12.10.2015г в ГБОУ "школа 1467" СП№6 состоялся мастер- класс для родителей "Артикуляционная гимнастика дома".

Ким Елена Львовна

Цель мастер-класса состояла в том, чтобы познакомить родителей с понятием артикуляционная гимнастика и ее значением. Научить правильно выполнять артикуляционную гимнастику дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_artikulyatsionnoy_gimnastike.odt54.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика для детей с вялым и нарушенным звукопроизношением»

Цель:  Познакомить родителей с понятием артикуляционная и дыхательная гимнастика. Научить правильно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения дома.

             Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика дома». А помогут провести нам мастер-класс наши ученики. Самогаев Данила и Курябина Ира.

            Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, которое будет мешать ребенку, полноценно заниматься в школе.  Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения с родителями. Как правило,  выполнение артикуляционной гимнастики, при постановке правильного произношения звука  и проговаривание речевого материала для автоматизации звука. Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

               Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная и дыхательная гимнастика. Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Дыхание также является важной частью речи. Правильное речевое дыхание -основа для нормального звукопроизношения и речи в целом.Специальные дыхательные упражнения способствуют согласованной работе легких и голосовых связок, позволяя человеку вести продолжительную и непрерывную речь.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной  и дыхательной гимнастикой.

1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной и дыхательной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.  

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.  

3.Артикуляционная и дыхательная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».  

4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.  

При проведении артикуляционной  и дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие рекомендации.

1.Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.  

2.Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.

3.Упражнения выполняются сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.

4.Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка.

5.Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.

6.Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

7.Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.

11. Упражнения должны выполняться плавно и легко без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.

12.Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.

 Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ

  1. «Окошко».  Рот широко раскрыть. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.
  2. «Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Зубы ровно мы смыкаем

И  заборчик получаем.

  1. Трубочка. Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

Мои губы – трубочка  

Превратились в дудочку

 (Важно, чтобы зубы были сомкнуты).

  1. Улыбка - Трубочка. Чередование положений губ.

            Свои губы прямо к ушкам

            Растяну я как лягушка.

           А теперь слонёнок я

          Видишь – хобот у меня.

          Мне понравилось играть

          Повторю – ка всё опять.

Упражнения для щек

1. Похлопывание и растирание щек.

2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.

4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

(выработка контроля за положением языка и удержанием позы)

1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.

На губу язык клади, Пя-пя-пя произноси, Ла-Ла-Ла произноси.

2. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять и под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать

3. « Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Язык широкий положи,

Его края приподними.

4. «Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Язык в иголку превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять – иголку я могу держать.

Динамические упражнения для языка

(выработка координации и точности движений)

1. «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

Влево - вправо мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов покачаться он готов.  

2. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

На качелях я качаюсь:

Вверх, вниз, вверх, вниз.

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

4. «Чистим зубки». Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы.

Чищу зубы, чищу зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

(Важно – подбородок не двигается)

6. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.

7. «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Ниже челюсть опускаем,

Язык к нёбу поднимаем.

Проведём вперёд – назад – наш маляр работе рад.

8. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения бывают:

1. статическими (которые выполняются в состоянии покоя)

2. динамическими (которые выполняются с использованием элементов движения)

3. специальными (т. е. дренажными – которые показаны при определённых заболеваниях).

Для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки (В,З,Ш,Р и др.) ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот.

дыхательные упражнения и игры:

  • дуть на легкие шарики, бумажные полоски;
  • играть на детских музыкальных инструментах;
  • дуть на привязанные к ниточкам ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
  • надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
  • сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра «Футбол»);
  • дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т. д.

Упражнения дыхательной гимнастики можно выполнять лежа, сидя или стоя.

  1. «Крылышки»  Руки вдоль туловища. Ребенок отводит руки назад за голову – вдох. Возвращает руки в исходное положение – выдох.

                        Крыльями руки на вдохе взлетают – (вдох)

                        Плавно на выдохе вниз опадают – (выдох)

  1. «Насос» Ребенок лежит на спине, ноги вытянуты. Ноги сгибаются в коленях, ступни стоят на кушетке – вдох. Согнутые ноги подтягиваются к подмышечным впадинам – выдох. Затем возвращение в исходное положение.

                        Вдох – и ноги я сгибаю,

                        Выдох – я их прижимаю.

                        А теперь я отдыхаю.