Использование ИКТ на уроках в начальной школе.

Соколова Светлана Николаевна
 

Свое выступление начну со слов Энтони Маллана:

«Если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы изобрести специально для целей образования».

Рассматривая актуальность использования ИКТ в практике работы с учащимися начальной школы, обратимся к наблюдениям психологов: у сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше, и презентации, и Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока они применяются, являются инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление). Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода. (Психологи ввели такой термин как «клиповое мышление» для объяснения психических процессов, происходящих у современных детей.) Интерактивные технологии как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках в начальной школе

I.Теоретическая часть

Свое выступление начну со слов Энтони Маллана:

«Если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы изобрести специально для целей образования».

Рассматривая актуальность использования ИКТ в практике работы с учащимися начальной школы, обратимся к наблюдениям психологов: у сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше, и презентации, и Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока они применяются, являются инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление). Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода. (Психологи ввели такой термин как «клиповое мышление» для объяснения психических процессов, происходящих у современных детей.) Интерактивные технологии как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Каждый учитель осознает, что новые информационные технологии имеют большое влияние на содержание учебных предметов:

- расширяется возможность поиска новой информации, а значит, появляется возможность более углубленно изучить тот или иной материал;

- разнообразные формы работы с использованием ИКТ позволяют заинтересовать учащихся и привлечь их к самостоятельной работе, поиск нетрадиционных методов решения той или иной ситуации, задачи;

- возможность качественно и быстро осуществлять контроль учащихся. А следовательно, в дальнейшем можно построить учебный процесс так, чтобы каждый ученик усвоил основное содержание предмета.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет :

• активизировать познавательную деятельность учащихся;

• индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

• усилить образовательные эффекты;

• повысить качество усвоения материала;

• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

• проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

• развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

• овладевать практическими способами работы с информацией,

• перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Первоклассник, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности, за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.

Формирование творческой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире - одна из главных задач, провозглашенных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого развития. Основу для учебной деятельности ребёнка и многих сфер жизни человека в обществе составляет грамотность. Современная грамотность, выросшая из традиционных “читать, писать, считать”, изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и включает элементы информационных технологий, информационной культуры.

В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, что бывает зачастую очень болезненно и сопровождается психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребёнком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.

Современный младший школьник прекрасно знаком с компьютером (чаще лучше, чем взрослый), но относится к нему, как к игрушке. И передо мной встаёт задача показать, насколько это мощный инструмент познания, позволяющий открыть мир. Поэтому, используя его, мы как - будто играем с ними, но при этом преследуем цели урока, цели внеклассного занятия. Детям легче в игре воспринимать информацию, легче запомнить, усвоить материал.

II.Практическая часть

Как же я использую в своей работе информационно-коммуникативные технологии?

  1. В своей педагогической деятельности я использую готовые презентации, самостоятельно подготовленные презентации, презентации, подготовленные на основе шаблонов (из Интернета), тренажёры. Считаю возможным использование презентаций на всех этапах урока;
  2. Н-р, одна из презентаций к уроку окружающего мира во 2 классе на тему «Комнатные растения и уход за ними». (участие в районном семинаре), где она используется на всех этапах урока;
  3. Открытый урок по русскому языку по теме: «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова». К этому уроку я использовала фрагмент из презентации с музыкальным оформлением (тема «Зима»), свою презентацию с электронной физкультминуткой для глаз, что детям тоже нравится.
  4. Использование презентаций при проведении классных часов тоже дает положительный результат, дети после уроков уже устали и использование презентации, да ещё с музыкальным сопровождением превращает скучную беседу в интересную игру, в которую они охотно включаются. Открытый классный час на тему «Сам себе я помогу и здоровье сберегу».
  5. Видя презентации, дети заинтересовались, стали спрашивать, где я беру информацию для них, долго ли их создавать, стали просить, чтобы я их научила. Для участия в конкурсах, где нужно провести исследовательскую, творческую работу, дети учились создавать презентации и, учитывая, что они очень быстро осваивают технику, у них неплохо получилось. В прошлом году презентации к работе «Плоскостопие» (Котяхов Кирилл диплом 3 степени), «Что такое пластилин?» (Болдесова Мария диплом 2 степени), «Летнее настроение» (Болдесова Мария диплом 1 степени).
  6. В современной школе всё больше внимания уделяется не столько получению готовых фактических знаний, сколько развитию у школьников умения получать эти знания самостоятельно (или почти самостоятельно). Этому служат учебные исследовательские проекты. Проектная деятельность в начальной школе даёт определённое поле деятельности для использования ИКТ. Дети готовят к урокам доклады, используя при этом современную технику, н-р планшеты. Урок Азбуки Смоленского края. Тема «Млекопитающие». Мамедова Алина и Зыкова Екатерина рассказывают про куницу, используя фотографии зверька.
  7. В рамках внеурочной деятельности я веду кружок под названием «Компьютерный мир» в 1-м и 2-м классах. Необходимость его обусловлена требованиями новых стандартов, и, конечно, это помощь учителям, контролирующим создание различных проектов учениками. Дети сами признаются, что на компьютере умеют только играть, и они хотят научиться рисовать, раскрашивать картинки, набирать текст, создавать слайды. На кружок ходят с большим удовольствием.

Выполнение такой работы решает одновременно несколько задач:

  • Расширение информационного поля учащихся;
  • Формирование умения работать с дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, Интернет);
  • Развитие навыка работы с компьютером;
  • Формирование орфографической зоркости при обработке подобранного материала;
  • Развитие умения работать в парах и группах;
  • Осуществление межпредметных связей;
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Мультимедийные пособия ни в коем случае не подменяют имеющиеся учебно-методические комплекты. Они являются эффективным дополнительным средством, позволяющим обеспечить качественное обучение в сочетании с учебниками, рабочими тетрадями, раздаточным материалом.

Видя, как интересно проходит урок, как работают на уроке дети, каков результат этой работы, когда есть дополнительная информация, наглядность, появляется стимул и у учителя, и у детей. Практика показывает, что наибольший интерес у детей вызывают уроки, на которых я использовала ИКТ.

Использование ИКТ в учебной и внеучебной деятельности – это не только требование сегодняшнего дня, но и бесспорное условие достижения высокого качества образования и самообразования.

Урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

В.Сухомлинский

Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога.

В заключении сделаем вывод: педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применятьполученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это НЕОБХОДИМОСТЬ.

Спасибо за внимание!