Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Всё обо всем"
Программа внеурочной деятельности разработанна для малокомплектной школы, для 1-3 классов в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_vse_obo_vsem.docx | 39.96 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Актуальность
В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование – 2020» меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами учебной и внеучебной деятельности.
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «все обо всем».
Рабочая программа «все обо всем» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе авторской программы Шевченко Е.А., учителя начальных классов МОУ СОШ №160 г. Тайги.
Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа кружка «все обо всем» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МОУ «ООШ №43»
Программа «все обо всем» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. У обучающихся МОУ «Основная общеобразовательная школа № 43» слабо развиты память, концентрация внимания, наблюдательность, воображение, низкий уровень общего кругозора.
Отличительными особенностями программы кружка «все обо всем» являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
- Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Формы и объем занятий:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
- Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа «Хочу все знать!» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Объем: Программа «Хочу все знать!» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года :
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности «Хочу все знать!»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. [7, с.4].
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ № 43». Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
- Регулятивные универсальные учебные действия
- -предвосхищать результат.
- - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
- -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- - предлагать помощь и сотрудничество;
- - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- - формулировать собственное мнение и позицию;
- - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
- Познавательные универсальные учебные действия
- - ставить и формулировать проблемы;
- - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- - установление причинно-следственных связей;
В программе «Хочу все знать! » описаны требования к обучающимся по годам обучения.
Содержание программы 1 класс
Тема 1 Экскурсия по территории школы
Урок – прогулка.
Тема 2 наша школа
Урок – презентация
Тема 3 Наша безопасность
Беседа. Разбор игровых ситуаций
Тема 4 наша безопасность
Игровые ситуации
Тема 5 краски осени
Беседа.
Тема 6 краски осени
Композиции из природных материалов
Тема 7 краски осени
Урок – презентация. Выставка работ.
Тема 8 подвижные игры
Разучивание подвижных игр
Тема 9 настольные игры
Оригами игрушки
Тема 10 калейдоскоп
Мозаика из разной крупы
Тема 11 что нам известно об игре в шашки
Обучение игре в шашки
Тема 12 конкурс Золотая шашечка
Соревнование по шашкам
Тема 13 «Зажгите, пожалуйста, свечи»
Лепка из пластилина подсвечника
Тема 14 как появился чайник
Правила чаепития
Тема 15 Посередине гвоздик
Вырезание фигур из бумаги
Тема 16 Свет мой зеркальце
Изготовление зеркала для куклы
Тема 17 кто изобрел расческу для волос
Прическа для куклы
Тема 18 королевская шкатулка
Рисование узоров для шкатулки
Тема 19 не лает не кусает
Лепка из пластилина ключей
Тема 20 клад римских воинов
Забивание гвоздей
Тема 21 откуда пришли тарелки
Тарелка папье – маше
Тема 22 как баклуши бить
Роспись ложки
Тема 23 соловые приборы
Сюжетные игры
Тема 24 преграждая вход. Дверь
Дизайн двери
Тема 25 от бусинки до окна
Бусины из стекла
Тема 26 история возникновения мебели
Урок – презентация
Тема 27 проектирование спальни
Изготовление шкафа из картона
Тема 28 когда было впервые изготовлено мыло
Рисование упаковки для мыла
Тема 29 время не ждет
Изготовление циферблата
Тема 30 из чего построен дом
Лепка дома
Тема 31 скатерть самобранка
Сюжетная игра
Тема 32 висячие сады
Тема 33 висячие сады
Уход за комнатными растениями
.Учебно-тематический план
1год обучения 33 час (1 час в неделю)
Тема | Кол-во времени | ||||
всего | теоретических | ||||
Наша школа | 33 | ||||
1 | Экскурсия по территории школы | ||||
2 | Наша школа | ||||
3-4 | Наша безопасность | ||||
5-7 | Краски осени | ||||
8-9 | План красного уголка | ||||
10 | Кто придумал мяч | ||||
11 | Настольные игры | ||||
12 | Подвижные игры | ||||
13 | Настольный театр | ||||
14 | Калейдоскоп | ||||
15 | Что нам известно об игре в шашки | ||||
16 | Конкурс «Золотая Шашечка» | ||||
ll. | Все для дома | ||||
17 | «Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник) | ||||
18 | Как появился чайник | ||||
19 | Посередине гвоздик (ножницы) | ||||
20 | «Свет мой зеркальце…» | ||||
21 | Кто изобрел расческу для волос | ||||
22 | Королевская шкатулка | ||||
23 | Не лает, не кусает (замок) | ||||
24 | Клад римских воинов (гвозди) | ||||
25 | Откуда пришла тарелка | ||||
26 | Как баклуши били (ложки) | ||||
27 | Столовые приборы | ||||
28 | Преграждающая вход. Дверь | ||||
29 | От бусинки до окна (стекло) | ||||
30 | История возникновения мебели | ||||
31 | Проектирование спальни | ||||
32 | Когда было впервые изготовлено мыло | ||||
33 | Время не ждет! (часы) |
Содержание программы 3 класс:
Тема 1 Экскурсия по территории школы
Урок – прогулка.
Тема 2 наша школа
Урок – презентация
Тема 3 Наша безопасность
Беседа. Разбор игровых ситуаций
Тема 4 наша безопасность
Игровые ситуации
Тема 5 краски осени
Беседа.
Тема 6 краски осени
Композиции из природных материалов
Тема 7 краски осени
Урок – презентация. Выставка работ.
Тема 8 с каких пор применяют носовые платки
Изготовление носового платка
Тема 9 юбки и брюки
Пошив для куклы
Тема 10 когда впервые стали использовать тутового шелкопряда
Урок – путешествие
Тема 11 домик для пальчиков
Варежка – прихватка
Тема 12 что такое мода
Экскурсия в ателье
Тема 13 итоговое занятие
Тема 14 первые украшения
Бусы из бумаги
Тема 15 новогодние игрушки
Изготовление елочки
Тема 16почему на пасху красят яйца
Роспись яйца
Тем 17 история воздушных шаров
Рисование воздушных шаров
Тема 18 история фейерверков
Аппликация салют
Тема 19 широкая масленица
Урок – путешествие
Тема 20 широкая масленица
Урок – путешествие
Тема 21 приглашаем к столу
Сервировка стола
Тема 22 а раньше было так
Урок – путешествие
Тема 23 бал – маскарад
Изготовление маски
Тема 24 рождественские частушки
Разучивание частушек
Тема 25 ярмарка
Поделки из разных материалов
Тема 26 не красна изба углами
Аппликация пирога
Тема 27 Вкусные украшения
Украшения для елки
Тема 28 мишура
Поделки из фольги
Тема 29 толковый словарь маркиза Этикета
Оформление приглашения
Тема 30 приглашение гостей
Урок –презентация
Тема 31 семейные праздники
Составление календаря семейных праздников
Тема 32 вечеринка
Конкурсная программа
Тема 33 -34 конкурс золушек и рыцарей
обучения 34 часа (1 час в неделю)
Тема | Кол-во времени | |||
Всего | теория | практика | ||
l. | Одежда | 34 | ||
1 | Экскурсия по территории школы | |||
2 | Наша школа | |||
3 | Наша безопасность | |||
4 | Наша безопасность | |||
5 | Краски осени | |||
6 | Краски осени | |||
7 | Краски осени | |||
8 | С каких пор применяют носовые платки | |||
9 | Юбки и брюки | |||
10 | Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда | |||
11 | Домик для пальчиков. Варежки | |||
12 | Что такое «мода» | |||
13 | Итоговое занятие по теме «Одежда» | |||
ll. | Праздник | |||
14 | Первые украшения | |||
15 | Новогодние игрушки | |||
16 | Почему на Пасху красят яйца | |||
17 | История воздушных шариков | |||
18 | История фейерверков | |||
19 | Широкая масленица | |||
20 | ||||
21 | Приглашаем к столу | |||
22 | А раньше было так… | |||
23 | Бал-маскарад | |||
24 | Рождественские частушки | |||
25 | Ярмарка | |||
26 | «Не красна изба углами» | |||
27 | Вкусные украшения | |||
28 | Мишура | |||
29 | Толковый словарь маркиза Этикета | |||
30 | Приглашение гостей | |||
31 | Семейные праздники | |||
32 | Вечеринка | |||
33 | Конкурс Золушек и Рыцарей | |||
34 | Конкурс Золушек и Рыцарей |
Список литературы
Литература для учителя
Основная литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
Дополнительная литература
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
- История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
- История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
Литература для обучающихся
- Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
- Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
- Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
- Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
- Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
- Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.
- Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.
- Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.
- Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.
- Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.
7. Словарь
Дизайн - (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.
Лайнер - (англ. liner, от line — линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы.
Кулинария - (от лат. culīna «кухня») — область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт).
Микроскоп - (от микро... и греч. skopéo — смотрю) - оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги.
Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.
Скотч - самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях.
Этикет - (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Флюгер - (от голл. vleugel - крыло) - прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.
Комментарии
Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах"Всё обо всём".
Программа отличная,мне понравилась.Я ей воспользуюсь на следующий год.Спасибо.