Организация педагогической работы в детском санатории.
Организация педагогической работы в детском санатории
Основная цель педагогических мероприятий заключается в повышении эмоционального и психического тонуса больных детей, находящихся в санатории. Поэтому педагогическая работа в детском санатории является подлинно лечебным фактором, одним из обязательных звеньев в общем комплексе санаторного лечения. Можно с уверенностью сказать, что успешное лечение ребенка в санатории может осуществляться только на базе хорошо поставленной педагогической работы.
Таким образом, педагог детского санатория является непосредственным и активным помощником врача в лечении детей. Задача врача и педагога едина — создать ребенку в санатории:
· содержательную и интересную жизнь, обогатить детей новыми знаниями и навыками, научить их петь, играть, вышивать, лепить, конструировать и т. д.,
· условия жизни, наиболее благоприятные для того, чтобы укрепить его организм, повысить его сопротивляемость и тем помочь преодолеть болезнь, а также обеспечить соответствующее его возрасту умственное развитие.
· вносить разнообразие в их быт, устраивая праздники, самодеятельные выступления и пр.
Все педагогические мероприятия в санатории строятся в соответствии с установленным режимом дня при обеспечении чередования активной деятельности и отдыха детей.
Педагог должен обеспечить выполнение каждым ребенком назначенного ему режима. Подход к каждому больному должен быть индивидуальным с учетом его характера, интересов и тех особенностей в поведении и настроении, которые зависят от заболевания. А для этого педагог должен уметь установить контакт с детьми своей группы, научить их характер, ознакомиться с их душевной жизнью, стать их другом и советчиком. Тогда он сможет помочь ребенку перенести подчас трудный (особенно третий) режим, боль и неприятные медицинские процедуры, необходимые по ходу лечения. Чем тяжелее заболевания детей, находящихся в отделении, тем более необходима с ними серьезная вдумчивая работа опытного педагога.
Каждое мероприятие - кружковые занятия, подготовка к праздникам и вечерам самодеятельности, показ кинокартин и т. п. — строго регламентируется врачом как в отношении детей всего отделения, так и в отношении каждого ребенка в отдельности, в зависимости от состояния его здоровья. Правильно организовать свою работу и отношение к детям педагог может только в том случае, если он имеет ясное представление о тех заболеваниях, с которыми дети находятся в данном санатории, о тех лечебных мероприятиях, которые должны быть применены для их выздоровления.
Педагог должен быть знаком с анатомо-физиологическими особенностями здоровых детей того возраста, с которыми он работает, и теми отклонениями, которые имеют место при данном заболевании. Иметь сведения из области психологии и психиатрии, которые дадут ему возможность широко проводить в повседневной работе психотерапию. Он должен уметь наблюдать и анализировать поведение и настроение больного ребенка, а также его жалобы. Эти наблюдения оказывают существенную помощь лечащему врачу, давая ему возможность судить об изменении реактивности ребенка и соответственно с этим координировать лечебные мероприятия.
Педагогическая работа в санаториях различного медицинского профиля имеет свои особенности. Поэтому в каждом санатории она должна строиться не только на основе общих принципов гигиены детского возраста, но и с учетом течения в лечения данного заболевания. Основная задача педагога в санатории состоит в том, чтобы заставить ребенка-калеку изжить ощущение своей неполноценности и поверить в то, что он сможет стать полезным родине. Руководящей нитью в работе педагога в таком санатории является положение о том, что физическая ортопедия недостаточна — необходимо ее сочетание с ортопедией личности калечного ребенка. Только уничтожив у него чувство неполноценности, можно уничтожить и те тяжелые особенности характера, которые часто наблюдаются у этих детей: замкнутость, обидчивость, мнительность, раздражительность. Педагог должен принимать совместно с медицинским персоналом участие в развитии у ребенка различных двигательных умений, в обучении его ходьбе. Крайне трудна организация педагогической работы в санаториях для детей-психоневротиков, где проводится ряд специальных мероприятий, направленных на восстановление нормальной психической деятельности ребенка. Здесь педагогический процесс становится в полном смысле лечебным процессом и роль педагога равноценна роли врача. Педагог должен понимать, что все эти особенности поведения и характера являются следствием перенесенных жизненных ситуаций и от них ребенок может избавиться лишь постепенно, по мере общего восстановления своего здоровья. Правильный педагогический подход в значительной мере может содействовать достижению этой цели.
Большое значение имеют и личные качества педагога — его умение завоевать авторитет и доверие больных детей, умение сплотить детский коллектив и поддерживать в нем дисциплину, быть очень мягким и ласковым и одновременно настойчивым и требовательным; его способность вселить в больного ребенка бодрость, веру в выздоровление и заставить его сознательно выполнять все, что может способствовать быстрейшему выздоровлению. Чем опытнее и талантливее педагог, тем больше методов и форм он найдет для осуществления стоящей перед ним трудной задачи воспитания больного ребенка.
Содержание педагогической работы в условиях санатория определяется теми задачами, которые ставятся перед педагогическим коллективом. Методы осуществления этих задач видоизменяются в зависимости от возраста детей и характера их заболевания, но основное содержание их общее во всех детских санаториях. Эти задачи следующие:
1. Повышение психического и эмоционального тонуса больных детей
2. Содействие физическому развитию в тех пределах, которые по состоянию здоровья возможны в данное время.
3. Воспитание у детей моральных качеств, патриотизма.
4. Умственное развитие детей, соответствующее их возрасту.
5. Трудовое воспитание детей.
6. Музыкальное и художественное воспитание.
7. Привитие детям культурных и гигиенических навыков.
Педагогическая работа слагается из следующих мероприятий: воспитательной работы с детьми, музыкальных занятий, проведения внешкольной работы по типу кружковых занятий: по труду, спорту, шахматам и др.
Трудовое воспитание имеет целью приучить детей уважать и любить труд, работать в коллективе, помогая друг другу, развить в детях творческую инициативу и художественный вкус. Трудовое воспитание способствует выработке у детей настойчивости в выполнении намеченного задания, аккуратности, умения экономно расходовать материал, содержать в порядке свое рабочее место. Трудовые процессы, как и все другие педагогические мероприятия, проводятся в строгом соответствии с возрастными особенностями детей, с их физическими силами и умственным развитием, с их запросами и интересами. Характер и дозировка занятий по труду определяются лечащим врачом.
Музыка, благодаря огромной силе эмоционального воздействия, способствует идейному и моральному воспитанию детей; музыкальные занятия создают у детей бодрое, радостное настроение и способствуют сплочению детского коллектива. Восприятие художественных образов песен, отражающих нашу действительность, обогащает детей новыми мыслями и чувствами, содействует развитию их воображения, творческих способностей, художественного вкуса.
Музыкальные занятия имеют значение и как лечебный фактор. Музыка вносит в жизнь больных детей много радости, способствует восстановлению равновесия нервной системы, делает настроение детей бодрым, отвлекая их от мыслей о болезни. Пение является хорошей дыхательной гимнастикой и способствует развитию грудной клетки. На музыкальные занятия нельзя смотреть как на средство заполнения свободного времени в режиме дня санатория; детей надо учить относиться к музыке вдумчиво и с любовью.
Музыкальные занятия в условиях санатория включают хоровое пение, ритмические движения, танцы под музыку, инсценировки, музыкальные игры. Самым сильным и любимым средством выражения музыкальных впечатлений для детей является песня. В песне каждый ребенок может активно выявить свою творческую личность и в то же время почувствовать свое слияние с коллективом.
В музыкальном воспитании детей в санатории большое место занимает показ музыкальной работы на проводимых по праздникам утренниках детской самодеятельности. Выступление на утреннике должно являться результатом систематических музыкальных занятий с детьми, результатом постепенного накопления навыков и знаний.
При проверке ряда моментов жизни санатория проводится беседа с детьми. Дети, если они откровенны, могут дать очень ценные сведения, особенно в части педагогического обслуживания; если детям (не отдельным детям, а многим) скучно, неинтересно, то это явно указывает на плохую постановку педагогической работы, как бы хорошо ни были написаны планы, выставлены лучшие работы детей и т. п. Но и в беседах с детьми должен быть проявлен исключительно большой такт. У детей не должна зародиться мысль, что это проверка работы тех, кто их окружает и кого они должны уважать. Они должны видеть только то, что пришедший с ними побеседовать человек живо интересуется их жизнью, их занятиями. Можно беседовать с отдельными детьми, с группой детей, но устраивать так, чтобы это происходило без присутствия кого-либо из сотрудников.
Педагогическая работа в условиях санатория настолько тесно переплетается с медицинской, что не всегда возможно четко их разграничить. Она строится в самой тесной связи с лечащими врачами и под их повседневным пристальным контролем.