позволит учащимся более успешно освоить другие предметы начального образования по учебникам образовательной системы «Гармония».
Условия для формирования младшего школьника как языковой личности, для становления на этой основе его гражданской идентичности, для воспитания у него уважения к русскому языку и себе как его носителю, стремления умело пользоваться языком, осваивать его богатства обеспечивают учебники русского языка.
Уважение к другой стране, другому языку, осознание своеобразия языковой культуры формируется с помощью учебников иностранного языка.
Одной из основных задач системы является установка на здоровый образ жизни. Получению представления об организме человека, об условиях сохранения здоровья, приобщение к здоровому образу жизни обеспечивают учебники по предметам «Окружающий мир» и «Физическая культура».
Учебники по всем предметам предполагают воспитание познавательного интереса, желания учиться, позитивного творческого отношения к труду, учёбе, жизни.
В учебниках образовательной системы «Гармония» большое место уделено проектной деятельности учащихся, которая выступает как фактор интеграции содержания различных предметов, установления связи основного и дополнительного образования. Участие в проектной деятельности стимулирует интерес к учебной работе, способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности.
Планируемые результаты по освоению учебных курсов даны в примерных программах. Они отражают целевые установки изучения каждого отдельного предмета, а также возможности, которые предоставляет комплект в целом.
В каждом из учебников системы «Гармония» решение задач личностного развития младших школьников в единстве с формированием предметных и метапредметных умений осуществляется за счёт особого построения курса, отбора и логики подачи учебного материала, способов организации учебной деятельности детей, системы учебных заданий, используемых средств обучения.
При всем разнообразии предметного содержания, применяемых авторами способов и средств обучения, развития и воспитания школьников учебники системы едины по своей направленности на создание условий для психологически комфортного освоения ребёнком новых знаний и умений, для создания ситуации успеха ученика в его познавательной деятельности, для развития всех сторон его личности, его разнообразных способностей, для формирования основ учебной деятельности и приобщения к творчеству в разных его формах.