Эссе "Вожатство - мое призвание"
ЭССЕ
«Вожатство – мое призвание»
«Вожатый, послушай,
Как бьется о берег волна.
Ребячьи сердца и души –
Вся жизнь твоя ими полна! ».
(отрывок из песни «Вожатская вечерняя»)
Во время одной организационно – деятельностной игры, проводимой на заседании советов и штабов в школе, ребятам, в качестве задания, было предложено, исходя из предшествующей работы штаба «Вожатый», дать свое определение понятию «вожатый».
И вот какие мнения в процессе активно развернувшегося обсуждения были высказаны ребятами: Вожатый – это
- лидер;
- организатор детского отдыха;
- друг и помощник детей;
- «ящик» с советами и играми;
- добрый, отзывчивый, понимающий ….
Вожатый – это состояние души!
Какими же качествами должен обладать вожатый? Этой проблеме посвящены многочисленные исследования педагогов, психологов, социологов. Исследователи, специализирующиеся на изучении данной проблемы, традиционно выделяют общие и специальные способности. Общие способности – те, которые обеспечивают успешное овладение человеком многими видами деятельности.
Специальные способности – те, которые обеспечивают человеку успех в каком – либо одном виде деятельности.
Очевидно, что специфика работы вожатого состоит в её многообразии, соединении в единое целое как лидерских, так и организаторских функций, направленных не только на создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей, но и на включение их в различные виды деятельности.
Передо мной, как вожатой, были поставлены следующие задачи:
* поддерживать благоприятные условия, позволяющие детям и подросткам
реализовать свои потребности;
* способствовать творческому развитию учащихся в свободное время;
* организовать каникулярный отдых, досуг детей;
* продолжить работу с органами соуправления;
* сотрудничать с классными руководителями;
* продолжить работу по программе Беляевой И.Л. «Семейный калейдоскоп» для обучающихся 1-4 классов.
Решение перечисленных задач должно способствовать созданию условий для полноценного отдыха и развития детей; включённость их в различные виды деятельности. Мотив вожатого – узнать поближе ребят, наблюдая за ними со стороны, выявить лидеров, генераторов идей, посмотреть, как дети ведут себя в сложной ситуации, а так же отметить, как отдельные ребята реагируют на ошибки и успехи других.
Однако в процессе своей работы имею дело с активностью детей, в которой отсутствует осознанная цель (импульсивное поведение). Вот почему бывает очень сложно понять и объяснить поступки детей с этим типом поведения. И тогда мы сами ищем пути решения.
Во - первых, нужно попытаться перевести подобное поведение детей в позитивное русло, предложив им попробовать самостоятельно, или с моей помощью, сформулировать цель их действий в данный момент. Во - вторых, попытаться осознать возможность и целесообразность ее достижения, ожидаемые последствия и то, чем придется пожертвовать для реализации избираемой цели.
Практика показывает, что такая схема организации действий детей позволяет не только погасить всплеск эмоций, но и содействует развитию у ребят способности вдумчиво относиться к своим поступкам и к часто возникающим в жизни сложным ситуациям.
Одной из возможностей решения данного вопроса, является моя работа по созданию социальных проектов, над которыми на протяжении многих лет работает наши школа и детское объединение.
В нашей школе есть результаты по написанию социальных проектов. Например, в 2008 году на очередном заседании совета дела, совета старшеклассников обсуждали проблему досуга младших школьников. На заседании советов я, как вожатая школы и председатель совета старшеклассников Смольников Александр выдвинули предложение о создании детского уголка отдыха. Сначала многие говорили, что осуществить это нереально, но мы верили в себя, в свои силы и уже предвкушали результат.
Под моим руководством и поддержке, Саша доступным языком смог объяснить участникам заседания уровень значимости проекта, добавил то, что у нас есть опыт создания подобных проектов, опыт общения с представителями власти. После этого многие изменили свою точку зрения на создание проекта, согласились помочь мне разработать проект и с головой окунулись в процесс его реализации.
И каков же получился результат? - Проект завершён!
Теперь в этом уголке дети отдыхают, играют, проводят свободное время на переменах. Да ещё добавим к этому то, что многие ребята в ходе осуществления проекта раскрыли себя и свои таланты, приобрели навыки лидера, а это дорогого стоит.
Это не один проект, который помогает мне растить активное, творческое поколение. Это и проект «Маршрут успеха», который дал возможность благоустроить пришкольный участок и улицы нашего села; проект «Молодёжь XXI века» помог реализовать мечту детей о спортивной площадке во дворе школы; и многие другие. Если только захотеть, то можно добиться больших успехов в воспитании подрастающего поколения.
Написав уже не один проект, видна их значимость. Ребята стали активно проявлять себя, отстаивать свою точку зрения. Проявлять заботу о малышах, детях инвалидах, пожилых людях. Получают опыт общения с представителями власти. Находят пути решения из сложившихся ситуаций. Если все эти качества, приобретенные ими в написании проектов, объединить в единое целое, то мы получаем – личность, индивидуальность, твердого в достижении цели человека.
В заключение, хочется пожелать всем вожатым, всем, кто работает с детьми: не опускайте руки, любое дело требует усилий, и то, что вчера казалось невозможным, завтра может быть более доступным и ясным. «Дорогу осилит идущий!».